Лояльность госаппарата поднимут налогами
Новость о повышении зарплат чиновникам совпала с сообщением о том, что президент РФ поддержал идею возврата налога с продаж. Столь циничное решение властей принято не только на фоне деградации российской экономики, но и в самый разгар санкций со стороны Запада. Такое чувство, что руководство России перепутало «дорожные карты».
Глава государства, включившись в дискуссию с правительством на тему так называемого бюджетного маневра (другими словами, поиска денег за счет повышения каких-нибудь сборов с компаний и населения), выбрал возврат налога с продаж с будущего года.
Как сообщают «Ведомости», пока речь идет только о налоге с продаж до 3% по решению региона, в чей бюджет и пойдут эти средства. НДС решено до поры не трогать, хотя на его повышении с 18% до 20% с 2015 года настаивают чиновники финансово-экономического блока кабмина.
Минфин подсчитал, что увеличение ставки НДС принесло бы бюджету 500 млрд рублей за один только год, тогда как налог с продаж за три года даст казне 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно. Однако именно второй вариант выбрал Владимир Путин, оговорившись, что это сделано для спасения регионов, которые переживают дефицит денег из-за необходимости выполнять указания президента.
Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов дал понять, что, видимо, это все-таки не последние «фискальные находки» чиновников. Ранее он заявлял, что правительство рассматривает другие варианты пополнения доходов региональных бюджетов: повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмена льготных ставок НДС для ряда товаров, повышение базы взимания страховых взносов в ФОМС и ряд других мер. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП.
«Как показывают наши расчеты, повышение ставки НДС обеспечит не меньший объем дополнительных доходов, чем остальные налоговые инициативы правительства, а именно - 375 млрд рублей. Другие меры или дают существенно меньший налоговый эффект, или приводят к более значительному торможению экономики. Но налоговая нагрузка в России и так довольно высока, и любое повышение налогов не пройдет бесследно», - отмечает директор ЦМИ Сбербанка России Юлия Цепляева.
При повышении НДС на 2% скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж он составит 2,1%, подсчитали эксперты ЦМИ. Скачок цен приведет к падению розничных продаж, кроме того, вырастет нагрузка на налоговую службу и на предпринимателей - придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов.
«И я, и многие эксперты не одобряют инициативу по налогу с продаж, в том числе из-за не вполне ясной природы этого налога и его тяжелого администрирования, - заявил «Веку» член Общественной палаты РФ, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. - На состоявшейся недавно в ТПП РФ Рабочей группе по косвенному налогообложению мы направили письмо об этом в адрес руководства страны. В том числе и НДС в существующем виде не радует, теоретически можно было бы рассмотреть иные конструкции налогообложения. Но сегодня мы должны понимать, что регионы нуждаются в финансовой базе для осуществления своих полномочий, и эти 3% останутся именно в регионах. Мы должны понимать, что тяжело быстро поменять (в том числе и оптимизировать) налоговую систему в ситуации острого международного кризиса, в эпицентре которого находится Россия».
«Думаю, некоторые налоги можно было бы временно повысить, - высказал «Веку» свое мнение профессор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Андрей Гудков. - Владимир Путин вводил 13-процентный подоходный налог 13 лет назад как временную, отнюдь не вечную меру. В Конституции у нас записано, что Россия является социальным государством. Социальное государство всегда отличают от либерального большие социальные и госрасходы. Одним из источников данных средств во всей Западной Европы и других развитых странах является прогрессивный подоходный налог. Если личные доходы свыше 12-15 млн рублей в год, то их можно облагать НДФЛ по повышенной вставке. Я думаю, это могло бы принести огромные деньги».
Как напоминает Гудков, депутат Госдумы Андрей Крутов из «Справедливой России», предлагающий ввести налог на роскошь и прогрессивный подоходный налог, чересчур радикально предлагал поднять ставки подоходного налога с 13% до 30%. «На мой взгляд, если поднимать шкалу подоходного налога ступенчато, сделать его прогрессивным, отталкиваясь от планки в 15-20 млн рублей годового дохода вплоть до точки психологической терпимости налогоплательщиков, то максимальная ставка налога могла бы составить величину в 19,5%, - полагает эксперт. - Коснулось бы это менее 1% граждан РФ, а сборы при эффективном администрировании были бы в масштабах не сотен миллиардов, а где-то на уровне триллиона рублей. Дополнительные доходы необходимо целевым образом направить на решение обостряющихся социальных проблем: пенсии, пособия, борьба с безработицей, замещение импорта жизненно важных лекарств и т.д.»
