КПРФ против вмешательства
Основанием для этого послужила инициатива единоросского большинства Госдумы принять закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», который был разработан в связи с поэтапным снижением минимальной численности политических партий.
КПРФ выступила против административного вмешательства в жизнь политических партий. Однако под этим предлогом, по мнению коммунистов, власти пытаются ввести административное регулирование партийной жизни в стране.
Как сообщил «Веку» депутат Госдумы, член фракции КПРФ Валерий Рашкин, построение в России правового демократического государства в современных условиях невозможно без четкого и должного внимания к политическим партиям, которые в скором будущем будут иметь исключительное право участвовать в выборах всех уровней.
В этой связи совершенно очевидна необходимость принятия мер по расширению прав политических партий, а также возможностей по их созданию, в том числе и по сокращению минимальной численности партий. «Казалось бы, предлагаемый законопроект и должен преследовать эту цель, но его анализ позволяет сделать вывод о том, что это всего лишь паллиатив. Почему? Отвечаем. Нам предлагается дополнить статью 24 пунктом 5, установив обязательную ротацию руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, - отмечает Рашкин. - Принятие подобной нормы станет вопиющим фактом вмешательства во внутренние дела партии. В мировой практике и действующем законодательстве стран всего мира нет подобных требований, но, видимо, в нашем государстве созрело осознание того, что мы имеем самую развитию политическую систему, и уже необходимо указывать как и кого избирать руководителем партии. Если идти по подобному пути, скоро партии обяжут согласовывать свои руководящие органы с администрацией президента РФ, губернаторами, ФСБ, МВД. А не право ли партий самим решать, кто будет ее возглавлять и сколько по времени?»
Депутат отмечает, что данные поправки, внесенные президентом РФ в закон, еще не приняты, а чиновники от власти с завидной легкостью уже вмешиваются во внутренние дела партий и, в частности, в дела КПРФ. В частности, по данным Рашкина, в соответствии с распоряжением Минюста в марте 2009 года проводится плановая проверка региональных отделений Компартии. КПРФ никогда не уклонялась от подобных мероприятий, отмечает депутат, и тем более всегда в своей деятельности руководствовалась положениями действующего законодательства. Но когда ЦК КПРФ стал получать из региональных отделений поступившие к ним заявки на предоставление документов, то стало страшно, а порой и просто смешно от того уровня некомпетентности территориальных управлений министерства юстиции.
В доказательство Валерий Рашкин привел некоторые примеры. В частности, в Саратовской области и Ханты-Мансийском автономном округе требуют представления налоговой отчетности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, хотя это прямо запрещено ст.38 закона «О политических партиях» и не входит в компетенцию Минюста, а отнесено к сфере проверок налоговых органов. Кроме этого, в Саратовской области требуют Устав партии и все свидетельства о государственной регистрации, внесении записи в ЕГРЮЛ о постановке на налоговый учет. Но удивительней всего, что требуют еще и банковскую выписку о движении денежных средств по расчетному счету! В Астрахани требуют планы работ руководящих органов. Но ведь у нас есть Программа партии и Устав, там у каждой политической партии определены цели и задачи, планы, сетует Валерий Рашкин.
«Или еще пример. Уже дважды Центр по противодействию экстремизму (Центр «Э») Главного управления внутренних дел по Саратовской области МВД России своим письмом требует «в связи с возникшей служебной необходимостью» предоставить в их адрес заверенные копии учредительных документов (свидетельства о регистрации, о постановке на налоговый учет, устав, учредительный договор с полными данными учредителей, а также список членов партии в электронном виде). И это только малая толика чиновничьего беспредела в отношении политических партий», - отмечает депутат.
По мнению Рашкина, с принятием данных поправок в законопроект властные структуры с еще большим рвением набросятся на партии и будут их донимать до бесконечности своими незаконными требованиями. Депутат также напомнил, что положения действующего закона «О политических партиях» где в статье 8 сказано, что «Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности…», а статья 10 этого же закона устанавливает, что «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается».
