Криминал ушел в цифру
Сегодня практически все мы в той или иной степени вовлечены в цифровое пространство. К сожалению, Интернет приносит не только пользу. Один неверный клик, и вы - жертва мошенников.
На днях по электронной почте получил сообщение: в честь юбилея нашей фирмы вы стали обладателем крупного денежного приза. Сразу закралось подозрение - жулики. Но тут же возник соблазн, как отказаться от получения 10 550 евро, если вам убедительно предлагают немедленно перебросить всю сумму на вашу банковскую карту. Эх, была-не была! В ответ сообщил номер старой кредитки с балансом всего 1000 рублей. Новое электронное письмо от «юбиляров» привело в полный восторг — осуществляем перевод указанной суммы. Однако через пару минут последовало еще одно сообщение — банк не может зачислить на ваш счет валюту, требуется перевести евро в рубли. Для конвертации и зачисления вам на карту 896 750 рублей необходимо отправить 560 рублей. Дальше играть в поддавки не было смысла...
Эту историю я рассказал председателю Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов, ветеранов и силовых структур РФ Алексею Лобареву. «Это они тебя пожалели, - заявил мой добрый приятель, - хотели развести на сотку рублей. Ты удачно прошел по минному полю. Хочешь познакомиться с уловками мошенников, приходи на обсуждение проблем кибербезопасности, которое организовали общественные советники главы управы столичного района Пресня».
Тема «круглого стола» вызвала небывалый интерес специалистов. В мероприятии, казалось бы, районного масштаба приняли участие представители правоохранительных органов, депутаты, юристы, психологи из ряда районов Москвы, а еще Краснодара, Липецка, Иркутска, Санкт-Петербурга и нескольких международных организаций. И в этом нет ничего удивительного. Статистика правонарушений в сфере телефонного и кибермошенничества повергает в шок, заставляет общественность бить тревогу на всех сайтах и в социальных сетях, искать пути и методы борьбы с аферистами новой формации.
По данным Следственного департамента МВД, только за 11 месяцев 2021 года ущерб от телефонных грабежей в России составил 45 млрд. рублей. Каждый седьмой россиянин подвергался нападкам мошенников. Причем, половина всех жертв сама добровольно передавала секретные данные, пароли и коды. Сумма ущерба от одного мошенничества варьируется от 15 тыс. рублей до десятков миллионов рублей.
Неутешительна статистика Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным опросов, более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников, а почти каждый пятый (19%) — СМС-сообщения; треть респондентов (35%) с этим не сталкивалась. Чаще всего мошенники звонили москвичам и петербуржцам (70%), жителям городов-миллионников (69%). СМС-сообщения от мошенников чаще получали молодые люди 24 - 35 лет (26%) и жители малых городов (23%).Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» — предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения, связанные с перечислением денег (5%), а также информация о выигрыше призов и предложение медицинских услуг (по 3%).
Особо тревожит появление новых тенденций по обману россиян. В последнее время мошенники обратили свое внимание на портал «Госуслуги». Злоумышленники представляются сотрудниками популярного сервиса и через QR-коды получают доступ к личному кабинету своих жертв. Надо отдать должное службе поддержки портала, которая оперативно отреагировала на сообщения об активизации мошенников и усилила защиту аккаунтов пользователей. Теперь после ввода кода из СМС-сообщения взломщику или реальному пользователю нужно будет ввести некоторые дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Кроме того, в СМС-сообщении с кодом будет появляться напоминание о том, что его никому нельзя сообщать. Наконец, на портале можно указать секретное слово, которое будет запрашиваться перед вводом кода.
Безусловно, цифровые технологии облегчают нашу жизнь. Но, попав в нечестные руки, порождают новые криминальные схемы. Как не стать их жертвами? Участники «круглого стола» назвали немало методов защиты от кибермошенников и озвучили меры борьбы с ними.
Уж сколько раз твердили миру о бесплатном сыре в мышеловке, а мы все еще продолжаем попадаться на эту нехитрую уловку преступников. По мнению специалистов, требуется повышение финансовой грамотности и информированности населения. Необходимы изменения в возврате похищенных средств. В условиях пандемии значительно возрастает проблема усиления защиты персональных данных. Серьезным препятствием на пути кибермошенников призвано стать формирование цивилизованного рынка страхования.
