Кому ставит подножку Минпромторг?
Минпромторг подготовил законопроект, запрещающий использование иностранных судов для перевозки энергоресурсов, добытых в российской Арктике. Законопроект уже согласован с Минтрансом и Минэнерго.
Минпромторг предлагает со следующего года использовать для перевозки по Северному морскому пути нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике, только суда, построенные в России. Запрет касается также ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и ресурсных исследований на шельфе Ледовитого океана.
На сегодняшний день нефть и газ по Севморпути перевозят две компании - «Новатэк» и «Газпром нефть». Единственным оппонентом нового законопроекта источники «Коммерсанта» называют только компанию «Новатэк», так как запрет на использование импортных танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), практически остановит два ее проекта - «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ».
Как известно, обслуживать проект «Ямал СПГ» могут только СПГ-танкеры ледокольного класса Arc-7, способные преодолевать льды толщиной до 2 м. В настоящее время Россия данных танкеров не производит. 15 таких судов были заказаны к постройке в Южной Корее, 5 из которых уже перевозят СПГ из ямальского порта Сабетта в Европу.
Еще 10 танкеров будут спущены на воду в ближайшие три года, но если законопроект Минпромторга будет принят, пользоваться ими будет нельзя, так же, как и уже используемыми пятью СПГ-танкерами.
Аналогичные ледокольные СПГ-танкеры «Новатэк» заказал, как пишут СМИ, на строящейся суперверфи «Звезда», которая принадлежит консорциуму «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Предполагается, что «Звезда» будет строить танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа, а также буровые, разведочные и добычные платформы.
Однако сроки завершения строительства «Звезды» постоянно сдвигаются, так как уже долгое время возникают постоянные конфликты с подрядчиками, как пишет РБК: «План закупок для строительства «Звезды» сорван, план капитальных вложений систематически не выполняется, есть риск отставания от сроков реализации проекта».
Принятие нового законопроекта поставит под угрозу и проекты Росатома, дочерняя компания которого, Росатомфлот, намерена заказать несколько СПГ-танкеров класса Arc5 у финской компании Aker Arctic Technology для обслуживания проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Такие танкеры смогут доставлять российский СПГ в Европу в сопровождении ледоколов.
На прошедшем 24-25 февраля в Москве Международном арктическом инвестиционном саммите развития одной из ключевых тем была безопасность судоходства по Северному морскому пути. Отмечалась, в частности, высокая сложность обеспечения безаварийной работы СПГ-танкеров в условиях тяжелых льдов. Авария СПГ-танкера не несет экологической угрозы, так как сжиженный газ просто испаряется. Но при этом происходят мгновенное разрушение судна и гибель всего экипажа. Так, например, после аварии танкера «Экссон Вальдес» его владелец, компания «Экссон» понесла убытки в $30 млрд. Это равно капитализации крупной нефтяной компании, так что гибель одного СПГ-танкера может просто разорить его владельцев.
Это одна из причин, по которой российские компании пока не спешат заказывать СПГ-танкеры у отечественных судостроителей.
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, признавая в целом здравой идею нового законопроекта, вместе с тем отмечает, что «самое главное, чтобы мы не укусили сами себя за хвост, если запретим всем строить за границей, а сами не сможем». Иными словами, нельзя бездумно проталкивать запрет использования танкеров иностранного производства пока не налажено строительство аналогичных судов на отечественных верфях. Кроме того, изучение конструкции современных корейских и финских танкеров ледового класса методом обратного инжиниринга может дать российским корабелам неоценимый опыт, который пригодится при строительстве собственных судов.
Если все же запрет на иностранные СПГ-танкеры для Севморпути вступит в силу, то это ослабит позиции России в международной конкуренции в СПГ-перевозках. Основное преимущество Севморпути перед конкурентами - маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы - более короткое расстояние. Маршрут от Иокогамы до Роттердама через Северный морской путь примерно на 7 тыс. км короче.
