Конфликт на Украине – весомый повод для расширения и совершенствования ЕС
Ужас двух мировых войн заставил Францию, Западную Германию и другие страны объединить усилия и создать то, что сегодня является Европейским Союзом. Спустя 70 лет из-под обломков Украины вновь пробивается нечто похожее на те настроения, которые двигали отцами-основателями ЕС.
Сейчас речь идет о принятии в ЕС девяти новых членов, в том числе и Украины. Вступление в самый успешный в мире клуб мирных и процветающих демократий выведет эту разрушенную страну, а также других претендентов на вступление на Западных Балканах, Грузию и Молдову, на новый и перспективный путь. Для самого Евросоюза это также будет не что иное, как историческое событие, завершающее создание большого континентального союза и означающее окончание процесса, начавшегося с победы над нацистами.
Расширить ЕС с 27 до, скажем, 36 будет непросто. Хорватия, самый последний новый участник, присоединилась к ЕС десять лет назад. Теперь идея расширения снова стоит на повестке дня: 5 октября в испанском городе Гранада состоится встреча лидеров стран континента, включая претендентов на вступление в блок. На следующий день те, кто уже состоит в клубе, расскажут о том, какие реформы необходимо провести, чтобы шоу с новыми (и более разнообразными) странами-членами продолжалось. Предполагаемая дата завершения расширения ЕС – 2030 год – оптимистична, но к ней стоит стремиться.
Лидеры ЕС, рассматривающие будущую форму союза, должны помнить, что расширение было его самой успешной политикой. Такие грандиозные проекты, как евро, единый рынок и регулирование деятельности технологических гигантов, имеют большое значение, но их ценность во многом обусловлена тем, что они выходят за рамки Франции и Германии и охватывают Финляндию, Грецию, Словакию и Испанию. Представьте себе, насколько менее энергичной была бы помощь ЕС Украине, если бы блок уже не охватывал четыре страны, граничащие с зоной боевых действий. Дальнейшее расширение ЕС может усилить геополитическую мощь Европы, что, похоже, признает и президент Франции Эмманюэль Макрон, ранее скептически относившийся к расширению.
Евросоюз больше не может позволить себе тянуть время с девятью потенциальными странами-членами, не давая им реальной надежды на вступление. Оставляя европейских соседей в «серой зоне», ЕС открывает двери для тех, кто хотел бы дестабилизировать обстановку на континенте. Эта нездоровая динамика питает циничную, а порой и неблагополучную политику шести стран Западных Балкан и трех других претендентов. Интеграция ни одной из них не будет легкой. В Грузии, Молдове и Украине находятся российские войска. Все страны, претендующие на вступление в ЕС, признаны американским аналитическим центром Freedom House лишь «частично свободными». (Турция, хотя формально и остается кандидатом, но, увы, еще очень далека от удовлетворения всех критериев).
Приступая к выполнению миссии по расширению, ЕС должен взять на себя несколько твердых обязательств. Первое – это послание надежды претендентам: если они проведут реформы, необходимые для того, чтобы стать достойными членами, то их примут. Аналогичное обещание было дано в 2003 году странам Западных Балкан, но о нем быстро забыли. Претенденты на вступление в ЕС должны соответствовать тем же критериям, что и другие страны, в частности, поддерживать демократию. Условия вступления в зону евро должны быть жесткими. Однако тем, кто добросовестно прилагает усилия, следует предлагать больше помощи по мере продвижения по этому пути. Некоторые преимущества членства могут предоставляться постепенно, по мере проведения экономических реформ, включая доступ к единому рынку. В то же время должно быть ясно, что конечным пунктом назначения является полноправное членство в ЕС, а не простаивание в ожидании своей очереди за его пределами.
Второе обязательство заключается в том, что собственные внутренние реформы ЕС не должны задерживать присоединение к блоку новых государств. Да, союз должен переосмыслить свое устройство: больший ЕС не станет лучшим вариантом, если он зайдет в тупик. После расширения ЕС до 36 стран было бы глупо позволять правительству одной страны накладывать вето на коллективные действия, как это происходит сейчас в сферах внешней политики и налогообложения. Общая сельскохозяйственная политика, на которую уходит треть бюджета блока, потребует радикальной реформы и сокращения, чтобы не допустить слишком больших субсидий украинским олигархам, управляющим фермами размером с некоторые страны ЕС. Допуск более бедных членов ЕС приведет к перераспределению потока субсидий и прочих средств с общего бюджета. При всем этом ЕС не должен держать дверь закрытой, пока он наводит порядок в своем собственном доме.
