Малоимущим пообещали налоговые послабления
ЛДПР анонсировала давно обещанный закон, освобождающий от НДФЛ россиян, доход которых ниже двух МРОТ. Инициативу называют эффективной мерой поддержки малоимущих, но что с ней делать не знает никто, так как это приведет к прямому выпадению доходов бюджета. Так что и отказаться сложно, и принять – вряд ли.
Популярная инициатива
Депутаты фракции ЛДПР предложили «реальную меру поддержки малоимущих граждан». Так, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, а также депутаты Ярослав Нилов и Борис Пайкин направили в правительство РФ для получения официального заключения проект закона об освобождении от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% граждан, имеющих доход ниже двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
По мнению депутатов ЛДПР, такая мера «будет стимулировать потребление в стране, позволит сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев общества, а также значительно уменьшит расходы на администрирование налогов для такой группы лиц». Кроме того, это позволит дать более существенный толчок экономическому росту за счет увеличения покупательской способности населения, а также окажет реальную поддержку такой категории граждан».
Инициативу, которая должна стать очень популярной, уже прокомментировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член думской фракции ЛДПР Дмитрий Савельев. Он признает, что инициативу поддержит большинство граждан страны. Парламентарий отметил, что сегодня в стране 18,6 млн. человек (почти 12,7% населения) имеют доходы ниже прожиточного минимума, что особенно сильно бьет по многодетным семьям, так как каждая вторая из них — малоимущая.
По словам Савельева, новый законопроект предлагает облегчить жизнь наименее обеспеченных граждан, имеющих доход менее двух МРОТ, то есть около 24 тыс. рублей. В случае освобождения от НДФЛ каждый из них ежемесячно может сэкономить около 3 тыс. рублей, что весьма ощутимо для малоимущих россиян. С 1 января 2020 года МРОТ в России увеличился на 7,5% и составил 12 тыс. 130 рублей.
«В текущем году нам предстоит решить важную стратегическую задачу, поставленную президентом, – повышение уровня доходов россиян и преодоление бедности. Предлагаемая инициатива — это один из путей решения проблемы, который позволит увеличить реальные доходы самых уязвимых слоев общества и стимулировать потребление в стране», ‒ подчеркнул Савельев.
Все сложно
Однако, несмотря на оптимизм отдельных политиков, более высокопоставленные их «коллеги» не спешат однозначно ее поддерживать. Ведь выпадающие в связи с этим доходы никто не отменял. Ранее инициативу уже прокомментировал, например, министр финансов Антон Силуанов, который заявил, что нужно взвесить все плюсы и минусы при реализации идеи. Теперь уже бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал очень чувствительной тему возможного освобождения малоимущих от НДФЛ, отметив, что идея прорабатывалась и над ней еще предстоит думать.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин высказал мнение, что отмена НДФЛ для малоимущих была бы позитивна для экономики, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что поддерживает отмену НДФЛ для малоимущих граждан, но о том, какой должна быть отсечка, нужно советоваться.
Гораздо более честно на этом фоне высказал свое мнение председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он уверен, что адресные субсидии семьям с доходами ниже прожиточного минимума были бы более эффективным инструментом борьбы с бедностью в России, чем отмена для россиян, получающих низкие зарплаты, налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
«Если мы говорим о борьбе с бедностью, то я бы сегодня видел более эффективным инструментом субсидии по признаку доходности на душу в семье и, соответственно, выделение по этому признаку соответствующих субсидий», — заявил журналистам Кудрин. По его словам, уменьшение налогообложения для низких зарплат «имеет очень косвенное отношение к бедным». Как правило, люди, которые сегодня в первую очередь нуждаются и являются бедными, «не имеют соответствующих доходов и зарплат, они неработающие зачастую», подчеркнул глава СП. Многодетные семьи, семьи с детьми имеют больше всего рисков бедности, добавил он.
«Малореальная инициатива»
Безусловно, в последнее время власти уже привыкли делать непопулярные заявления, но тема налогов сейчас для россиян действительно более чем чувствительная. Поэтому однозначно высказаться против законопроекта означает вызвать очередное недовольство граждан. И все же, уверены эксперты, несмотря на достаточно позитивные отзывы о сути инициативы, ее принятие маловероятно.
