Люди второго сорта
В понедельник, 20 сентября, на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности был рассмотрен проект закона «О добровольной пожарной охране».
«Красный петух», клюнувший из-за аномальной жары едва ли не всю центральную часть России, где природные пожары тушили не только профессионалы, но и добровольцы, и грянувший для властей так же неожиданно, как гром среди ясного неба, заставил-таки чиновников перекреститься и в спешном порядке приступить к поиску дополнительных мер по раннему предотвращению природных возгораний.
Впрочем, в России законы зачастую противоречат друг другу или Конституции, а страдают от этого люди. При этом нередко случается так, что одним росчерком пера большая часть населения России записывается в граждан второго сорта. Касается это и противопожарной охраны.
В пример приведем Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», призванный защищать жизни людей и их имущества от пожаров. Статья 76 этого документа под названием «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» (пункт 1) гласит: дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
О чем говорит этот злосчастный пункт первый? Неужели о том, что скорость распространения огня в сельской местности медленнее, чем в городе? Сразу появляются вопросы. К примеру такой: почему горожанин может рассчитывать на то, что его дом потушат вовремя, а селянин – нет? Спросите любого специалиста по пожарному делу, и он расскажет, что деревенский деревянный дом полностью сгорает всего за 15 минут. Полностью, до фундамента, и на руинах остается одна печная труба, как на страшных черно-белых снимках времен Великой Отечественной войны.
Можно по-разному относиться к статистике, особенно в нашей стране, но в данном случае она не врет: в сельской местности Российской Федерации проживает 17 % населения, при этом 40% всех погибших на пожарах людей – селяне. При этом ежегодно при пожарах в нашей стране погибают 13 тыс. человек. Если посчитать те самые 40 % погибших на селе, то это 5-6 тыс. наших граждан ежегодно. Не хочется называть происходящее геноцидом сельского населения, но аналогии с этим словом напрашиваются сами собой.
А теперь обратимся к главному документу нашей страны - Конституции РФ. «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина» гарантирует гражданину Российской Федерации: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 20 главы 2 гласит: каждый имеет право на жизнь.
Деревенские жители имеют такое же право на жизнь, как и горожане, но их право попрано. И не только тем, что пожарная машина по нормативу должна приехать в село, где что-то загорелось, на 10 минут позже, позже, чем в городе.
В России в 21 веке до сих пор существует десятки тысяч населенных пунктов, абсолютно неприкрытых пожарной охраной. А органы местного самоуправления сельских округов из-за дефицита финансов зачастую не в состоянии реализовать в полном объеме возложенную на них работу по пожарной безопасности, к примеру, хотя бы повесить пресловутую рынду и выкопать пожарный пруд. Всем известно, в какой финансовой дыре сейчас находится наша деревня. Вот и получается: спасение сгорающих, дело рук самих сгорающих. Не больше – не меньше.
Хотя выход и из этой, по сути тупиковой, ситуации есть: добровольная пожарная охрана. Ведь в каждое село не поставишь постоянную пожарную охрану. Зачем держать людей в погонах в деревне, где возгорания случаются редко, но очень метко – обычно с людскими жертвами и не одним сгоревшим домовладением? А нагрузка на госбюджет при содержании таких пожарных частей в каждом населенном пункте требуется колоссальная – несколько десятков миллиардов рублей. Ведь пожарная часть – это здания, машины, ежемесячные зарплаты. Можно представить себе уровень расходов на содержание такой пожарной армии!
Что можно предложить в этом случае? В понедельник на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности рассматривался проект, подготовленный МЧС. При всей необходимости принятия закона «О добровольной пожарной охране» проект этого документа необходимо серьезно доработать с учетом реалий этого страшного лета.
В законопроекте, к примеру, утверждается, что добровольная пожарная охрана должна существовать за счет пожертвований и осуществления коммерческой деятельности. Как себе это представляют чиновники МЧС? Неужели они всерьез полагают, что дядя Ваня-тракторист и добровольный пожарный будут в свободное время заряжать огнетушители, чтобы заработать денег на свою добровольческую деятельность?
Вызывает недоумение и пункт законопроекта, гласящий о том, что организаторами добровольной пожарной охраны должны стать собственники предприятий. Кажется, законописатели перепутали ведомственную и добровольную пожарную охрану.
Этим коротким списком не исчерпываются недоработки и ляпы данного законопроекта не исчерпываются, а том, что он требует пересмотра и доработки, говорят многие специалисты. В то же время существует еще один проект закона «О добровольной пожарной охране», вышедший из-под пера юристов Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО). В принципе, объединение этих двух проектов могло бы способствовать появлению нового жизнеспособного закона.
Что предлагает ВДПО? Прежде всего, по замыслу разработчиков этого проекта, добровольная пожарная охрана – это, прежде всего, самоорганизация граждан по месту жительства. Предположим, надоело нескольким непьющим и работящим мужикам в деревне гореть или бояться, что сосед-алкоголик не затушит сигарету, сгорит сам и других подожжет. Собрались и решили: хватит ждать милости из районного центра, будем сами помогать себе. Пошли в сельсовет, зарегистрировали свое добровольное пожарное объединение и стали добровольцами. В этом случае местная власть должна обеспечить их инструментом, выделить машину, помещение и средство оповещения.