Пока, правда, не похоже, что чиновники готовы направлять средства на социалку: гораздо больше они озадачены своими доходами. Накануне стало известно, что на «мотивацию» федеральных госслужащих и поэтапное увеличение вознаграждения высших чиновников в ближайшие три года планируется потратить 462 млрд рублей. К 2018 году получится, что их зарплаты увеличатся вдвое, и это при том, что Минфин неустанно повторяет: в казне нет денег ни на бюджетников, ни на медицину, ни на строительство и ремонт дорог, ни на возведение жилья.
Буквально недавно финансовое ведомство обнародовало основные параметры федерального бюджета на 2015-2017 гг.: в эти годы казна будет дефицитной - на 0,4%-0,6%. С одной стороны, господин Силуанов призывает сокращать расходы, с другой - это сокращение, видимо, не коснется правящего класса страны.
Непостижимо и то, что подобная новость появляется не только на фоне нищающего населения, но и в обстановке введения западных санкций в отношении России. В ЕС утверждают, что ущерб от ограничений в отношении РФ в ближайшие два года составит €100 млрд.
«Мы должны понимать и простую формулу «налоги=патриотизм», поэтому некорректно ставить вопрос об «оплате проектов», будь то Крым, Кавказ или развитие Дальнего Востока, за счет людей. Безусловно, налогоплательщик должен принимать участие в жизни своей страны именно финансово, и это его конституционная обязанность, - говорит Артем Кирьянов. - Сегодня мы на пороге военного участия как минимум в региональном конфликте в Европе. Вопросы обороны и безопасности - традиционная функция государства, и обеспечение этих функций финансово - задача в том числе каждого налогоплательщика. Не уверен, будет ли лучше распустить армию и сэкономить на этом - ведь тогда очень скоро россиянам придется платить налоги уже другим государствам... Практически то же самое можно сказать и об индексации зарплат госслужащих. Не имею данных по «удвоению» их денежного содержания, но уверен, что качественное исполнение государственных функций на всех уровнях не в последнюю очередь зависит от достойной оплаты труда чиновника. И не надо думать, что зарплата ведущего специалиста комитета по культуре N-ской области является предметом мечтаний среднего россиянина. При этом других источников финансирования исполнителей важнейших государственных функций в сфере культуры, образования, социальной защиты, кроме бюджета, не может быть по определению».
Между увеличением зарплат чиновников и ростом налогов - самая прямая связь, говорит президент ассоциации «Налоги России» Владимир Фролов. «С экономикой власть обходится как с продажной девкой империализма, - приводит слова эксперта «ФедералПресс». - Во всем мире во время кризиса снижают учетную ставку и налоги. У нас - повышают. Не ходить же правящему классу России с протянутой рукой… Я говорю, что экономика деградирует, что люди будут жить хуже. И виной не столько санкции, сколько нежелание модернизировать экономику. Повышение зарплат чиновников - это циничное решение на фоне общего состояния отечественной экономики. Власть очень рискует, принимая такие решения».
«Можно с уверенностью сказать, что Россия, если от чего и погибнет, так это от жадности и глупости чиновников, - заявил «Веку» экономист Дмитрий Адамидов. - Их по-хорошему надо сокращать примерно вдвое, упрощая налоговое администрирование и вводя материальную ответственность за воровство. Но происходит все с точностью до наоборот: налоги повышают, аппарат управления раздувают, безответственность чиновников за последствия принимаемых ими решений остается на прежнем уровне (а дальше ей расти уже и некуда, по совести говоря). Так что мы целенаправленно движемся к социальному взрыву».