«В нашей же ситуации президент России вносит данный законопроект, и кроме как вмешательством должностного лица в деятельность политической партии это назвать невозможно, - сказал Рашкин. - Часть 2 этой же статьи устанавливает, что «Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними», но никаких согласований по предлагаемым поправкам в самый важный для политических партий закон не проводилось».
Как сообщил «Веку» депутат Госдумы, член фракции КПРФ Валерий Рашкин, построение в России правового демократического государства в современных условиях невозможно без четкого и должного внимания к политическим партиям, которые в скором будущем будут иметь исключительное право участвовать в выборах всех уровней.
В этой связи совершенно очевидна необходимость принятия мер по расширению прав политических партий, а также возможностей по их созданию, в том числе и по сокращению минимальной численности партий. «Казалось бы, предлагаемый законопроект и должен преследовать эту цель, но его анализ позволяет сделать вывод о том, что это всего лишь паллиатив. Почему? Отвечаем. Нам предлагается дополнить статью 24 пунктом 5, установив обязательную ротацию руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, - отмечает Рашкин. - Принятие подобной нормы станет вопиющим фактом вмешательства во внутренние дела партии. В мировой практике и действующем законодательстве стран всего мира нет подобных требований, но, видимо, в нашем государстве созрело осознание того, что мы имеем самую развитию политическую систему, и уже необходимо указывать как и кого избирать руководителем партии. Если идти по подобному пути, скоро партии обяжут согласовывать свои руководящие органы с администрацией президента РФ, губернаторами, ФСБ, МВД. А не право ли партий самим решать, кто будет ее возглавлять и сколько по времени?»
Депутат отмечает, что данные поправки, внесенные президентом РФ в закон, еще не приняты, а чиновники от власти с завидной легкостью уже вмешиваются во внутренние дела партий и, в частности, в дела КПРФ. В частности, по данным Рашкина, в соответствии с распоряжением Минюста в марте 2009 года проводится плановая проверка региональных отделений Компартии. КПРФ никогда не уклонялась от подобных мероприятий, отмечает депутат, и тем более всегда в своей деятельности руководствовалась положениями действующего законодательства. Но когда ЦК КПРФ стал получать из региональных отделений поступившие к ним заявки на предоставление документов, то стало страшно, а порой и просто смешно от того уровня некомпетентности территориальных управлений министерства юстиции.
В доказательство Валерий Рашкин привел некоторые примеры. В частности, в Саратовской области и Ханты-Мансийском автономном округе требуют представления налоговой отчетности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, хотя это прямо запрещено ст.38 закона «О политических партиях» и не входит в компетенцию Минюста, а отнесено к сфере проверок налоговых органов. Кроме этого, в Саратовской области требуют Устав партии и все свидетельства о государственной регистрации, внесении записи в ЕГРЮЛ о постановке на налоговый учет. Но удивительней всего, что требуют еще и банковскую выписку о движении денежных средств по расчетному счету! В Астрахани требуют планы работ руководящих органов. Но ведь у нас есть Программа партии и Устав, там у каждой политической партии определены цели и задачи, планы, сетует Валерий Рашкин.
«Или еще пример. Уже дважды Центр по противодействию экстремизму (Центр «Э») Главного управления внутренних дел по Саратовской области МВД России своим письмом требует «в связи с возникшей служебной необходимостью» предоставить в их адрес заверенные копии учредительных документов (свидетельства о регистрации, о постановке на налоговый учет, устав, учредительный договор с полными данными учредителей, а также список членов партии в электронном виде). И это только малая толика чиновничьего беспредела в отношении политических партий», - отмечает депутат.
По мнению Рашкина, с принятием данных поправок в законопроект властные структуры с еще большим рвением набросятся на партии и будут их донимать до бесконечности своими незаконными требованиями. Депутат также напомнил, что положения действующего закона «О политических партиях» где в статье 8 сказано, что «Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности…», а статья 10 этого же закона устанавливает, что «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается».
«В нашей же ситуации президент России вносит данный законопроект, и кроме как вмешательством должностного лица в деятельность политической партии это назвать невозможно, - сказал Рашкин. - Часть 2 этой же статьи устанавливает, что «Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними», но никаких согласований по предлагаемым поправкам в самый важный для политических партий закон не проводилось».