Кроме того, чтобы мужички не разбежались через некоторое время, местная администрация их должна заинтересовать. Пожарный доброволец обязан чувствовать поддержку государства в виде налоговых льгот, обеспечения кормами, дровами на зиму. Государство должно таким людям предоставить социальные гарантии, медицинскую страховку на случай увечья, компенсацию семье на случай гибели. Ведь пожарный-доброволец выполняет важнейшую государственную задачу: бережет жизнь и имущество окружающих, существенно экономит госбюджет. Благодаря добровольцу государство не будет содержать громоздкую структуру профессиональной пожарной службы, а в случае возгораний платить многомиллионные компенсации.
«Чтобы муниципалитеты могли реализовывать возложенные на них обязанности, должны быть разработаны целевые федеральные и региональные программы о поддержке органов местного самоуправления. Должны быть предусмотрены субвенции – поддержка вышестоящих бюджетов, чтобы эти деньги не разворовывались и не были использованы для других дел, а перечислялись целевым порядком. Это будет в десятки-сотни раз дешевле, чем сейчас снова нагромождать какие-то структуры. Пожар нужно встречать в деревне и с ним бороться надо на земле», - заявили «Веку» в ВДПО.
Напомним, что этим летом, когда лесные пожары подступили к селам, в населенных пунктах не оказалось ни противопожарного оборудования, ни средств оповещения. Люди сгорали в своих домах, потому что некому было сообщить о приближении огненного вихря. Дома пылали как свечки, на улицах была паника, а помощь приходила с большим опозданием. Воистину, многие подумали о начале Апокалипсиса, который христианский мир ожидает уже 2 тыс. лет.
Лето -2010 г. показало, что без добровольного участия граждан в ликвидации беды государство обойтись не может. Многие из тех самоорганизованных добровольцев, которые самостоятельно ехали на пожары, покупали инструменты, одежду и питание, сегодня не хотят бросать свою деятельность. Они почувствовали свою силу, и, может быть, впервые за многие годы поняли: как бы государство не обособлялось от них, оно без них существовать не может. Сейчас как никогда важно не пропустить этот подъем гражданских сил. Если не дать этим людям возможность проявить себя в добровольчестве, движение пойдет на спад и потом поднять эту массу людей в случае новой катастрофы будет невозможно.
Законопроект «О добровольной пожарной охране» необходимо обсуждать, причем, так же открыто, как сейчас обсуждается закон «О полиции».
Впрочем, в России законы зачастую противоречат друг другу или Конституции, а страдают от этого люди. При этом нередко случается так, что одним росчерком пера большая часть населения России записывается в граждан второго сорта. Касается это и противопожарной охраны.
В пример приведем Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», призванный защищать жизни людей и их имущества от пожаров. Статья 76 этого документа под названием «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» (пункт 1) гласит: дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
О чем говорит этот злосчастный пункт первый? Неужели о том, что скорость распространения огня в сельской местности медленнее, чем в городе? Сразу появляются вопросы. К примеру такой: почему горожанин может рассчитывать на то, что его дом потушат вовремя, а селянин – нет? Спросите любого специалиста по пожарному делу, и он расскажет, что деревенский деревянный дом полностью сгорает всего за 15 минут. Полностью, до фундамента, и на руинах остается одна печная труба, как на страшных черно-белых снимках времен Великой Отечественной войны.
Можно по-разному относиться к статистике, особенно в нашей стране, но в данном случае она не врет: в сельской местности Российской Федерации проживает 17 % населения, при этом 40% всех погибших на пожарах людей – селяне. При этом ежегодно при пожарах в нашей стране погибают 13 тыс. человек. Если посчитать те самые 40 % погибших на селе, то это 5-6 тыс. наших граждан ежегодно. Не хочется называть происходящее геноцидом сельского населения, но аналогии с этим словом напрашиваются сами собой.
А теперь обратимся к главному документу нашей страны - Конституции РФ. «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина» гарантирует гражданину Российской Федерации: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 20 главы 2 гласит: каждый имеет право на жизнь.
Деревенские жители имеют такое же право на жизнь, как и горожане, но их право попрано. И не только тем, что пожарная машина по нормативу должна приехать в село, где что-то загорелось, на 10 минут позже, позже, чем в городе.
В России в 21 веке до сих пор существует десятки тысяч населенных пунктов, абсолютно неприкрытых пожарной охраной. А органы местного самоуправления сельских округов из-за дефицита финансов зачастую не в состоянии реализовать в полном объеме возложенную на них работу по пожарной безопасности, к примеру, хотя бы повесить пресловутую рынду и выкопать пожарный пруд. Всем известно, в какой финансовой дыре сейчас находится наша деревня. Вот и получается: спасение сгорающих, дело рук самих сгорающих. Не больше – не меньше.
