Красноярску не видать газопровода, как и своего метро
Оба красноярских «проекта века» снова оказались под вопросом. Хотя еще совсем недавно власти региона были абсолютно уверены в том, что их ждет успех. Но мнение крупных компаний и федеральных властей склонно к измене.
Про газификацию Красноярского края «Век» писал неоднократно ранее. Регион богат углеводородами, однако они сконцентрированы на севере – на Таймыре и в Эвенкии. И если тянуть ветку оттуда – через сотни километров необжитой тайги, стоимость проекта будет астрономической. Поэтому остается вариант подключения к существующим сетям «Газпрома» в Кемеровской области. Но газификация регионов для холдинга – больная тема. В европейской части России все понятнее: здесь функционируют трубопроводы советской постройки, проще ландшафт и меньшие расстояния. А вот Сибирь и Дальний Восток приводят проектировщиков магистральных газопроводов в ступор. Разумеется, если это не касается проектов по экспорту газа вроде «Силы Сибири-2». Как раз на него Красноярский край и возлагал надежды.
Однако недавно «Газпром» опубликовал схему своих планов на 2021-2025 годы. Красноярский край представлен на ней в виде белого пятна. Холдинг графически обозначил, где и сколько собирается построить газопроводов за это время. И все схематические линии резко обрываются на границе Красноярского края, а также Хакасии, продолжаясь (правда, в небольшом количестве) только уже в Иркутской области. В ответ на запросы заинтригованных журналистов «Газпром» кратко ответил, что изыскания и корректировка схемы продолжаются.
При том, что буквально в ноябре руководство Красноярского края заявило: долгожданная газификация Красноярска не за горами. Есть планы по «Силе Сибири-2», которая пересечет регион в Сухобузимском районе. Соответственно, краевому бюджету нужно будет только изыскать несколько миллиардов на строительство перемычки до Красноярска. И это вполне подъемная задача. В качестве сроков подачи «голубого топлива» местным потребителям названы 2025 – 2027 годы. Теперь эта дата снова стала открытой.
Комментируя ситуацию, глава компании «Газпроммежрегионгаз» Сергей Густов заявил, что у Красноярского края много угля и электроэнергии. Что правда: это Канско-Ачинский угольный бассейн и Красноярская и Богучанская ГЭС. Поэтому нужно сначала анализировать их возможности, а потом думать, как к ним подключить газ. И нужно ли это вообще. Однако очевидно, что Густову с высоты своего московского офиса совсем неинтересно мнение сибиряков. Иначе бы знал, что именно угольная теплогенерация вызывает больше всего вопросов, именно ее в первую очередь в Красноярске хотят заменить газом, поскольку с точки зрения экологии работа крупных ТЭЦ не выдерживает никакой критики. Сегодня город входит в число самых грязных в России, в том числе и по их вине. Собственно, это главное, чего ждут от газификации. Сейчас же только 15% местного жилфонда газифицировано сжиженным газом. Крупные промышленные объекты вообще не газифицированы, кроме непосредственно нефтегазоносных месторождений на севере, где попутный газ точечно приспосабливают для местных нужд.
Руководству края сказать населению пока нечего, кроме дежурных фраз про продолжающуюся актуализацию схемы газификации и поиск оптимальных вариантов. Ориентировочный срок газификации теперь – «до конца десятилетия». «Но он может изменяться в зависимости от реализации проекта «Сила Сибири-2», - обнадежили в красноярском правительстве.
Другой зашедший в тупик проект – красноярский метрополитен. Строить его начали еще в середине 90-х годов. А сама схема была разработана в СССР. Вялотекущие работы были заморожены при губернаторе Александре Хлопонине в 2009 году. Реанимировать строительство начали в ходе подготовки города к Зимней Универсиаде-2019. Правда, планам строительства первой очереди к Играм не суждено было сбыться. Но федеральные власти пообещали финансовую поддержку в любом случае. Стоимость строительства оценили в 65 млрд. рублей. Началась переработка проектной документации. Но результат чем-то не устроил Главгосэкспертизу и она была отправлена на новую доработку. Затем пришел коронавирус. Сначала речь шла о том, что работы при поступлении федеральных средств могут начаться летом этого года. Затем был назван 2022 год. Потом тема вообще как-то плавно ушла в тень. На сегодняшний день из новостей – сообщения из Арбитражного суда. Там проектировщик метрополитена - АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» требует от КГКУ «Краевое транспортное управление» доплатить ему 230 млн. рублей.
«Как следует из искового заявления, АО «КрасноярскТИСИЗ» в рамках исполнения обязательств по государственному контракту на проведение мероприятий «Корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена в Красноярске» выполнило предусмотренный контрактом объем работ. Истец указывает, что КГКУ «Краевое транспортное управление» злоупотребило своим правом, уклонилось от приемки части выполненных работ, воспользовалось полученным результатом, передав его на прохождение государственной экспертизы», - сообщили «Веку» в суде.
