18+
  1. Регионы просят рубля

Регионы просят рубля

Регионы просят рубля
Состояние и совершенствование межбюджетных отношений федерального центра с регионами стали темой обсуждения на правительственном часе, который прошел в Госдуме.

За скучным названием скрываются чрезвычайно важные для россиян вещи: уровень зарплат, бесплатные лекарства, строительство новых школ и детских садов, а также многое другое. В тоже время положение с финансовым состоянием регионов более чем сложное. Долги субъектов РФ составляют более 2 трлн. рублей, что превышает треть их собственных доходов. Из них федеральному бюджету регионы должны более 1 трлн. рублей.

Правительство пока без особых успехов пытается переломить ситуацию. Ранее Минфин заявлял о том, что ведомство намерено совершенствовать методику распределения межбюджетных трансфертов в части выравнивания бюджетной обеспеченности.

По словам заместителя председателя правительства, курирующего межбюджетные отношения, Дмитрия Козака, правительство в рамках подготовки бюджета на 2018 и плановый 2019-2020 годы предложило распределить часть дотаций регионам с учетом результатов действующего мониторинга расходных обязательств субъектов. По его словам, регионы одобрили эту схему.

Выглядеть это будет следующим образом. «В 2018 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предлагается увеличить на 30,5 млрд. рублей. Общая сумма составит 645 млрд. рублей. Из них 430 млрд. рублей распределены действующим законом о бюджете на 2017-2019 годы. 15 млрд. рублей - нераспределенные дотации - предлагается распределить между регионами с учетом результатов мониторинга и финансовой оценки расходных полномочий», - пояснил Козак.

При этом он напомнил о еще одном важном моменте. С текущего года дотации на сбалансированность сопровождаются заключением соглашений с субъектами РФ, где они берут на себя обязательства по оптимизации расходов, мобилизации дополнительных доходов и наращиванию собственного экономического потенциала.

В то же время Козак обратил внимание на то, что из 9,6 трлн. рублей совокупных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ 9,2 трлн. рублей предопределены принятыми федеральными законами. «Мы одной рукой провозгласили бюджетный федерализм и предоставили право в пределах собственных доходов с учетом выравнивания субъектам Российской Федерации самостоятельно определять приоритеты и одновременно на 97% зарегулировали эти расходы. Ну, это я называю вам среднюю цифру, а если разложить эти проценты на уровень бюджетной обеспеченности, то в 59% по нашим с вами решениям, по законам федеральным, указам, постановлениям правительства, инструкциям министерств в 59 регионах эти расходы составляют более 100% их доходов после всех видов выравнивания. Нам с вами пора искать губернаторов этих 59 регионов, апостолов, которые пятью хлебами 5 тыс. едоков накормят», - отметил Козак.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, в свою очередь, также обратила внимание на то, что несбалансированность региональных бюджетов обусловлена принимаемыми решениями на федеральном уровне. По ее словам, подтверждением несбалансированности является сокращение доходов консолидированных бюджетов (с учетом межбюджетных трансфертов) в ВВП с 12% в 2012 году до 11,6% в 2018 году и 11,3% в 2020 году. Регионы в первую очередь обеспечивают расходные обязательства по оплате труда, которые в общем объеме расходов в целом по стране составили 64,6%.

Тема межбюджетных отношений не могла оставить депутатов равнодушными, и они задали много вопросов присутствующим членам правительства. Так, Михаил Дегтярев (ЛДПР) отметил, что региональная политика предусматривает поощрение регионов, которые проводят деятельную экономическую политику, в том числе по приросту налоговых поступлений по налогу на прибыль. В следующем году в регионы планируется вернуть более 36 млрд. рублей, а 18 млрд. рублей будут распределяться уже в этом году. Дегтярев поинтересовался, как будет распределяться между регионами оставшаяся сумма?

Отвечая на вопрос, Козак пояснил, что вчера был внесен проект постановления о методике этого распределения, и здесь есть разногласия между Минфином и МЭР, за какой период считать: за два или три года, среднегодовой прирост либо абсолютный прирост за последний год и т. д. «И эти вопросы будут еще обсуждаться», - пообещал он.

Ирина Гусева («Единая Россия») отметила, что не меньшую, а большую тревогу вызывает ситуация с долгами регионов перед коммерческими банками и кредиторами.

Козак, в свою очередь, заявил, что «если мы по итогам инвентаризации, реструктуризации бюджетных кредитов и оценке оставшейся задолженности распределим 100 млрд. дотаций на сбалансированность, мы в условиях 2018 года можем полностью, в полном объеме обнулить эту ситуацию».

Олег Николаев («Справедливая Россия») спросил, каковы конкретные меры по дифференциации бюджетов регионов? Когда планируется достичь плановых показателей?

Вице-премьер Дмитрий Козак подчеркнул, что если речь идет о том, чтобы обеспечить равенство регионов по всем доходам, мы никогда этого не достигнем. «В России уровень экономического развития будет всегда. Мы всегда должны будем заниматься межбюджетным выравниванием», - констатировал он.

Депутаты также приняли решение внести свою лепту в дело межбюджетных отношений. Выступая от фракции «Единая Россия», Константин Исаев отметил как важное принятие президентом РФ Владимиром Путиным решения о реструктуризации государственного долга субъектов РФ. Депутат заявил о предложении «Единой России» принять незамедлительное решение о формировании совместной комиссии, в которую вошли бы представители всех фракций.

Козак согласился с этим предложением. По его словам, в трехсторонней комиссии «эти вопросы можно обсудить и изучить».

Последние новости