«Не могу поддержать данную идею, и даже не столько потому, что создадутся выпадающие доходы бюджета, которые необходимо будет компенсировать иными источниками. Прежде всего, такая мера не приведет к серьезному повышению уровня жизни - дополнительные 3 тыс. рублей совершенно точно не решают проблему бедности», – заявил «Веку» председатель Российского союза налогоплательщиков, член ОП РФ Артем Кирьянов.
Рассчитывать на «налоговую доплату», говорит он, можно только в бюджетной сфере, но для повышения зарплат бюджетникам есть другие механизмы, более четко ориентированные на конкретные отрасли. В коммерческом секторе отмена НДФЛ создает соблазн для различного рода махинаций, в том числе занижения официальных зарплат до уровня отсечения по НДФЛ, дробления ставок. Возможным эффектом может быть и увеличение объема «серых» зарплат. В этой связи откровенно популистскими выглядят и заявления о том, что отмена НДФЛ для малоимущих даст толчок для развития экономики за счет увеличения покупательной способности. В целом для людей, которых затрагивает законопроект, ситуация может еще более осложниться по итогу принятия поспешных и слабо просчитанных решений, констатирует Кирьянов.
Так что реальные шансы на воплощение данной инициативы в жизнь очень малы, полагает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. В недавнем прошлом правительство повысило пенсионный возраст и НДС совсем не для того, чтобы сейчас «делать жизнь проще» 12% населения страны, которые, по данным Росстата, имеют доходы меньше МРОТ.
Важны, по словам эксперта, два момента. Во-первых, для данных граждан высвобожденная сумма будет очень мала, а более-менее ощутимый результат может быть виден лишь на макроуровне. Во-вторых, для региональных бюджетов подобные действия станут настоящей проблемой.
Перед тем, как осуществлять подобные реформы, следует провести структурные изменения в отношениях между регионами и федеральным правительством, например, предоставить местным властям больше свободы и меньше изымать денег в главный бюджет страны. В данной же ситуации, вероятнее всего, правительство захочет компенсировать выпадающие доходы путем увеличения региональных налогов: транспортного, земельного и т.д.
Таким образом, считает Капустянский, получается абсурдная ситуация - облегчая жизнь одной очень небольшой категории, чиновники существенно усложнят ее для других граждан и предпринимателей. При этом сами по себе трансферы между бюджетами не являются чем-то сложным и корень проблемы кроется не в этом. Проблемы же возникают при поиске «источника» для финансирования подобных инициатив. Сегодня федеральный бюджет является профицитным, но согласно проекту бюджета на 2020-2022 годы будет постепенно уменьшаться, а, значит, длительное время покрывать выпадающие региональные доходы опять же не получится - рано или поздно придется в очередной раз увеличить налоговое бремя.
Россия просто не готова
Россия вступила в новый год с серьезной проблемой - высокой закредитованностью граждан, отмечает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. И эта проблема сама никуда не исчезнет до тех пор, пока существенно не улучшится ситуация с реальными располагаемыми доходами. После введения с 1 октября показателя долговой нагрузки и специальных надбавок на риск банки будут сокращать выдачу новых займов, а граждане, в свою очередь, столкнутся с тем, что им придется снижать свою долговую нагрузку. Однако уже в конце 2019 года примерно каждый тридцатый заемщик после уплаты процентов по кредиту вынужден был довольствоваться уровнем жизни за чертой бедности (по данным НАПКА).
Таким образом, считает эксперт, данная инициатива по освобождению от НДФЛ нацелена как раз на помощь таким наиболее уязвимым категориям населения. И хотя данная мера носит своевременный характер и, безусловно, в целом она обладает позитивным эффектом для общества, однако утверждение этого законопроекта может столкнуться с рядом препятствий.
Так, одно из самых существенных препятствий заключается в ситуации с региональными бюджетами. Стоит сказать, что аналитический отчет АКРА, в котором эксперты приходят к выводу, что в 26 из 85 субъектах страны отмена НДФЛ для граждан с ежемесячными доходами ниже двух МРОТ создаст критическую нагрузку на региональные бюджеты, как раз подчеркивает то, насколько сложно будет принять такое решение в сегодняшних реалиях.
