Казаки возвращаются или как «фальшивые» группировки разжигают кризис идентичности
Россияне разделились на реальных представителей казачества и на тех, кто стремится романтизировать прошлое, узаконивая текущую деятельность военизированных формирований, пишет The Guardian.
В Москве вам не нужно быть очень состоятельным, чтобы стать казаком. Папаха - казачий головной убор, к примеру, из искусственного меха, вам обойдется в $10. А если же вы захотите облачиться в обмундирование, получив в придачу кожаный хлыст всадников «нагайка», вы затратите всего лишь около $100.
Однако столь широкое распространение казачьей одежды приводит к некоторым неприятным ситуациям. В середине мая в аэропорту приморского города Анапа группа мужчин с папахами на головах напала на активиста Алексея Навального и членов его антикоррупционного фонда.
Более 20 человек тогда плеснули в группу молоком, после чего завязалась потасовка. После данного инцидента появилась значительная путаница среди враждебно настроенных оппонентов, неразбериха просочилась даже внутрь казачьей общины.
Лидер или атаман местной казачьей группы в Анапе Валерий Плотников в ходе пресс-конференции отрицал, что нападавшие люди были частью его команды. Он также сообщил журналистам, что «реальные» казаки на самом деле пытались предотвратить нападение. Другой бывший казачий атаман Владимир Громов пояснил, что для приобретения казачьей одежды вовсе не нужно прилагать особые усилия - «любой желающий может купить папаху в любой сувенирной лавке».
Дальнейший спор по поводу того, что же представляет собой «истинный» казак, выходит за рамки простого обсуждения. Нападение на мирных оппозиционных активистов антикоррупционного фонда вызвало опасения, что столь романтизированное прошлое казаков используется Кремлем в качестве попытки узаконить действия своих военизированных группировок.
Однако не только оппозиционно настроенные россияне обеспокоены парламентскими выборами, которые должны состояться в сентябре текущего года, но также и некоторые представители традиционного казачества.
Реабилитация
Казачья культура оказалась на грани вымирания, когда в 1990-е годы бывший президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ, которым он и одобрил ее возрождение.
На протяжении многих веков казаки служили своим царям, помогая покорять Сибирь, Кавказ и Центральную Азию в обмен на новые земли и многие привилегии. Будучи лояльными к династии Романовых и православной церкви, в 1917 году они сражались на стороне боровшихся против Красной Армии и проигравших ей. Потерпев поражение, сотни тысяч казаков были убиты и преданы гонениям в соответствии с советской политикой «истребления казаков».
Указ Ельцина призывал к восстановлению казачества как «этно-культурной группы». К тому времени на земле оставалось не так уж и много настоящих казаков, а образовавшуюся пустоту начали заполнять люди сомнительного происхождения.
«Среднестатистический казак был мужчиной средних лет, который мечтал о патриархальных ценностях, необузданной мужественности и славной погоне за воображаемыми предками», - говорит историк депулского университета Брайан Боек, который длительное время изучал этапы реабилитации казаков в 1990-х годах.
В последующие годы возвращение Кремля к консервативным ценностям и создание бренда воинствующего патриотизма при президенте Владимире Путине сделали глубоко консервативных и религиозных казаков своими естественными союзниками.
В период правления Путина по всей стране были созданы зарегистрированные казачьи организации, которые выступали как символ патриотизма.
В конце прошлого года казачий атаман Безуглый, как сообщалось, возглавлял митинг в поддержку Путина, во время которого были сожжены чучела президента США Барака Обамы, а также президента Турции Реджепа Эрдогана.
После того как два года назад произошло присоединение полуострова Крым к Российской Федерации, казаки, одетые в свои черные шерстяные и меховые шапки, грозно стояли на страже у парламента и у пунктов пропуска через Крымский полуостров. Некоторое время спустя под руководством казачьего атамана Николая Козицына многие из казаков устремились в восточную Украину, чтобы сражаться против украинских правительственных сил.
Возросшее присутствие
Казачьи патрули, которые стали активно появляться внутри России, теперь стали своего рода добровольческой полицией нравов. В Краснодаре, где произошло нападение на антикоррупционного активиста Навального и его команду, в 2012 году казаков даже поставили на учет для выплаты им заработной платы.
Их усиленное присутствие было воспринято народом как попытка удержания под контролем мигрантов на территории, которая граничит с Северным Кавказом. И даже несмотря на то, что они не имели полномочий на проведение арестов или ношение огнестрельного оружия, казаки работали в одиночку, обеспечивая при этом местную полицию инструментами запугивания, которые в меньшей степени ограничивались обязательством публичной ответственности.
«То, что не можете сделать вы, могут сделать казаки», - заявил сотрудникам полиции Александр Ткачёв будучи губернатором Краснодарского края.