Но потеря времени в позиционировании на мировых рынках СПГ, которая неизбежно произойдет, если российские компании лишатся возможности уже сейчас перевозить сжиженный газ на СПГ-танкерах иностранного производства, скорее всего, приведет к тому, что Россия будет вытеснена конкурентами.
На сегодняшний день нефть и газ по Севморпути перевозят две компании - «Новатэк» и «Газпром нефть». Единственным оппонентом нового законопроекта источники «Коммерсанта» называют только компанию «Новатэк», так как запрет на использование импортных танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), практически остановит два ее проекта - «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ».
Как известно, обслуживать проект «Ямал СПГ» могут только СПГ-танкеры ледокольного класса Arc-7, способные преодолевать льды толщиной до 2 м. В настоящее время Россия данных танкеров не производит. 15 таких судов были заказаны к постройке в Южной Корее, 5 из которых уже перевозят СПГ из ямальского порта Сабетта в Европу.
Еще 10 танкеров будут спущены на воду в ближайшие три года, но если законопроект Минпромторга будет принят, пользоваться ими будет нельзя, так же, как и уже используемыми пятью СПГ-танкерами.
Аналогичные ледокольные СПГ-танкеры «Новатэк» заказал, как пишут СМИ, на строящейся суперверфи «Звезда», которая принадлежит консорциуму «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Предполагается, что «Звезда» будет строить танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа, а также буровые, разведочные и добычные платформы.
Однако сроки завершения строительства «Звезды» постоянно сдвигаются, так как уже долгое время возникают постоянные конфликты с подрядчиками, как пишет РБК: «План закупок для строительства «Звезды» сорван, план капитальных вложений систематически не выполняется, есть риск отставания от сроков реализации проекта».
Принятие нового законопроекта поставит под угрозу и проекты Росатома, дочерняя компания которого, Росатомфлот, намерена заказать несколько СПГ-танкеров класса Arc5 у финской компании Aker Arctic Technology для обслуживания проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Такие танкеры смогут доставлять российский СПГ в Европу в сопровождении ледоколов.
На прошедшем 24-25 февраля в Москве Международном арктическом инвестиционном саммите развития одной из ключевых тем была безопасность судоходства по Северному морскому пути. Отмечалась, в частности, высокая сложность обеспечения безаварийной работы СПГ-танкеров в условиях тяжелых льдов. Авария СПГ-танкера не несет экологической угрозы, так как сжиженный газ просто испаряется. Но при этом происходят мгновенное разрушение судна и гибель всего экипажа. Так, например, после аварии танкера «Экссон Вальдес» его владелец, компания «Экссон» понесла убытки в $30 млрд. Это равно капитализации крупной нефтяной компании, так что гибель одного СПГ-танкера может просто разорить его владельцев.
Это одна из причин, по которой российские компании пока не спешат заказывать СПГ-танкеры у отечественных судостроителей.
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, признавая в целом здравой идею нового законопроекта, вместе с тем отмечает, что «самое главное, чтобы мы не укусили сами себя за хвост, если запретим всем строить за границей, а сами не сможем». Иными словами, нельзя бездумно проталкивать запрет использования танкеров иностранного производства пока не налажено строительство аналогичных судов на отечественных верфях. Кроме того, изучение конструкции современных корейских и финских танкеров ледового класса методом обратного инжиниринга может дать российским корабелам неоценимый опыт, который пригодится при строительстве собственных судов.
Если все же запрет на иностранные СПГ-танкеры для Севморпути вступит в силу, то это ослабит позиции России в международной конкуренции в СПГ-перевозках. Основное преимущество Севморпути перед конкурентами - маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы - более короткое расстояние. Маршрут от Иокогамы до Роттердама через Северный морской путь примерно на 7 тыс. км короче.
Но потеря времени в позиционировании на мировых рынках СПГ, которая неизбежно произойдет, если российские компании лишатся возможности уже сейчас перевозить сжиженный газ на СПГ-танкерах иностранного производства, скорее всего, приведет к тому, что Россия будет вытеснена конкурентами.