Однако ситуация, сложившаяся вокруг НДФЛ, может стать неким «предвестником» и более серьезных мер в будущем - в итоге она может подтолкнуть общество к уходу от плоской шкалы НДФЛ и ее замене на прогрессивную, полагает Максименко Заметим, что в этом случае число субъектов, которым все равно нужно будет пересмотреть размер «дотаций», окажется ниже. В текущем же виде просто отказ от НДФЛ для малоимущих может «расшатать» и без того небезупречную бюджетную конструкцию с серьезным перекосом в сторону центра, вынудив регионы стать еще более зависимыми от федерального бюджета.
В то же время, по мнению эксперта, страна еще пока не готова к переходу к прогрессивной шкале НДФЛ. Так, для начала в экономике должен серьезно уменьшиться «теневой» сектор (по оценке Росстата он достигает 13% от ВВП). Переход может состояться также и при условии улучшения ситуации с доходами населения, которые на данный момент так и не вышли на траекторию роста. В правительстве же должны «семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать». Время для последнего есть: выборы в Госдуму намечены на 2021 год, а выборы президента – на 2024 год.
Пока же власти занялись любимым делом – умножением сущностей, иронизирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Проблема низких доходов населения на самом деле в том, объясняет эксперт, что иного при той экономической политики, которая проводилась последние 3-4 года и быть не могло. Коротко это описывается старой поговоркой «цыган только-только отучил лошадь есть, как она умерла». Если повысить налоги и кормить только чиновников (то есть самих себя) и еще немножко силовиков, не отдавая достаточно денег в экономику, то рано или поздно начнется стагнация и, как ни старайся Росстат рисовать хорошие показатели, реальность упрямо стучится в двери.
Надо отдать должное – власти не намерены сдаваться, продолжает Адамидов. Вместо того, чтобы откатить ситуацию на шаг назад и отменить наиболее одиозные налоговые инициативы (повышение НДС, налоговый маневр в нефтянке, повышение налога на имущество и пр.), решено «поиграть» с НДФЛ.
Правда фискальные мотивы у этой игры несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Послабления по отмене НДФЛ, скорее всего, будут небольшими и затрагивающими весьма узкий круг граждан. Зато следующим шагом можно будет поднять вопрос об отмене «плоской» шкалы НДФЛ, что Минфин хочет реализовать последние лет десять, если не больше. Собственно говоря, если дело обстоит именно таким образом, то мы должны увидеть быстрое и беспроблемное принятие данного законопроекта. А затем уже развернется компания по повышению НДФЛ.
Депутаты фракции ЛДПР предложили «реальную меру поддержки малоимущих граждан». Так, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, а также депутаты Ярослав Нилов и Борис Пайкин направили в правительство РФ для получения официального заключения проект закона об освобождении от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% граждан, имеющих доход ниже двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
По мнению депутатов ЛДПР, такая мера «будет стимулировать потребление в стране, позволит сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев общества, а также значительно уменьшит расходы на администрирование налогов для такой группы лиц». Кроме того, это позволит дать более существенный толчок экономическому росту за счет увеличения покупательской способности населения, а также окажет реальную поддержку такой категории граждан».
Инициативу, которая должна стать очень популярной, уже прокомментировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член думской фракции ЛДПР Дмитрий Савельев. Он признает, что инициативу поддержит большинство граждан страны. Парламентарий отметил, что сегодня в стране 18,6 млн. человек (почти 12,7% населения) имеют доходы ниже прожиточного минимума, что особенно сильно бьет по многодетным семьям, так как каждая вторая из них — малоимущая.
По словам Савельева, новый законопроект предлагает облегчить жизнь наименее обеспеченных граждан, имеющих доход менее двух МРОТ, то есть около 24 тыс. рублей. В случае освобождения от НДФЛ каждый из них ежемесячно может сэкономить около 3 тыс. рублей, что весьма ощутимо для малоимущих россиян. С 1 января 2020 года МРОТ в России увеличился на 7,5% и составил 12 тыс. 130 рублей.
«В текущем году нам предстоит решить важную стратегическую задачу, поставленную президентом, – повышение уровня доходов россиян и преодоление бедности. Предлагаемая инициатива — это один из путей решения проблемы, который позволит увеличить реальные доходы самых уязвимых слоев общества и стимулировать потребление в стране», ‒ подчеркнул Савельев.