Однако распределение государственных денег в местные казачьи организации после инцидента с Навальным подверглось атаке. Согласно сообщению в РБК, в 2015 году около 1 млрд. рублей (примерно 10,2 млн. евро) не дошли до казачьих групп на Кубани.
В настоящее время некоторые из этих групп поставлены под сомнение в вопросе легитимного финансирования из-за их якобы тесных связей с местной преступностью. «Большинство из этих казачьих дружин состоят из местных преступников», - заявляет комментатор Максим Шевченко. «Некий сброд, который ведет себя как ополченцы от имени местных олигархов. Настоящие казаки не держат себя подобным образом».
По словам Владимира Громова, который в течение 17 лет был атаманом Кубанского казачьего войска, Кремль сфокусировался на внедрении казаков в федеральные структуры, что затмило традиционные культурные и духовные аспекты, являющиеся главными казачьими ценностями. «С одной стороны находится правительство, а с другой стороны - казачество. Они заключают между собой договор. Но это не должно определять сферу деятельности казачества».
Громов описывает культуру, богатую песнями и общественными традициями, в том числе и уважение к женщинам и пожилым людям, в качестве ключевых казачьих особенностей.
«Прежде всего, честь и аскетизм занимают центральное место в казачьем поведении», - говорит Громов, который осудил эпизод с Навальным. «Если Навальный и виновен в нарушении российского законодательства, то существуют правоохранительные органы, которые могут и должны предотвращать преступление», - говорит он.
Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова осудила деятельность так называемых «ряженых» групп. Она рассказала, что это было «проявление агрессивного поведения таких групп по отношению к идеологическим противникам накануне избирательной кампании».
Ряженая этикетка – отрицательный эпитет, нужный для того, чтобы описать тех, кто носит костюм, который не является их собственным, встречался в ходе сопротивления среди казачьей общины.
Одной из причин этой враждебности может быть собственный интерес казаков к поддержанию степени неизвестности относительно того, кто является «реальным». В переписи населения, проведенной в 2002 году, около 7 млн. россиян идентифицировали себя как казаки, что может восприниматься как знак, что возрождение казачества, начатое в 1990-х годах, было успешно осуществлено. Но, по словам Боека, начиная с 1920 года касты казаков практически вымерли.
«Другие же люди утверждают, что сегодня реальные казачьи династии остаются вне официальных казачьих организаций», – заметил Боек. «Таким образом, большинство жителей региона не могут рассматривать даже казачьих атаманов как «реальных» казаков».
По словам Громова, «ряженые» группы также делают мало для того, чтобы объяснить случай неправильного поведения казаков. «Есть хорошие казаки и есть не очень хорошие казаки, в том смысле, что они – такие же люди, как и любые другие».
Однако столь широкое распространение казачьей одежды приводит к некоторым неприятным ситуациям. В середине мая в аэропорту приморского города Анапа группа мужчин с папахами на головах напала на активиста Алексея Навального и членов его антикоррупционного фонда.
Более 20 человек тогда плеснули в группу молоком, после чего завязалась потасовка. После данного инцидента появилась значительная путаница среди враждебно настроенных оппонентов, неразбериха просочилась даже внутрь казачьей общины.
Лидер или атаман местной казачьей группы в Анапе Валерий Плотников в ходе пресс-конференции отрицал, что нападавшие люди были частью его команды. Он также сообщил журналистам, что «реальные» казаки на самом деле пытались предотвратить нападение. Другой бывший казачий атаман Владимир Громов пояснил, что для приобретения казачьей одежды вовсе не нужно прилагать особые усилия - «любой желающий может купить папаху в любой сувенирной лавке».
Дальнейший спор по поводу того, что же представляет собой «истинный» казак, выходит за рамки простого обсуждения. Нападение на мирных оппозиционных активистов антикоррупционного фонда вызвало опасения, что столь романтизированное прошлое казаков используется Кремлем в качестве попытки узаконить действия своих военизированных группировок.
Однако не только оппозиционно настроенные россияне обеспокоены парламентскими выборами, которые должны состояться в сентябре текущего года, но также и некоторые представители традиционного казачества.
Реабилитация
Казачья культура оказалась на грани вымирания, когда в 1990-е годы бывший президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ, которым он и одобрил ее возрождение.
На протяжении многих веков казаки служили своим царям, помогая покорять Сибирь, Кавказ и Центральную Азию в обмен на новые земли и многие привилегии. Будучи лояльными к династии Романовых и православной церкви, в 1917 году они сражались на стороне боровшихся против Красной Армии и проигравших ей. Потерпев поражение, сотни тысяч казаков были убиты и преданы гонениям в соответствии с советской политикой «истребления казаков».
Указ Ельцина призывал к восстановлению казачества как «этно-культурной группы». К тому времени на земле оставалось не так уж и много настоящих казаков, а образовавшуюся пустоту начали заполнять люди сомнительного происхождения.
