Кому ставит подножку Минпромторг?

4929
Минпромторг подготовил законопроект, запрещающий использование иностранных судов для перевозки энергоресурсов, добытых в российской Арктике. Законопроект уже согласован с Минтрансом и Минэнерго.

Минпромторг предлагает со следующего года использовать для перевозки по Северному морскому пути нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и угля, добытых в российской Арктике, только суда, построенные в России. Запрет касается также ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и ресурсных исследований на шельфе Ледовитого океана.

На сегодняшний день нефть и газ по Севморпути перевозят две компании - «Новатэк» и «Газпром нефть». Единственным оппонентом нового законопроекта источники «Коммерсанта» называют только компанию «Новатэк», так как запрет на использование импортных танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), практически остановит два ее проекта - «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ».

Как известно, обслуживать проект «Ямал СПГ» могут только СПГ-танкеры ледокольного класса Arc-7, способные преодолевать льды толщиной до 2 м. В настоящее время Россия данных танкеров не производит. 15 таких судов были заказаны к постройке в Южной Корее, 5 из которых уже перевозят СПГ из ямальского порта Сабетта в Европу.

Реклама на веке

Еще 10 танкеров будут спущены на воду в ближайшие три года, но если законопроект Минпромторга будет принят, пользоваться ими будет нельзя, так же, как и уже используемыми пятью СПГ-танкерами.

Аналогичные ледокольные СПГ-танкеры «Новатэк» заказал, как пишут СМИ, на строящейся суперверфи «Звезда», которая принадлежит консорциуму «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Предполагается, что «Звезда» будет строить танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. м, суда ледового класса, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа, а также буровые, разведочные и добычные платформы.

Однако сроки завершения строительства «Звезды» постоянно сдвигаются, так как уже долгое время возникают постоянные конфликты с подрядчиками, как пишет РБК: «План закупок для строительства «Звезды» сорван, план капитальных вложений систематически не выполняется, есть риск отставания от сроков реализации проекта».

Принятие нового законопроекта поставит под угрозу и проекты Росатома, дочерняя компания которого, Росатомфлот, намерена заказать несколько СПГ-танкеров класса Arc5 у финской компании Aker Arctic Technology для обслуживания проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Такие танкеры смогут доставлять российский СПГ в Европу в сопровождении ледоколов.

На прошедшем 24-25 февраля в Москве Международном арктическом инвестиционном саммите развития одной из ключевых тем была безопасность судоходства по Северному морскому пути. Отмечалась, в частности, высокая сложность обеспечения безаварийной работы СПГ-танкеров в условиях тяжелых льдов. Авария СПГ-танкера не несет экологической угрозы, так как сжиженный газ просто испаряется. Но при этом происходят мгновенное разрушение судна и гибель всего экипажа. Так, например, после аварии танкера «Экссон Вальдес» его владелец, компания «Экссон» понесла убытки в $30 млрд. Это равно капитализации крупной нефтяной компании, так что гибель одного СПГ-танкера может просто разорить его владельцев.

Это одна из причин, по которой российские компании пока не спешат заказывать СПГ-танкеры у отечественных судостроителей.

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, признавая в целом здравой идею нового законопроекта, вместе с тем отмечает, что «самое главное, чтобы мы не укусили сами себя за хвост, если запретим всем строить за границей, а сами не сможем». Иными словами, нельзя бездумно проталкивать запрет использования танкеров иностранного производства пока не налажено строительство аналогичных судов на отечественных верфях. Кроме того, изучение конструкции современных корейских и финских танкеров ледового класса методом обратного инжиниринга может дать российским корабелам неоценимый опыт, который пригодится при строительстве собственных судов.

Если все же запрет на иностранные СПГ-танкеры для Севморпути вступит в силу, то это ослабит позиции России в международной конкуренции в СПГ-перевозках. Основное преимущество Севморпути перед конкурентами - маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы - более короткое расстояние. Маршрут от Иокогамы до Роттердама через Северный морской путь примерно на 7 тыс. км короче.

Но потеря времени в позиционировании на мировых рынках СПГ, которая неизбежно произойдет, если российские компании лишатся возможности уже сейчас перевозить сжиженный газ на СПГ-танкерах иностранного производства, скорее всего, приведет к тому, что Россия будет вытеснена конкурентами.

Реклама на веке
В Люберцах загорелся торговый центр «Орбита» "Реал" не хочет обсуждать трансфер Икарди с его женой

Ученые обнаружили скрытую силу под Африкой, способную расколоть континент

349
Ученые обнаружили скрытую силу под Африкой, способную расколоть континент
Фото: https://www.popularmechanics.com/science/environment/a64797429/east-african-rift-system-superplume/
Ученые выяснили, что под Африкой находится гигантский мантийный плюм, способный расколоть континент. Новое исследование раскрывает тайну Восточно-Африканского рифта.

Простирающаяся на 4000 миль Восточно-Африканская рифтовая система (ВАРС) — одно из самых масштабных геологических образований на планете. Она не только является зоной повышенной вулканической активности, но и может стать причиной разделения Африки на две части. Новое исследование, возможно, наконец разрешило давний спор о том, какие процессы лежат в основе этого грандиозного разлома.

Геологическая загадка Восточной Африки

ВАРС — это сеть рифтовых долин, протянувшаяся от Эфиопии до Малави. Здесь расположены одни из самых известных вулканов мира, включая Килиманджаро, а также богатые геотермальные источники. Например, в Кении около 90% электроэнергии вырабатывается за счет геотермальной энергии.

Реклама на веке

Ученые давно спорят о том, что движет этим разломом. Основная гипотеза предполагает, что под Африкой находится гигантский мантийный плюм — восходящий поток раскаленной породы из глубин Земли. Однако оставалось неясным, является ли этот плюм единым целым или состоит из нескольких меньших потоков.

Ключ к разгадке — в изотопах неона

Исследователи из Университета Глазго проанализировали образцы газов из геотермального поля Мененгаи в Кении. Особое внимание они уделили изотопам неона — благородного газа, который помогает понять процессы, происходящие в глубинных слоях мантии.

Используя высокоточную масс-спектрометрию, ученые обнаружили, что состав неона в этом регионе соответствует данным из других частей ВАРС, включая Афар в Эфиопии и Западную рифтовую долину между Угандой и ДР Конго. Это свидетельствует о том, что под всей рифтовой системой находится единый суперплюм, а не множество мелких.

«Наше исследование подтверждает, что гигантский горячий поток породы поднимается от границы ядра и мантии, раздвигает плиты и поддерживает высоту континента», — говорит Фин Стюарт, ведущий автор исследования.

Что это значит для будущего Африки?

Если теория суперплюма верна, то ВАРС продолжит расширяться, и через миллионы лет Африка может расколоться на две части, образовав новый океан. Однако не все рифты превращаются в океанические бассейны, поэтому окончательный ответ даст только время.

Это открытие не только углубляет наше понимание геологических процессов, но и имеет практическое значение. Геотермальная энергия, которую активно используют в Восточной Африке, напрямую связана с активностью ВАРС. Чем лучше мы изучим этот регион, тем эффективнее сможем использовать его ресурсы.

Реклама на веке
Ультраобработанные продукты и микропластик: скрытая угроза для мозга и психического здоровья
Реклама на веке
Реклама на веке