Все сложно
Однако, несмотря на оптимизм отдельных политиков, более высокопоставленные их «коллеги» не спешат однозначно ее поддерживать. Ведь выпадающие в связи с этим доходы никто не отменял. Ранее инициативу уже прокомментировал, например, министр финансов Антон Силуанов, который заявил, что нужно взвесить все плюсы и минусы при реализации идеи. Теперь уже бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал очень чувствительной тему возможного освобождения малоимущих от НДФЛ, отметив, что идея прорабатывалась и над ней еще предстоит думать.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин высказал мнение, что отмена НДФЛ для малоимущих была бы позитивна для экономики, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что поддерживает отмену НДФЛ для малоимущих граждан, но о том, какой должна быть отсечка, нужно советоваться.
Гораздо более честно на этом фоне высказал свое мнение председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он уверен, что адресные субсидии семьям с доходами ниже прожиточного минимума были бы более эффективным инструментом борьбы с бедностью в России, чем отмена для россиян, получающих низкие зарплаты, налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
«Если мы говорим о борьбе с бедностью, то я бы сегодня видел более эффективным инструментом субсидии по признаку доходности на душу в семье и, соответственно, выделение по этому признаку соответствующих субсидий», — заявил журналистам Кудрин. По его словам, уменьшение налогообложения для низких зарплат «имеет очень косвенное отношение к бедным». Как правило, люди, которые сегодня в первую очередь нуждаются и являются бедными, «не имеют соответствующих доходов и зарплат, они неработающие зачастую», подчеркнул глава СП. Многодетные семьи, семьи с детьми имеют больше всего рисков бедности, добавил он.
«Малореальная инициатива»
Безусловно, в последнее время власти уже привыкли делать непопулярные заявления, но тема налогов сейчас для россиян действительно более чем чувствительная. Поэтому однозначно высказаться против законопроекта означает вызвать очередное недовольство граждан. И все же, уверены эксперты, несмотря на достаточно позитивные отзывы о сути инициативы, ее принятие маловероятно.
«Не могу поддержать данную идею, и даже не столько потому, что создадутся выпадающие доходы бюджета, которые необходимо будет компенсировать иными источниками. Прежде всего, такая мера не приведет к серьезному повышению уровня жизни - дополнительные 3 тыс. рублей совершенно точно не решают проблему бедности», – заявил «Веку» председатель Российского союза налогоплательщиков, член ОП РФ Артем Кирьянов.
Рассчитывать на «налоговую доплату», говорит он, можно только в бюджетной сфере, но для повышения зарплат бюджетникам есть другие механизмы, более четко ориентированные на конкретные отрасли. В коммерческом секторе отмена НДФЛ создает соблазн для различного рода махинаций, в том числе занижения официальных зарплат до уровня отсечения по НДФЛ, дробления ставок. Возможным эффектом может быть и увеличение объема «серых» зарплат. В этой связи откровенно популистскими выглядят и заявления о том, что отмена НДФЛ для малоимущих даст толчок для развития экономики за счет увеличения покупательной способности. В целом для людей, которых затрагивает законопроект, ситуация может еще более осложниться по итогу принятия поспешных и слабо просчитанных решений, констатирует Кирьянов.
Так что реальные шансы на воплощение данной инициативы в жизнь очень малы, полагает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. В недавнем прошлом правительство повысило пенсионный возраст и НДС совсем не для того, чтобы сейчас «делать жизнь проще» 12% населения страны, которые, по данным Росстата, имеют доходы меньше МРОТ.
Важны, по словам эксперта, два момента. Во-первых, для данных граждан высвобожденная сумма будет очень мала, а более-менее ощутимый результат может быть виден лишь на макроуровне. Во-вторых, для региональных бюджетов подобные действия станут настоящей проблемой.
Перед тем, как осуществлять подобные реформы, следует провести структурные изменения в отношениях между регионами и федеральным правительством, например, предоставить местным властям больше свободы и меньше изымать денег в главный бюджет страны. В данной же ситуации, вероятнее всего, правительство захочет компенсировать выпадающие доходы путем увеличения региональных налогов: транспортного, земельного и т.д.
