Анна Слободян — 05.04.2018 12:27

Кудрин добрался до образования

ВШЭ и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина представили проект реформы российского образования потенциальной стоимостью до 8 трлн. рублей. Предложения содержатся в докладе «12 решений для нового образования».

Модернизировать систему образования обещал президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию, которое он озвучил 1 марта.
Предложение экспертов подразумевает создание системы поддержки раннего развития для детей от рождения до трех лет, внедрение специальных учебных комплексов на базе искусственного интеллекта в школах, а также строительство до полусотни новых учебных центров по модели «Сириус». Реализация инициатив в полном объеме приведет к росту общих расходов бюджетной системы на образование до 4,8% ВВП к 2024 году (3,5% ВВП в 2017 году). При таком сценарии, который авторы называют оптимальным, Россия будет тратить на образование приблизительно столько же, сколько в среднем тратят страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
На реализацию предложений потребуется в течение 6 лет выделение из бюджета около 4,6 трлн. рублей. С учетом внебюджетных инвестиций (авторами предлагается, например, частно-государственное партнерство при строительстве школ) сумма увеличится до 8,3 трлн. рублей, подсчитали в РБК по данным доклада.
В рамках первого проекта — системы поддержки раннего развития - предполагается создание службы сопровождения для всех детей от рождения до трех лет (для детей с ограниченными возможностями возраст увеличивается до шести лет). Специалисты по детскому развитию должны будут каждый месяц наблюдать за ребенком и давать консультации родителям. Отслеживать динамику развития можно будет с помощью индивидуальных электронных карт. Как подсчитали эксперты ВШЭ и ЦСР, данная система позволит сократить число первоклассников, недостаточно подготовленных к обучению в школе, к 2024 году на 20%, а к 2030 году — вдвое. Создание такой системы потребует выделения около 300 млрд. рублей.
Чтобы справиться с отставанием отечественной школы от требований цифровизации экономики, эксперты предлагают внедрить с 2023 года новые цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК), которые придут на смену традиционным учебникам. С их помощью программа обучения будет адаптироваться под способности конкретного ученика. Кроме того, они позволят использовать облачные ресурсы, в которых будут храниться видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты и так далее. Кроме того, с 2020 года в учебный процесс предлагается включить цифровые обучающие игры и симуляторы. Внедрение новых образовательных технологий потребует 466 млрд. рублей.
Для создания современной инфраструктуры в образовательных учреждениях потребуется подключение всех школ к Интернету, увеличение на 70 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях и проведение капитального ремонта в 5 тыс. школ. Кроме того, чтобы обеспечить безопасное посещение школ для учащихся, проживающих в селах, необходимо отремонтировать около 12,5 тыс. автобусов. На все это потребуется более 2 трлн. рублей.
По мнению авторов доклада, учебные программы по естественным наукам, информатике и технологиям следует модернизировать, приняв во внимание тенденции на рынке труда. В России необходимо создать сеть колледжей опережающей подготовки в области IT-технологий и открыть 55 новых детских технопарков «Кванториум». Реализация данного проекта, как подсчитали эксперты, потребует еще 412 млрд. рублей.
Поддержку талантливых детей должно обеспечить создание 40 новых центров по модели сочинского «Сириуса» с трехнедельным обучением 4 тыс. 800 школьников в год. Для лучших специалистов предлагается ввести субсидирование 100% ставки по ипотеке. Эти статьи расходов эксперты оценивают в 880 млрд. рублей.
Расходы на реализацию равных возможностей обучения по программе могут превысить 1,3 трлн. рублей. Речь идет о запуске адресных программ образовательной поддержки малообеспеченных семей, о социальных стипендиях нуждающимся в размере 80% от регионального прожиточного минимума и возможности пройти годичную программу подготовки к школе.
Превращение вузов в региональные центры инноваций с грантовой системой поддержки авторы доклада оценили в 392 млрд. рублей, а развитие рынка непрерывного образования – в 601 млрд. рублей. Последняя сумма включает в себя открытие 200 центров для взрослых на базе колледжей и вузов.
При всей масштабности предлагаемой реформы (часть приложений которой, по всей видимости, будет реализована) ее основные спорные моменты очевидны. Это отчетливая ориентация на государственное образование: негосударственному сектору отведена важная роль лишь как источнику инвестиций в материальное обеспечение школ и СПО по схеме, сходной с «инфраструктурной ипотекой» Минэкономразвития. Причин, по которым рынок труда не может сам транслировать свои потребности в систему образования, обеспечивая финансирование допобразования через домохозяйства, доклад ВШЭ не разбирает. Между тем, для «цифровой экономики» организация экосистемных связей рынка труда, образования и экономики домохозяйств — вопрос ключевой и пока не решенный.
Полная версия публикации
Политика 04.04.2018 13:20
Украина: жовто-блакитные пираты вышли на тропу войны?
Общество 05.04.2018 05:40
Кузбассовец канцелярским ножом перерезал коллеге горло
Общество 05.04.2018 05:42
Житель Башкирии заминировал торговый центр