Особого внимания требует ужесточение уголовного наказания, а также устранение многочисленных законодательных прорех. И в этой связи недоумение вызывает позиция некоторых наших депутатов. Так, на февральском международном форуме по цифровой безопасности Cyber Security Day 2022 председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил: в 2021 году было зафиксировано резкое замедление роста в сфере киберпреступности, том числе телефонного мошенничества. Спрашивается, как тогда понимать информацию Центробанка: объем кибермошенничества в России в 2021 году достиг рекордных показателей. У клиентов кредитных организаций в среднем за квартал крали почти по 3 млрд. рублей...
Эту историю я рассказал председателю Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов, ветеранов и силовых структур РФ Алексею Лобареву. «Это они тебя пожалели, - заявил мой добрый приятель, - хотели развести на сотку рублей. Ты удачно прошел по минному полю. Хочешь познакомиться с уловками мошенников, приходи на обсуждение проблем кибербезопасности, которое организовали общественные советники главы управы столичного района Пресня».
Тема «круглого стола» вызвала небывалый интерес специалистов. В мероприятии, казалось бы, районного масштаба приняли участие представители правоохранительных органов, депутаты, юристы, психологи из ряда районов Москвы, а еще Краснодара, Липецка, Иркутска, Санкт-Петербурга и нескольких международных организаций. И в этом нет ничего удивительного. Статистика правонарушений в сфере телефонного и кибермошенничества повергает в шок, заставляет общественность бить тревогу на всех сайтах и в социальных сетях, искать пути и методы борьбы с аферистами новой формации.
По данным Следственного департамента МВД, только за 11 месяцев 2021 года ущерб от телефонных грабежей в России составил 45 млрд. рублей. Каждый седьмой россиянин подвергался нападкам мошенников. Причем, половина всех жертв сама добровольно передавала секретные данные, пароли и коды. Сумма ущерба от одного мошенничества варьируется от 15 тыс. рублей до десятков миллионов рублей.
Неутешительна статистика Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным опросов, более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников, а почти каждый пятый (19%) — СМС-сообщения; треть респондентов (35%) с этим не сталкивалась. Чаще всего мошенники звонили москвичам и петербуржцам (70%), жителям городов-миллионников (69%). СМС-сообщения от мошенников чаще получали молодые люди 24 - 35 лет (26%) и жители малых городов (23%).Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» — предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения, связанные с перечислением денег (5%), а также информация о выигрыше призов и предложение медицинских услуг (по 3%).
Особо тревожит появление новых тенденций по обману россиян. В последнее время мошенники обратили свое внимание на портал «Госуслуги». Злоумышленники представляются сотрудниками популярного сервиса и через QR-коды получают доступ к личному кабинету своих жертв. Надо отдать должное службе поддержки портала, которая оперативно отреагировала на сообщения об активизации мошенников и усилила защиту аккаунтов пользователей. Теперь после ввода кода из СМС-сообщения взломщику или реальному пользователю нужно будет ввести некоторые дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Кроме того, в СМС-сообщении с кодом будет появляться напоминание о том, что его никому нельзя сообщать. Наконец, на портале можно указать секретное слово, которое будет запрашиваться перед вводом кода.
Безусловно, цифровые технологии облегчают нашу жизнь. Но, попав в нечестные руки, порождают новые криминальные схемы. Как не стать их жертвами? Участники «круглого стола» назвали немало методов защиты от кибермошенников и озвучили меры борьбы с ними.
Уж сколько раз твердили миру о бесплатном сыре в мышеловке, а мы все еще продолжаем попадаться на эту нехитрую уловку преступников. По мнению специалистов, требуется повышение финансовой грамотности и информированности населения. Необходимы изменения в возврате похищенных средств. В условиях пандемии значительно возрастает проблема усиления защиты персональных данных. Серьезным препятствием на пути кибермошенников призвано стать формирование цивилизованного рынка страхования.
Особого внимания требует ужесточение уголовного наказания, а также устранение многочисленных законодательных прорех. И в этой связи недоумение вызывает позиция некоторых наших депутатов. Так, на февральском международном форуме по цифровой безопасности Cyber Security Day 2022 председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил: в 2021 году было зафиксировано резкое замедление роста в сфере киберпреступности, том числе телефонного мошенничества. Спрашивается, как тогда понимать информацию Центробанка: объем кибермошенничества в России в 2021 году достиг рекордных показателей. У клиентов кредитных организаций в среднем за квартал крали почти по 3 млрд. рублей...