При этом, говорит эксперт, возможно, процесс принял уже неуправляемый характер. Поскольку, если вернуться к рассматриваемому повышению налогов, это не то что несвоевременно, а просто самоубийственно в нынешней экономической ситуации. «Мы из стагнации, скорее всего, перейдем в рецессию, увеличится объем налоговых преступлений и снизится налогооблагаемая база. Соответственно денег чиновникам опять не хватит, и пойдем на новый круг бюрократических маневров», - заключает Адамидов.
«Классическая теория гласит - чем больше вы поднимаете налоги, тем меньше их платят, - заявил «Веку» вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский. - Если предприниматель не согласен платить налоги с ФОТ, он найдет с работниками компромисс, как оплачивать им часть зарплаты в конвертах. Если размер налога на прибыль не дает нужной рентабельности, он ее спрячет. Если для него слишком велик НДС, найдет возможность фиктивно завысить затраты. Наконец, если он кристально честный человек, и его настолько не устраивает налоговая нагрузка, что он утрачивает мотивацию к ведению бизнеса, он уходит из бизнеса, продавая его тем, кто готов работать «в тени».
Мотивация государства тоже понятна, отмечает экономист. Крым пробил в бюджете России приличную дыру, нужно каким-то образом затыкать эту прореху. «Но представляется, что простым повышением налогов ситуацию не только не выправишь, но и, наоборот, ухудшишь. Бизнес банально уйдет из России в другую страну, где его можно делать без подобных затрат (это уже происходит в рамках Таможенного союза, когда предприниматели предпочитают России Казахстан). В итоге - налоговая база падает и прореха в бюджете становится еще больше», - подводит итог Вязовский.
Зарплаты чиновников в России - вещь очень условная. Как сообщает «МК», нынче месячный доход «обычного» госслужащего не превышает 75 тысяч рублей; высшее руководство с учетом надбавок получает от 130 до 715 тысяч рублей в месяц. Но то здесь, то там разгораются коррупционные скандалы, говорящие о том, что госслужащие или успешно совмещают службу с бизнесом, или с «решением вопросов». И хотя зарплаты чиновников и так росли с завидной частотой - должную эффективность эти люди до сих пор вряд ли демонстрируют. Зато, предполагают некоторые наблюдатели, таким образом Владимир Путин фактически обеспечивает себе лояльность госаппарата: в нынешних сложных политических и экономических условиях, видимо, руководству страны нужна поддержка не народа, а пресловутой «вертикали».
Как сообщают «Ведомости», пока речь идет только о налоге с продаж до 3% по решению региона, в чей бюджет и пойдут эти средства. НДС решено до поры не трогать, хотя на его повышении с 18% до 20% с 2015 года настаивают чиновники финансово-экономического блока кабмина.
Минфин подсчитал, что увеличение ставки НДС принесло бы бюджету 500 млрд рублей за один только год, тогда как налог с продаж за три года даст казне 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно. Однако именно второй вариант выбрал Владимир Путин, оговорившись, что это сделано для спасения регионов, которые переживают дефицит денег из-за необходимости выполнять указания президента.
Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов дал понять, что, видимо, это все-таки не последние «фискальные находки» чиновников. Ранее он заявлял, что правительство рассматривает другие варианты пополнения доходов региональных бюджетов: повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмена льготных ставок НДС для ряда товаров, повышение базы взимания страховых взносов в ФОМС и ряд других мер. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП.
«Как показывают наши расчеты, повышение ставки НДС обеспечит не меньший объем дополнительных доходов, чем остальные налоговые инициативы правительства, а именно - 375 млрд рублей. Другие меры или дают существенно меньший налоговый эффект, или приводят к более значительному торможению экономики. Но налоговая нагрузка в России и так довольно высока, и любое повышение налогов не пройдет бесследно», - отмечает директор ЦМИ Сбербанка России Юлия Цепляева.
При повышении НДС на 2% скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж он составит 2,1%, подсчитали эксперты ЦМИ. Скачок цен приведет к падению розничных продаж, кроме того, вырастет нагрузка на налоговую службу и на предпринимателей - придется вводить кассы для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, контролировать конечные точки продаж, присылать туда инспекторов.
