Красноярская водочная реанимация
На юге Красноярского края заканчиваются приготовления к запуску ликеро-водочного завода «Шушенская марка». Завод, который ранее был лидером отрасли, уже несколько лет является банкротом. Теперь власти надеются, что реанимация предприятия станет началом реанимации и всей краевой отрасли, которая уже несколько лет, скорее, мертва.
Возобновление производства на шушенском предприятии запланировано на ноябрь. Новый собственник завода заканчивает оформление необходимых для этого документов. Как заявил глава Шушенского района Анатолий Керзик, фактически компании осталось только получить лицензию на алкоголь. Предполагается, что «ШМ» будет выпускать совершенно новые бренды, ранее красноярцам неизвестные, поскольку инвестор - из другого региона. В марте активы «Шушенской марки» купило новосибирское ООО «СТК». Известно, что у компании уже два ликероводочных завода - в Томске и Владимире, сеть магазинов розничной торговли алкогольной продукцией на территории Красноярского края, Иркутской и Новосибирской областей.
Для краевой промышленности запуск «Марки» - событие, безусловно, знаковое. Производство собственной водки в крае сейчас самое низкое за последние 15 лет. Костяк отрасли составляли четыре завода – Канский ЛВЗ, Минусинский водочный завод, «Ярич» и «Шушенская марка». Вместе компании в год выдавали свыше 1 млн. декалитров крепкого алкоголя. При том, что красноярцы в год выпивают примерно 3 млн. дал (этот показатель не меняется год от года), можно сказать: региональный производитель на местном рынке себя чувствовал вполне уверенно. «ШМ» изначально была в более выгодном положении, поскольку создавалась как частное предприятие, в то время как КЛВЗ, «Минал» и «Ярич» входили в структуру Росспиртпрома. Госуправление доказало свою неэффективность и в середине 2000-х все три завода обанкротились. «ШМ» же именно в этот момент была на пике своей формы, войдя в число 40 крупнейших ликеро-водочных предприятий России.
В 2010 году «Ярич» купили предприниматели из Кемерово, переименовав его в Красноярский водочный завод. С тех пор предприятие только наращивает производство. За год до этого в край зашел такой мощный на тот момент профильный инвестор, как бурятское ОАО «Байкалфарм». Сначала они купили КЛВЗ, затем «Минал». У властей были громадные планы на этот счет. Но Канское предприятие так и не смогли перезапустить на полную мощность. «Миналу» же удалось проработать меньше двух лет. Затем вокруг бурятской компании стали происходить непонятные общественности события. Успешно работающий холдинг в конце 2013 года неожиданно сменил прописку на Кабардино-Балкарию, а затем обанкротился. Соответственно, его красноярские активы снова осиротели.
Крах компании «Байкалфарм» совпал по времени с кризисом «Марки». События вокруг них во многом были схожи. Успешно работавшая столько лет «ШМ» вдруг начала сокращать производство. Потом выяснилось, что у нее гигантские долги перед различными структурами, которые превышают миллиард рублей. Гендиректору и собственнику компании Виктору Иванову следствие предъявило сразу несколько статей УК РФ - невыплату заработной платы, мошенничество, неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств. Позже он получил пять лет условно.
Причин краха предприятий эксперты называют множество. Субъективные – банальное желание выйти из надоевшего бизнеса (его приписывают и Иванову, и братьям Матхановым, контролировавшим «Байкалфарм»). Объективные - резкое повышение акцизов в 2013 году, а также ужесточение правил производства и торговли крепкими спиртными напитками. Следствием их стало не только сокращение выручки, но и проигранная контрафакту конкуренция. В регионы хлынула подпольная продукция, произведенная в республиках Северного Кавказа. Так, сейчас в Красноярске цена «серой» бутылки водки из-под полы – 140-150 рублей. В магазинах же самая дешевая продается по 205 рублей. При этом «по 140» продается круглые сутки несмотря на все запреты и санкции со стороны властей. Например, месяц назад в Красноярске полиция задержала гражданина, который хранил в нескольких гаражах около 5 тыс. бутылок водки со всеми признаками подделки. Но власти уверены, что постепенно искоренят фальсификат дальнейшим ужесточением наказания для продавцов и производителей. А население поймет, что лучше заплатить лишние 50 рублей, чем играть с судьбой. Правда, недавние истории с массовыми отправлениями по всей стране обычным «Боярышником» демонстрируют, что, похоже, в логику властей где-то вкралась ошибка. И это не говоря уже о том, что те же отравления показывают, что и покупка дорогого алкоголя в легальной торговле, а не из-под полы не дает ни каких гарантий его качества.
«Концепция политики государственного регулирования рынка алкогольной продукции требует доработки. Когда на территории края работали пять заводов, они приносили один миллиард рублей налогов, и мы были уверены в качестве алкоголя. Когда остался один завод, пить меньше не стали, хотя борьба с этим ведется постоянно, а вот завозной алкогольной продукции стало больше», - говорит председатель комитета по промышленности, транспорту и связи Заксобрания Красноярского края Владимир Демидов.
В качестве вариантов развития отрасли в целом правительство края рассматривает два пути. Один из них предполагает увеличение количества производителей и создание высокой конкуренции. Второй подразумевает поддержку двух-трех производств, размещенных около крупных городов, что позволило бы сформировать низкую себестоимость и высокую рентабельность.