«Среднестатистический казак был мужчиной средних лет, который мечтал о патриархальных ценностях, необузданной мужественности и славной погоне за воображаемыми предками», - говорит историк депулского университета Брайан Боек, который длительное время изучал этапы реабилитации казаков в 1990-х годах.
В последующие годы возвращение Кремля к консервативным ценностям и создание бренда воинствующего патриотизма при президенте Владимире Путине сделали глубоко консервативных и религиозных казаков своими естественными союзниками.
В период правления Путина по всей стране были созданы зарегистрированные казачьи организации, которые выступали как символ патриотизма.
В конце прошлого года казачий атаман Безуглый, как сообщалось, возглавлял митинг в поддержку Путина, во время которого были сожжены чучела президента США Барака Обамы, а также президента Турции Реджепа Эрдогана.
После того как два года назад произошло присоединение полуострова Крым к Российской Федерации, казаки, одетые в свои черные шерстяные и меховые шапки, грозно стояли на страже у парламента и у пунктов пропуска через Крымский полуостров. Некоторое время спустя под руководством казачьего атамана Николая Козицына многие из казаков устремились в восточную Украину, чтобы сражаться против украинских правительственных сил.
Возросшее присутствие
Казачьи патрули, которые стали активно появляться внутри России, теперь стали своего рода добровольческой полицией нравов. В Краснодаре, где произошло нападение на антикоррупционного активиста Навального и его команду, в 2012 году казаков даже поставили на учет для выплаты им заработной платы.
Их усиленное присутствие было воспринято народом как попытка удержания под контролем мигрантов на территории, которая граничит с Северным Кавказом. И даже несмотря на то, что они не имели полномочий на проведение арестов или ношение огнестрельного оружия, казаки работали в одиночку, обеспечивая при этом местную полицию инструментами запугивания, которые в меньшей степени ограничивались обязательством публичной ответственности.
«То, что не можете сделать вы, могут сделать казаки», - заявил сотрудникам полиции Александр Ткачёв будучи губернатором Краснодарского края.
Однако распределение государственных денег в местные казачьи организации после инцидента с Навальным подверглось атаке. Согласно сообщению в РБК, в 2015 году около 1 млрд. рублей (примерно 10,2 млн. евро) не дошли до казачьих групп на Кубани.
В настоящее время некоторые из этих групп поставлены под сомнение в вопросе легитимного финансирования из-за их якобы тесных связей с местной преступностью. «Большинство из этих казачьих дружин состоят из местных преступников», - заявляет комментатор Максим Шевченко. «Некий сброд, который ведет себя как ополченцы от имени местных олигархов. Настоящие казаки не держат себя подобным образом».
По словам Владимира Громова, который в течение 17 лет был атаманом Кубанского казачьего войска, Кремль сфокусировался на внедрении казаков в федеральные структуры, что затмило традиционные культурные и духовные аспекты, являющиеся главными казачьими ценностями. «С одной стороны находится правительство, а с другой стороны - казачество. Они заключают между собой договор. Но это не должно определять сферу деятельности казачества».
Громов описывает культуру, богатую песнями и общественными традициями, в том числе и уважение к женщинам и пожилым людям, в качестве ключевых казачьих особенностей.
«Прежде всего, честь и аскетизм занимают центральное место в казачьем поведении», - говорит Громов, который осудил эпизод с Навальным. «Если Навальный и виновен в нарушении российского законодательства, то существуют правоохранительные органы, которые могут и должны предотвращать преступление», - говорит он.
Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова осудила деятельность так называемых «ряженых» групп. Она рассказала, что это было «проявление агрессивного поведения таких групп по отношению к идеологическим противникам накануне избирательной кампании».
Ряженая этикетка – отрицательный эпитет, нужный для того, чтобы описать тех, кто носит костюм, который не является их собственным, встречался в ходе сопротивления среди казачьей общины.
Одной из причин этой враждебности может быть собственный интерес казаков к поддержанию степени неизвестности относительно того, кто является «реальным». В переписи населения, проведенной в 2002 году, около 7 млн. россиян идентифицировали себя как казаки, что может восприниматься как знак, что возрождение казачества, начатое в 1990-х годах, было успешно осуществлено. Но, по словам Боека, начиная с 1920 года касты казаков практически вымерли.
«Другие же люди утверждают, что сегодня реальные казачьи династии остаются вне официальных казачьих организаций», – заметил Боек. «Таким образом, большинство жителей региона не могут рассматривать даже казачьих атаманов как «реальных» казаков».
По словам Громова, «ряженые» группы также делают мало для того, чтобы объяснить случай неправильного поведения казаков. «Есть хорошие казаки и есть не очень хорошие казаки, в том смысле, что они – такие же люди, как и любые другие».