«И я, и многие эксперты не одобряют инициативу по налогу с продаж, в том числе из-за не вполне ясной природы этого налога и его тяжелого администрирования, - заявил «Веку» член Общественной палаты РФ, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. - На состоявшейся недавно в ТПП РФ Рабочей группе по косвенному налогообложению мы направили письмо об этом в адрес руководства страны. В том числе и НДС в существующем виде не радует, теоретически можно было бы рассмотреть иные конструкции налогообложения. Но сегодня мы должны понимать, что регионы нуждаются в финансовой базе для осуществления своих полномочий, и эти 3% останутся именно в регионах. Мы должны понимать, что тяжело быстро поменять (в том числе и оптимизировать) налоговую систему в ситуации острого международного кризиса, в эпицентре которого находится Россия».
«Думаю, некоторые налоги можно было бы временно повысить, - высказал «Веку» свое мнение профессор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Андрей Гудков. - Владимир Путин вводил 13-процентный подоходный налог 13 лет назад как временную, отнюдь не вечную меру. В Конституции у нас записано, что Россия является социальным государством. Социальное государство всегда отличают от либерального большие социальные и госрасходы. Одним из источников данных средств во всей Западной Европы и других развитых странах является прогрессивный подоходный налог. Если личные доходы свыше 12-15 млн рублей в год, то их можно облагать НДФЛ по повышенной вставке. Я думаю, это могло бы принести огромные деньги».
Как напоминает Гудков, депутат Госдумы Андрей Крутов из «Справедливой России», предлагающий ввести налог на роскошь и прогрессивный подоходный налог, чересчур радикально предлагал поднять ставки подоходного налога с 13% до 30%. «На мой взгляд, если поднимать шкалу подоходного налога ступенчато, сделать его прогрессивным, отталкиваясь от планки в 15-20 млн рублей годового дохода вплоть до точки психологической терпимости налогоплательщиков, то максимальная ставка налога могла бы составить величину в 19,5%, - полагает эксперт. - Коснулось бы это менее 1% граждан РФ, а сборы при эффективном администрировании были бы в масштабах не сотен миллиардов, а где-то на уровне триллиона рублей. Дополнительные доходы необходимо целевым образом направить на решение обостряющихся социальных проблем: пенсии, пособия, борьба с безработицей, замещение импорта жизненно важных лекарств и т.д.»
Пока, правда, не похоже, что чиновники готовы направлять средства на социалку: гораздо больше они озадачены своими доходами. Накануне стало известно, что на «мотивацию» федеральных госслужащих и поэтапное увеличение вознаграждения высших чиновников в ближайшие три года планируется потратить 462 млрд рублей. К 2018 году получится, что их зарплаты увеличатся вдвое, и это при том, что Минфин неустанно повторяет: в казне нет денег ни на бюджетников, ни на медицину, ни на строительство и ремонт дорог, ни на возведение жилья.
Буквально недавно финансовое ведомство обнародовало основные параметры федерального бюджета на 2015-2017 гг.: в эти годы казна будет дефицитной - на 0,4%-0,6%. С одной стороны, господин Силуанов призывает сокращать расходы, с другой - это сокращение, видимо, не коснется правящего класса страны.
Непостижимо и то, что подобная новость появляется не только на фоне нищающего населения, но и в обстановке введения западных санкций в отношении России. В ЕС утверждают, что ущерб от ограничений в отношении РФ в ближайшие два года составит €100 млрд.
«Мы должны понимать и простую формулу «налоги=патриотизм», поэтому некорректно ставить вопрос об «оплате проектов», будь то Крым, Кавказ или развитие Дальнего Востока, за счет людей. Безусловно, налогоплательщик должен принимать участие в жизни своей страны именно финансово, и это его конституционная обязанность, - говорит Артем Кирьянов. - Сегодня мы на пороге военного участия как минимум в региональном конфликте в Европе. Вопросы обороны и безопасности - традиционная функция государства, и обеспечение этих функций финансово - задача в том числе каждого налогоплательщика. Не уверен, будет ли лучше распустить армию и сэкономить на этом - ведь тогда очень скоро россиянам придется платить налоги уже другим государствам... Практически то же самое можно сказать и об индексации зарплат госслужащих. Не имею данных по «удвоению» их денежного содержания, но уверен, что качественное исполнение государственных функций на всех уровнях не в последнюю очередь зависит от достойной оплаты труда чиновника. И не надо думать, что зарплата ведущего специалиста комитета по культуре N-ской области является предметом мечтаний среднего россиянина. При этом других источников финансирования исполнителей важнейших государственных функций в сфере культуры, образования, социальной защиты, кроме бюджета, не может быть по определению».