Хотя выход и из этой, по сути тупиковой, ситуации есть: добровольная пожарная охрана. Ведь в каждое село не поставишь постоянную пожарную охрану. Зачем держать людей в погонах в деревне, где возгорания случаются редко, но очень метко – обычно с людскими жертвами и не одним сгоревшим домовладением? А нагрузка на госбюджет при содержании таких пожарных частей в каждом населенном пункте требуется колоссальная – несколько десятков миллиардов рублей. Ведь пожарная часть – это здания, машины, ежемесячные зарплаты. Можно представить себе уровень расходов на содержание такой пожарной армии!
Что можно предложить в этом случае? В понедельник на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности рассматривался проект, подготовленный МЧС. При всей необходимости принятия закона «О добровольной пожарной охране» проект этого документа необходимо серьезно доработать с учетом реалий этого страшного лета.
В законопроекте, к примеру, утверждается, что добровольная пожарная охрана должна существовать за счет пожертвований и осуществления коммерческой деятельности. Как себе это представляют чиновники МЧС? Неужели они всерьез полагают, что дядя Ваня-тракторист и добровольный пожарный будут в свободное время заряжать огнетушители, чтобы заработать денег на свою добровольческую деятельность?
Вызывает недоумение и пункт законопроекта, гласящий о том, что организаторами добровольной пожарной охраны должны стать собственники предприятий. Кажется, законописатели перепутали ведомственную и добровольную пожарную охрану.
Этим коротким списком не исчерпываются недоработки и ляпы данного законопроекта не исчерпываются, а том, что он требует пересмотра и доработки, говорят многие специалисты. В то же время существует еще один проект закона «О добровольной пожарной охране», вышедший из-под пера юристов Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО). В принципе, объединение этих двух проектов могло бы способствовать появлению нового жизнеспособного закона.
Что предлагает ВДПО? Прежде всего, по замыслу разработчиков этого проекта, добровольная пожарная охрана – это, прежде всего, самоорганизация граждан по месту жительства. Предположим, надоело нескольким непьющим и работящим мужикам в деревне гореть или бояться, что сосед-алкоголик не затушит сигарету, сгорит сам и других подожжет. Собрались и решили: хватит ждать милости из районного центра, будем сами помогать себе. Пошли в сельсовет, зарегистрировали свое добровольное пожарное объединение и стали добровольцами. В этом случае местная власть должна обеспечить их инструментом, выделить машину, помещение и средство оповещения.
Кроме того, чтобы мужички не разбежались через некоторое время, местная администрация их должна заинтересовать. Пожарный доброволец обязан чувствовать поддержку государства в виде налоговых льгот, обеспечения кормами, дровами на зиму. Государство должно таким людям предоставить социальные гарантии, медицинскую страховку на случай увечья, компенсацию семье на случай гибели. Ведь пожарный-доброволец выполняет важнейшую государственную задачу: бережет жизнь и имущество окружающих, существенно экономит госбюджет. Благодаря добровольцу государство не будет содержать громоздкую структуру профессиональной пожарной службы, а в случае возгораний платить многомиллионные компенсации.
«Чтобы муниципалитеты могли реализовывать возложенные на них обязанности, должны быть разработаны целевые федеральные и региональные программы о поддержке органов местного самоуправления. Должны быть предусмотрены субвенции – поддержка вышестоящих бюджетов, чтобы эти деньги не разворовывались и не были использованы для других дел, а перечислялись целевым порядком. Это будет в десятки-сотни раз дешевле, чем сейчас снова нагромождать какие-то структуры. Пожар нужно встречать в деревне и с ним бороться надо на земле», - заявили «Веку» в ВДПО.
Напомним, что этим летом, когда лесные пожары подступили к селам, в населенных пунктах не оказалось ни противопожарного оборудования, ни средств оповещения. Люди сгорали в своих домах, потому что некому было сообщить о приближении огненного вихря. Дома пылали как свечки, на улицах была паника, а помощь приходила с большим опозданием. Воистину, многие подумали о начале Апокалипсиса, который христианский мир ожидает уже 2 тыс. лет.
Лето -2010 г. показало, что без добровольного участия граждан в ликвидации беды государство обойтись не может. Многие из тех самоорганизованных добровольцев, которые самостоятельно ехали на пожары, покупали инструменты, одежду и питание, сегодня не хотят бросать свою деятельность. Они почувствовали свою силу, и, может быть, впервые за многие годы поняли: как бы государство не обособлялось от них, оно без них существовать не может. Сейчас как никогда важно не пропустить этот подъем гражданских сил. Если не дать этим людям возможность проявить себя в добровольчестве, движение пойдет на спад и потом поднять эту массу людей в случае новой катастрофы будет невозможно.
Законопроект «О добровольной пожарной охране» необходимо обсуждать, причем, так же открыто, как сейчас обсуждается закон «О полиции».