Леонид Поляков: Россияне понимают, что выборы — это не балаган
В минувшую среду Госдума в окончательном третьем чтении утвердила президентский законопроект о выборах губернаторов. В пятницу эту инициативу одобрил Совет Федерации. Как выяснили социологи, большинство россиян одобряют принятый парламентариями законопроект.
Завкафедрой общей политологии ВШЭ, политолог Леонид Поляков считает, что и сам закон, и его поддержка свидетельствуют о том, что в стране повышается политическая культура.
Напомним, согласно закону, претенденты на пост губернатора должны будут заручаться поддержкой от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, представляющих не менее трех четвертей муниципальных районов и городских округов региона. Кроме того, президент РФ самостоятельно определяет необходимость и порядок проведения консультаций с кандидатами в губернаторы.
Проведя опрос населения, специалисты Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) выяснили, что россияне в целом согласны с тем, что баллотироваться на пост губернатора может далеко не каждый. Поэтому активно поддерживают создание «муниципального» и «президентского» фильтров, а также право президента отстранить уже избранного губернатора из-за «утраты доверия». Идею «муниципального фильтра» одобрили 67% опрошенных. 74% высказались за право президента проводить консультации с представителями политических сил, выдвигающих кандидата на пост главы региона. 75% считают правильным норму, что президент может отстранить избранного губернатора в связи с утратой доверия к нему.
По словам политолога Леонида Полякова, принятый парламентариями закон значительно отличается от порядка прямых выборов губернаторов, который существовал в 90-е годы и начале нулевых. Тогда, по словам эксперта, в отсутствие каких-либо «фильтров» выборы превращались в борьбу самолюбий, амбиций, денежных мешков и политические интриги. «Попадались кандидаты ниоткуда, шли люди с сомнительным или даже криминальным прошлом, - говорит политолог. - Поэтому принятый закон не возвращает нас назад, а наоборот: он итожит опыт 90-х или нулевых, когда действовали разные схемы назначения».
Как считает Леонид Поляков, опрос ВЦИОМ свидетельствует о том, что закон встретил абсолютное понимание «наученных горьким опытом прошлых выборов» жителей нашей страны. «Россияне понимают, что процедура выборности должна быть скорректирована теми предложениями, которые внес президент Дмитрий Медведев. - считает политолог. - Тем более, что законопроект направлен только на одно: сделать эти выборы максимально эффективными с точки зрения укрепления российской государственности».
«Не всякий может заявить себя в качестве кандидата. Для того чтобы стать кандидатом в губернаторы нужно получить поддержку местной политической элиты. Это муниципальные советники, это выбранные мэры, главы администрации — люди, которые реально управляют данным субъектом федерации. Человек, который хочет управлять субъектом федерации, должен заручиться хотя бы минимальной поддержкой людей, с которыми он в дальнейшем будет работать», - объясняет политолог необходимость введения муниципальных «праймериз».
При этом, по словам Полякова, никакого президентского фильтра нет. «Есть консультации и не более того, - говорит эксперт. - У президента нет права вето. Он не может отклонить какую-нибудь кандидатуру. Но по закону нужно предусмотреть возможность консультаций, чтобы глава государства хотя бы получил представление о человеке, который может стать главой одного из субъектов федерации».
Эксперт отмечает, что выборы должны быть конкурентными, но сама конкуренция должна проходить при условиях, которые не превращают выборы в балаган, не превращают все в торговлю должностями и не ставят под угрозу благополучие граждан в регионах России. «И если судить по цифрам ВЦИОМа, наши люди как раз продемонстрировали понимание этого. То, что россияне большинством поддержали эти новации говорит о том, что в стране присутствует политический разум и повышается политическая культура», - резюмирует политолог.
Напомним, согласно закону, претенденты на пост губернатора должны будут заручаться поддержкой от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, представляющих не менее трех четвертей муниципальных районов и городских округов региона. Кроме того, президент РФ самостоятельно определяет необходимость и порядок проведения консультаций с кандидатами в губернаторы.
Проведя опрос населения, специалисты Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) выяснили, что россияне в целом согласны с тем, что баллотироваться на пост губернатора может далеко не каждый. Поэтому активно поддерживают создание «муниципального» и «президентского» фильтров, а также право президента отстранить уже избранного губернатора из-за «утраты доверия». Идею «муниципального фильтра» одобрили 67% опрошенных. 74% высказались за право президента проводить консультации с представителями политических сил, выдвигающих кандидата на пост главы региона. 75% считают правильным норму, что президент может отстранить избранного губернатора в связи с утратой доверия к нему.
По словам политолога Леонида Полякова, принятый парламентариями закон значительно отличается от порядка прямых выборов губернаторов, который существовал в 90-е годы и начале нулевых. Тогда, по словам эксперта, в отсутствие каких-либо «фильтров» выборы превращались в борьбу самолюбий, амбиций, денежных мешков и политические интриги. «Попадались кандидаты ниоткуда, шли люди с сомнительным или даже криминальным прошлом, - говорит политолог. - Поэтому принятый закон не возвращает нас назад, а наоборот: он итожит опыт 90-х или нулевых, когда действовали разные схемы назначения».
Как считает Леонид Поляков, опрос ВЦИОМ свидетельствует о том, что закон встретил абсолютное понимание «наученных горьким опытом прошлых выборов» жителей нашей страны. «Россияне понимают, что процедура выборности должна быть скорректирована теми предложениями, которые внес президент Дмитрий Медведев. - считает политолог. - Тем более, что законопроект направлен только на одно: сделать эти выборы максимально эффективными с точки зрения укрепления российской государственности».
«Не всякий может заявить себя в качестве кандидата. Для того чтобы стать кандидатом в губернаторы нужно получить поддержку местной политической элиты. Это муниципальные советники, это выбранные мэры, главы администрации — люди, которые реально управляют данным субъектом федерации. Человек, который хочет управлять субъектом федерации, должен заручиться хотя бы минимальной поддержкой людей, с которыми он в дальнейшем будет работать», - объясняет политолог необходимость введения муниципальных «праймериз».
При этом, по словам Полякова, никакого президентского фильтра нет. «Есть консультации и не более того, - говорит эксперт. - У президента нет права вето. Он не может отклонить какую-нибудь кандидатуру. Но по закону нужно предусмотреть возможность консультаций, чтобы глава государства хотя бы получил представление о человеке, который может стать главой одного из субъектов федерации».
Эксперт отмечает, что выборы должны быть конкурентными, но сама конкуренция должна проходить при условиях, которые не превращают выборы в балаган, не превращают все в торговлю должностями и не ставят под угрозу благополучие граждан в регионах России. «И если судить по цифрам ВЦИОМа, наши люди как раз продемонстрировали понимание этого. То, что россияне большинством поддержали эти новации говорит о том, что в стране присутствует политический разум и повышается политическая культура», - резюмирует политолог.