Таким образом, считает Капустянский, получается абсурдная ситуация - облегчая жизнь одной очень небольшой категории, чиновники существенно усложнят ее для других граждан и предпринимателей. При этом сами по себе трансферы между бюджетами не являются чем-то сложным и корень проблемы кроется не в этом. Проблемы же возникают при поиске «источника» для финансирования подобных инициатив. Сегодня федеральный бюджет является профицитным, но согласно проекту бюджета на 2020-2022 годы будет постепенно уменьшаться, а, значит, длительное время покрывать выпадающие региональные доходы опять же не получится - рано или поздно придется в очередной раз увеличить налоговое бремя.
Россия просто не готова
Россия вступила в новый год с серьезной проблемой - высокой закредитованностью граждан, отмечает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. И эта проблема сама никуда не исчезнет до тех пор, пока существенно не улучшится ситуация с реальными располагаемыми доходами. После введения с 1 октября показателя долговой нагрузки и специальных надбавок на риск банки будут сокращать выдачу новых займов, а граждане, в свою очередь, столкнутся с тем, что им придется снижать свою долговую нагрузку. Однако уже в конце 2019 года примерно каждый тридцатый заемщик после уплаты процентов по кредиту вынужден был довольствоваться уровнем жизни за чертой бедности (по данным НАПКА).
Таким образом, считает эксперт, данная инициатива по освобождению от НДФЛ нацелена как раз на помощь таким наиболее уязвимым категориям населения. И хотя данная мера носит своевременный характер и, безусловно, в целом она обладает позитивным эффектом для общества, однако утверждение этого законопроекта может столкнуться с рядом препятствий.
Так, одно из самых существенных препятствий заключается в ситуации с региональными бюджетами. Стоит сказать, что аналитический отчет АКРА, в котором эксперты приходят к выводу, что в 26 из 85 субъектах страны отмена НДФЛ для граждан с ежемесячными доходами ниже двух МРОТ создаст критическую нагрузку на региональные бюджеты, как раз подчеркивает то, насколько сложно будет принять такое решение в сегодняшних реалиях.
Однако ситуация, сложившаяся вокруг НДФЛ, может стать неким «предвестником» и более серьезных мер в будущем - в итоге она может подтолкнуть общество к уходу от плоской шкалы НДФЛ и ее замене на прогрессивную, полагает Максименко Заметим, что в этом случае число субъектов, которым все равно нужно будет пересмотреть размер «дотаций», окажется ниже. В текущем же виде просто отказ от НДФЛ для малоимущих может «расшатать» и без того небезупречную бюджетную конструкцию с серьезным перекосом в сторону центра, вынудив регионы стать еще более зависимыми от федерального бюджета.
В то же время, по мнению эксперта, страна еще пока не готова к переходу к прогрессивной шкале НДФЛ. Так, для начала в экономике должен серьезно уменьшиться «теневой» сектор (по оценке Росстата он достигает 13% от ВВП). Переход может состояться также и при условии улучшения ситуации с доходами населения, которые на данный момент так и не вышли на траекторию роста. В правительстве же должны «семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать». Время для последнего есть: выборы в Госдуму намечены на 2021 год, а выборы президента – на 2024 год.
Пока же власти занялись любимым делом – умножением сущностей, иронизирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Проблема низких доходов населения на самом деле в том, объясняет эксперт, что иного при той экономической политики, которая проводилась последние 3-4 года и быть не могло. Коротко это описывается старой поговоркой «цыган только-только отучил лошадь есть, как она умерла». Если повысить налоги и кормить только чиновников (то есть самих себя) и еще немножко силовиков, не отдавая достаточно денег в экономику, то рано или поздно начнется стагнация и, как ни старайся Росстат рисовать хорошие показатели, реальность упрямо стучится в двери.
Надо отдать должное – власти не намерены сдаваться, продолжает Адамидов. Вместо того, чтобы откатить ситуацию на шаг назад и отменить наиболее одиозные налоговые инициативы (повышение НДС, налоговый маневр в нефтянке, повышение налога на имущество и пр.), решено «поиграть» с НДФЛ.
Правда фискальные мотивы у этой игры несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Послабления по отмене НДФЛ, скорее всего, будут небольшими и затрагивающими весьма узкий круг граждан. Зато следующим шагом можно будет поднять вопрос об отмене «плоской» шкалы НДФЛ, что Минфин хочет реализовать последние лет десять, если не больше. Собственно говоря, если дело обстоит именно таким образом, то мы должны увидеть быстрое и беспроблемное принятие данного законопроекта. А затем уже развернется компания по повышению НДФЛ.