Между увеличением зарплат чиновников и ростом налогов - самая прямая связь, говорит президент ассоциации «Налоги России» Владимир Фролов. «С экономикой власть обходится как с продажной девкой империализма, - приводит слова эксперта «ФедералПресс». - Во всем мире во время кризиса снижают учетную ставку и налоги. У нас - повышают. Не ходить же правящему классу России с протянутой рукой… Я говорю, что экономика деградирует, что люди будут жить хуже. И виной не столько санкции, сколько нежелание модернизировать экономику. Повышение зарплат чиновников - это циничное решение на фоне общего состояния отечественной экономики. Власть очень рискует, принимая такие решения».
«Можно с уверенностью сказать, что Россия, если от чего и погибнет, так это от жадности и глупости чиновников, - заявил «Веку» экономист Дмитрий Адамидов. - Их по-хорошему надо сокращать примерно вдвое, упрощая налоговое администрирование и вводя материальную ответственность за воровство. Но происходит все с точностью до наоборот: налоги повышают, аппарат управления раздувают, безответственность чиновников за последствия принимаемых ими решений остается на прежнем уровне (а дальше ей расти уже и некуда, по совести говоря). Так что мы целенаправленно движемся к социальному взрыву».
При этом, говорит эксперт, возможно, процесс принял уже неуправляемый характер. Поскольку, если вернуться к рассматриваемому повышению налогов, это не то что несвоевременно, а просто самоубийственно в нынешней экономической ситуации. «Мы из стагнации, скорее всего, перейдем в рецессию, увеличится объем налоговых преступлений и снизится налогооблагаемая база. Соответственно денег чиновникам опять не хватит, и пойдем на новый круг бюрократических маневров», - заключает Адамидов.
«Классическая теория гласит - чем больше вы поднимаете налоги, тем меньше их платят, - заявил «Веку» вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский. - Если предприниматель не согласен платить налоги с ФОТ, он найдет с работниками компромисс, как оплачивать им часть зарплаты в конвертах. Если размер налога на прибыль не дает нужной рентабельности, он ее спрячет. Если для него слишком велик НДС, найдет возможность фиктивно завысить затраты. Наконец, если он кристально честный человек, и его настолько не устраивает налоговая нагрузка, что он утрачивает мотивацию к ведению бизнеса, он уходит из бизнеса, продавая его тем, кто готов работать «в тени».
Мотивация государства тоже понятна, отмечает экономист. Крым пробил в бюджете России приличную дыру, нужно каким-то образом затыкать эту прореху. «Но представляется, что простым повышением налогов ситуацию не только не выправишь, но и, наоборот, ухудшишь. Бизнес банально уйдет из России в другую страну, где его можно делать без подобных затрат (это уже происходит в рамках Таможенного союза, когда предприниматели предпочитают России Казахстан). В итоге - налоговая база падает и прореха в бюджете становится еще больше», - подводит итог Вязовский.
Зарплаты чиновников в России - вещь очень условная. Как сообщает «МК», нынче месячный доход «обычного» госслужащего не превышает 75 тысяч рублей; высшее руководство с учетом надбавок получает от 130 до 715 тысяч рублей в месяц. Но то здесь, то там разгораются коррупционные скандалы, говорящие о том, что госслужащие или успешно совмещают службу с бизнесом, или с «решением вопросов». И хотя зарплаты чиновников и так росли с завидной частотой - должную эффективность эти люди до сих пор вряд ли демонстрируют. Зато, предполагают некоторые наблюдатели, таким образом Владимир Путин фактически обеспечивает себе лояльность госаппарата: в нынешних сложных политических и экономических условиях, видимо, руководству страны нужна поддержка не народа, а пресловутой «вертикали».