Анастасия Бакурина — 23.09.2015 17:43

Кто запустил «гейзеры» Гайзера?

Дело губернатора Коми обрастает новыми подробностями: многие усиленно ищут «след» заказчика низвержения Вячеслава Гайзера и его команды. ГК «Ренова» поспешила откреститься от Александра Зарубина (по данным следствия, он вместе с главой Республики возглавлял ОПС) - Виктору Вексельбергу сейчас совсем не с руки такая «компания».

Как сообщается, влиятельный в Коми предприниматель и экс-советник губернатора региона Александр Зарубин, входящий в число фигурантов по «делу Гайзера», может скрываться от силовиков за границей. Он – единственный, кто не был арестован из почти двух десятков подозреваемых в организации преступного сообщества, куда кроме главы Республики, по версии следствия, входили вице-губернатор, спикер Госсовета и бывший член Совета Федерации. По некоторым данным, Зарубин в это время мог проходить лечение за рубежом, но, будучи предупрежденным о том, что происходит на родине, решил там и остаться. СКР объявил бывшего зампреда правления ГК «Ренова» в международный розыск.
Напомним, в минувшие выходные в ходе спецоперации в Коми, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России были задержаны 19 предполагаемых участников ОПС, которые почти десять лет занимались хищением госсобственности. Изъято огромное количество денег, ценностей и документы, свидетельствующие о махинациях с госимуществом на несколько миллиардов рублей.
Александр Зарубин – чиновник и бизнесмен, которого уже много лет хорошо знают в Прикамье: в 2005-2007 гг он был членом Общественной палаты РФ от Пермского края и параллельно работал в «Ренове». Но компанию он покинул в 2010 году, якобы из-за разногласий с владельцем ГК Виктором Вексельбергом. Впоследствии, уже во время работы Зарубина главным советником бывшего главы РК Владимира Торлопова, многие называли Александра Леонидовича «реальным, а не кукольным» губернатором.
В регионе Зарубин владел весьма интересными активами, которые в лихие 90-е были приватизированы за копейки, а затем вновь национализированы местными властями – но уже за весьма солидные деньги. Так, Александр Зарубин считался владельцем крупнейшего культурно-спортивного центра «Ренова» и гостиниц «Югор» и «Сыктывкар», которые были приобретены ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов», распоряжающимся средствами республиканского бюджета.
Накануне ГК «Ренова» поспешила заявить: уже более шести лет господин Зарубин «не имеет отношения к группе компаний «Ренова», которую он покинул в 2009 году с должности генерального директора АНО «Институт корпоративного развития».
Следует вспомнить, что в РК традиционно сильны позиции таких компаний, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Северсталь» и «Ренова». Но, по данным источников РБК, близких к Кремлю, Александр Зарубин действительно отошел от ГК Вексельберга и стал самостоятельным «олигархом» с претензией на контроль в регионе. Так что, вполне вероятно, версия некоторых наблюдателей о том, что «дело Гайзера» было своеобразным неприятным «подарком» (или даже «черной меткой») Виктору Вексельбергу к 25-летию «Реновы», слишком преувеличена.
«Насчет того, что в дело вмешана «Ренова», сомневаюсь. Виктор Вексельберг едва отбился от скандала в Сколково, так, что если бы к нему были претензии – их предъявили бы напрямую - пояснил «Веку» источник, знакомый с ситуацией. - Серьезного ресурса на уровне команды президента он не имеет, а премьер, которого принято ассоциировать с Вексельбергом, в текущих реалиях (и опять же после Сколково) едва ли мог бы оказать протекцию в случае пристального интереса на «самом верху». Поэтому и как подарок «дело Гайзера» выглядит сомнительно, и как «черная метка». Подарки такого рода уже давно не делают, а для наказания слишком изощренно. Как показывает пример Владимира Евтушенкова (АФК «Система»), при желании можно просто «закрыть» практически любого человека».
Поговаривают, напротив: в последнее время это крупные компании имели претензии лично к Зарубину и Гайзеру. Не первый год тянутся и проблемы с законом в регионе: были арестованы мэры Воркуты, Печоры, Ухты и Сыктывкара. Так что, когда пришло время Вячеслава Гайзера – вероятных «стрелочников» просто не осталось.
По словам руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, второй за год арест губернатора (после экс-главы Сахалинской области Александра Хорошавина) – явный сигнал руководителям других ресурсных областей о том, что в условиях экономической нестабильности борьба с коррупцией сосредоточится именно вокруг вверенных им территорий. Политолог также отметил: имеющаяся информация о «деле Гайзера» пока не позволяет судить, кто может быть основным бенефициаром в уголовном преследовании властной верхушки Коми.