Добавим, что КЛВЗ ранее купила некая компания из Хакасии, которая специализируется на обороте металлолома. По последним данным, краевые чиновники достигли договоренностей, что она пока не будет демонтировать и реализовывать оборудование. У «Минала» тоже нет повода для оптимизма. Ранее имущественный комплекс завода за 30 млн. рублей выкупила администрация Минусинска. Как уточняет пресс-служба мэрии, сейчас на заводе в тестовом режиме запущена линия по розливу бутилированной воды. Запуск производства водки оценивается минимум в 150 млн. рублей. Но таких денег у города уже нет.
Для краевой промышленности запуск «Марки» - событие, безусловно, знаковое. Производство собственной водки в крае сейчас самое низкое за последние 15 лет. Костяк отрасли составляли четыре завода – Канский ЛВЗ, Минусинский водочный завод, «Ярич» и «Шушенская марка». Вместе компании в год выдавали свыше 1 млн. декалитров крепкого алкоголя. При том, что красноярцы в год выпивают примерно 3 млн. дал (этот показатель не меняется год от года), можно сказать: региональный производитель на местном рынке себя чувствовал вполне уверенно. «ШМ» изначально была в более выгодном положении, поскольку создавалась как частное предприятие, в то время как КЛВЗ, «Минал» и «Ярич» входили в структуру Росспиртпрома. Госуправление доказало свою неэффективность и в середине 2000-х все три завода обанкротились. «ШМ» же именно в этот момент была на пике своей формы, войдя в число 40 крупнейших ликеро-водочных предприятий России.
В 2010 году «Ярич» купили предприниматели из Кемерово, переименовав его в Красноярский водочный завод. С тех пор предприятие только наращивает производство. За год до этого в край зашел такой мощный на тот момент профильный инвестор, как бурятское ОАО «Байкалфарм». Сначала они купили КЛВЗ, затем «Минал». У властей были громадные планы на этот счет. Но Канское предприятие так и не смогли перезапустить на полную мощность. «Миналу» же удалось проработать меньше двух лет. Затем вокруг бурятской компании стали происходить непонятные общественности события. Успешно работающий холдинг в конце 2013 года неожиданно сменил прописку на Кабардино-Балкарию, а затем обанкротился. Соответственно, его красноярские активы снова осиротели.
Крах компании «Байкалфарм» совпал по времени с кризисом «Марки». События вокруг них во многом были схожи. Успешно работавшая столько лет «ШМ» вдруг начала сокращать производство. Потом выяснилось, что у нее гигантские долги перед различными структурами, которые превышают миллиард рублей. Гендиректору и собственнику компании Виктору Иванову следствие предъявило сразу несколько статей УК РФ - невыплату заработной платы, мошенничество, неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств. Позже он получил пять лет условно.
Причин краха предприятий эксперты называют множество. Субъективные – банальное желание выйти из надоевшего бизнеса (его приписывают и Иванову, и братьям Матхановым, контролировавшим «Байкалфарм»). Объективные - резкое повышение акцизов в 2013 году, а также ужесточение правил производства и торговли крепкими спиртными напитками. Следствием их стало не только сокращение выручки, но и проигранная контрафакту конкуренция. В регионы хлынула подпольная продукция, произведенная в республиках Северного Кавказа. Так, сейчас в Красноярске цена «серой» бутылки водки из-под полы – 140-150 рублей. В магазинах же самая дешевая продается по 205 рублей. При этом «по 140» продается круглые сутки несмотря на все запреты и санкции со стороны властей. Например, месяц назад в Красноярске полиция задержала гражданина, который хранил в нескольких гаражах около 5 тыс. бутылок водки со всеми признаками подделки. Но власти уверены, что постепенно искоренят фальсификат дальнейшим ужесточением наказания для продавцов и производителей. А население поймет, что лучше заплатить лишние 50 рублей, чем играть с судьбой. Правда, недавние истории с массовыми отправлениями по всей стране обычным «Боярышником» демонстрируют, что, похоже, в логику властей где-то вкралась ошибка. И это не говоря уже о том, что те же отравления показывают, что и покупка дорогого алкоголя в легальной торговле, а не из-под полы не дает ни каких гарантий его качества.
«Концепция политики государственного регулирования рынка алкогольной продукции требует доработки. Когда на территории края работали пять заводов, они приносили один миллиард рублей налогов, и мы были уверены в качестве алкоголя. Когда остался один завод, пить меньше не стали, хотя борьба с этим ведется постоянно, а вот завозной алкогольной продукции стало больше», - говорит председатель комитета по промышленности, транспорту и связи Заксобрания Красноярского края Владимир Демидов.
В качестве вариантов развития отрасли в целом правительство края рассматривает два пути. Один из них предполагает увеличение количества производителей и создание высокой конкуренции. Второй подразумевает поддержку двух-трех производств, размещенных около крупных городов, что позволило бы сформировать низкую себестоимость и высокую рентабельность.
Добавим, что КЛВЗ ранее купила некая компания из Хакасии, которая специализируется на обороте металлолома. По последним данным, краевые чиновники достигли договоренностей, что она пока не будет демонтировать и реализовывать оборудование. У «Минала» тоже нет повода для оптимизма. Ранее имущественный комплекс завода за 30 млн. рублей выкупила администрация Минусинска. Как уточняет пресс-служба мэрии, сейчас на заводе в тестовом режиме запущена линия по розливу бутилированной воды. Запуск производства водки оценивается минимум в 150 млн. рублей. Но таких денег у города уже нет.