Расширить ЕС с 27 до, скажем, 36 будет непросто. Хорватия, самый последний новый участник, присоединилась к ЕС десять лет назад. Теперь идея расширения снова стоит на повестке дня: 5 октября в испанском городе Гранада состоится встреча лидеров стран континента, включая претендентов на вступление в блок. На следующий день те, кто уже состоит в клубе, расскажут о том, какие реформы необходимо провести, чтобы шоу с новыми (и более разнообразными) странами-членами продолжалось. Предполагаемая дата завершения расширения ЕС – 2030 год – оптимистична, но к ней стоит стремиться.
Лидеры ЕС, рассматривающие будущую форму союза, должны помнить, что расширение было его самой успешной политикой. Такие грандиозные проекты, как евро, единый рынок и регулирование деятельности технологических гигантов, имеют большое значение, но их ценность во многом обусловлена тем, что они выходят за рамки Франции и Германии и охватывают Финляндию, Грецию, Словакию и Испанию. Представьте себе, насколько менее энергичной была бы помощь ЕС Украине, если бы блок уже не охватывал четыре страны, граничащие с зоной боевых действий. Дальнейшее расширение ЕС может усилить геополитическую мощь Европы, что, похоже, признает и президент Франции Эмманюэль Макрон, ранее скептически относившийся к расширению.
Евросоюз больше не может позволить себе тянуть время с девятью потенциальными странами-членами, не давая им реальной надежды на вступление. Оставляя европейских соседей в «серой зоне», ЕС открывает двери для тех, кто хотел бы дестабилизировать обстановку на континенте. Эта нездоровая динамика питает циничную, а порой и неблагополучную политику шести стран Западных Балкан и трех других претендентов. Интеграция ни одной из них не будет легкой. В Грузии, Молдове и Украине находятся российские войска. Все страны, претендующие на вступление в ЕС, признаны американским аналитическим центром Freedom House лишь «частично свободными». (Турция, хотя формально и остается кандидатом, но, увы, еще очень далека от удовлетворения всех критериев).
Приступая к выполнению миссии по расширению, ЕС должен взять на себя несколько твердых обязательств. Первое – это послание надежды претендентам: если они проведут реформы, необходимые для того, чтобы стать достойными членами, то их примут. Аналогичное обещание было дано в 2003 году странам Западных Балкан, но о нем быстро забыли. Претенденты на вступление в ЕС должны соответствовать тем же критериям, что и другие страны, в частности, поддерживать демократию. Условия вступления в зону евро должны быть жесткими. Однако тем, кто добросовестно прилагает усилия, следует предлагать больше помощи по мере продвижения по этому пути. Некоторые преимущества членства могут предоставляться постепенно, по мере проведения экономических реформ, включая доступ к единому рынку. В то же время должно быть ясно, что конечным пунктом назначения является полноправное членство в ЕС, а не простаивание в ожидании своей очереди за его пределами.
Второе обязательство заключается в том, что собственные внутренние реформы ЕС не должны задерживать присоединение к блоку новых государств. Да, союз должен переосмыслить свое устройство: больший ЕС не станет лучшим вариантом, если он зайдет в тупик. После расширения ЕС до 36 стран было бы глупо позволять правительству одной страны накладывать вето на коллективные действия, как это происходит сейчас в сферах внешней политики и налогообложения. Общая сельскохозяйственная политика, на которую уходит треть бюджета блока, потребует радикальной реформы и сокращения, чтобы не допустить слишком больших субсидий украинским олигархам, управляющим фермами размером с некоторые страны ЕС. Допуск более бедных членов ЕС приведет к перераспределению потока субсидий и прочих средств с общего бюджета. При всем этом ЕС не должен держать дверь закрытой, пока он наводит порядок в своем собственном доме.