11 марта глава Красноярска Сергей Еремин (кстати, бывший в 2012 – 2017 годах главой краевого минтранса) выступил перед горсоветом с отчетом о работе в 2020 году. Естественно, депутаты задали и вопрос: а что там с метро? На что градоначальник после долгой паузы выдавил из себя: «Не знаю». И добавил, что говорить с федеральными властями, обсуждать условия финансирования можно, лишь имея на руках утвержденную ПСД. А пока ее нет, и говорить не о чем.
Однако недавно «Газпром» опубликовал схему своих планов на 2021-2025 годы. Красноярский край представлен на ней в виде белого пятна. Холдинг графически обозначил, где и сколько собирается построить газопроводов за это время. И все схематические линии резко обрываются на границе Красноярского края, а также Хакасии, продолжаясь (правда, в небольшом количестве) только уже в Иркутской области. В ответ на запросы заинтригованных журналистов «Газпром» кратко ответил, что изыскания и корректировка схемы продолжаются.
При том, что буквально в ноябре руководство Красноярского края заявило: долгожданная газификация Красноярска не за горами. Есть планы по «Силе Сибири-2», которая пересечет регион в Сухобузимском районе. Соответственно, краевому бюджету нужно будет только изыскать несколько миллиардов на строительство перемычки до Красноярска. И это вполне подъемная задача. В качестве сроков подачи «голубого топлива» местным потребителям названы 2025 – 2027 годы. Теперь эта дата снова стала открытой.
Комментируя ситуацию, глава компании «Газпроммежрегионгаз» Сергей Густов заявил, что у Красноярского края много угля и электроэнергии. Что правда: это Канско-Ачинский угольный бассейн и Красноярская и Богучанская ГЭС. Поэтому нужно сначала анализировать их возможности, а потом думать, как к ним подключить газ. И нужно ли это вообще. Однако очевидно, что Густову с высоты своего московского офиса совсем неинтересно мнение сибиряков. Иначе бы знал, что именно угольная теплогенерация вызывает больше всего вопросов, именно ее в первую очередь в Красноярске хотят заменить газом, поскольку с точки зрения экологии работа крупных ТЭЦ не выдерживает никакой критики. Сегодня город входит в число самых грязных в России, в том числе и по их вине. Собственно, это главное, чего ждут от газификации. Сейчас же только 15% местного жилфонда газифицировано сжиженным газом. Крупные промышленные объекты вообще не газифицированы, кроме непосредственно нефтегазоносных месторождений на севере, где попутный газ точечно приспосабливают для местных нужд.
Руководству края сказать населению пока нечего, кроме дежурных фраз про продолжающуюся актуализацию схемы газификации и поиск оптимальных вариантов. Ориентировочный срок газификации теперь – «до конца десятилетия». «Но он может изменяться в зависимости от реализации проекта «Сила Сибири-2», - обнадежили в красноярском правительстве.
Другой зашедший в тупик проект – красноярский метрополитен. Строить его начали еще в середине 90-х годов. А сама схема была разработана в СССР. Вялотекущие работы были заморожены при губернаторе Александре Хлопонине в 2009 году. Реанимировать строительство начали в ходе подготовки города к Зимней Универсиаде-2019. Правда, планам строительства первой очереди к Играм не суждено было сбыться. Но федеральные власти пообещали финансовую поддержку в любом случае. Стоимость строительства оценили в 65 млрд. рублей. Началась переработка проектной документации. Но результат чем-то не устроил Главгосэкспертизу и она была отправлена на новую доработку. Затем пришел коронавирус. Сначала речь шла о том, что работы при поступлении федеральных средств могут начаться летом этого года. Затем был назван 2022 год. Потом тема вообще как-то плавно ушла в тень. На сегодняшний день из новостей – сообщения из Арбитражного суда. Там проектировщик метрополитена - АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» требует от КГКУ «Краевое транспортное управление» доплатить ему 230 млн. рублей.
«Как следует из искового заявления, АО «КрасноярскТИСИЗ» в рамках исполнения обязательств по государственному контракту на проведение мероприятий «Корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена в Красноярске» выполнило предусмотренный контрактом объем работ. Истец указывает, что КГКУ «Краевое транспортное управление» злоупотребило своим правом, уклонилось от приемки части выполненных работ, воспользовалось полученным результатом, передав его на прохождение государственной экспертизы», - сообщили «Веку» в суде.
11 марта глава Красноярска Сергей Еремин (кстати, бывший в 2012 – 2017 годах главой краевого минтранса) выступил перед горсоветом с отчетом о работе в 2020 году. Естественно, депутаты задали и вопрос: а что там с метро? На что градоначальник после долгой паузы выдавил из себя: «Не знаю». И добавил, что говорить с федеральными властями, обсуждать условия финансирования можно, лишь имея на руках утвержденную ПСД. А пока ее нет, и говорить не о чем.