«Ситуацию вокруг Коми в целом я, скорее, связываю с ситуацией в экономике, - рассказал «Веку» замгенерального директора Центра политической информации Алексей Панин. - Свободных денег, в отличие от стратегических задач, становится все меньше. Поэтому ответственных распорядителей на местах, включая губернаторов, в ближайшее время ждут непростые времена. Представителей старожилов среди них практически не осталось, а среди новых лиц тяжеловесов федерального уровня практически нет. Поэтому возникшая ситуация вполне укладывается в канву борьбы с коррупцией».
Напомним, уголовное дело за создание ОПС и мошенничество в особо крупных размерах в отношении руководителей Коми и сотрудничавших с ними коммерсантов ГСУ СКР возбудило 18 сентября. В воскресенье, после ареста Басманным судом Вячеслав Гайзер, как и большинство других фигурантов дела, оказался в СИЗО «Лефортово». По версии следствия, в РК на протяжении нескольких лет бюджетные средства инвестировались в перспективные предприятия, прежде всего агропрома и энергетики, которые затем продавались аффилированным с чиновниками фирмам.
Таким образом тому самому ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов» были переданы контрольные пакеты прежде государственных ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ», ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК», АО «Интауголь», ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» и другие, считает следствие. Глава пресловутого Фонда Игорь Кудинов (также арестованный в минувшие выходные), по версии СКР, способствовал выводу этих акций в пользу частных лиц и компаний, которые, якобы, были связаны с руководством РК.
Интересно, что старые гостиницы «Югор» и «Сыктывкар» Александра Зарубина (и прочих акционеров, среди которых, вот неожиданность - и сам господин Кудинов!), по данным местных СМИ, РК выкупила за несколько сотен миллионов рублей. Говорят, благодаря этим сделкам, и аналогичной с ними по КСЦ «Ренова», в кармане Кудинова осели 153 млн бюджетных рублей. По схожей схеме в 2011 году обошлись и с гостиницей «Авалон» в Сыктывкаре, на которой фигуранты нажили около 300 млн рублей. Далее, полагают следователи, участники ОПС брали кредиты под модернизацию этих объектов, но затем они фиктивно банкротились, а активы переводились на аффилированные с махинаторами структуры.
В случае же, к примеру, с ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», участники преступной ОПГ обменяли ее активы на акции неликвидных компаний и впоследствии недоплатили в бюджет республики более 900 млн рублей, которые следовало заплатить в качестве дивидендов, полагают знакомые с уголовным делом люди.
Один из арестованных, бывший сенатор от РК Евгений Самойлов, как сообщается, уже признал свою вину и дает показания на Гайзера и его свиту. В то же время сам Вячеслав Гайзер, его заместитель Алексей Чернов и зампредседателя правительства республики Константин Ромаданов свою вину не признали.
Преступное сообщество отличалось масштабностью деятельности - межрегиональным и международным характером преступных действий, иерархическим построением, сплоченностью и тесной взаимосвязью руководителей и участников, строгой подчиненностью нижестоящих участников вышестоящим, отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Примечательно, что до дел Хорошавина и Гайзера уже произошла замена практически всех губернаторов добывающих регионов (основных источников доходов бюджета страны) – ушел президент Татарстана Минтимер Шаймиев; «ушли» главу Башкирии Муртазу Рахимова (то самое «дело Евтушенкова»); во главе ХМАО поставили Наталью Комарову вместо Александра Филипенко; в Удмуртии Александра Волкова сменил Александр Соловьев; в «северном Кувейте» - Ненецком АО на смену Игорю Федорову пришел Игорь Кошин. По всей видимости, регионам «нефтегазового пояса» России отныне не показано чрезмерно погружаться в коррупционные истории. Экономический кризис – отличный повод для демонстративных отставок и даже «посадок». И начать логично с глав нефтяных и газовых регионов – у них, как правило, больше и возможностей и «способностей».
Полная версия публикации
Экономика 21.09.2015 22:39
Недвижимость исторического значения сдадут в аренду
Культура 22.09.2015 14:14
Дэвид Линч дополнил актерский состав «Твин Пикса» новыми именами
Экономика 22.09.2015 16:04
Граждане боятся сокращений