Анастасия Бакурина — 22.11.2013 16:33

Мастер-Банк достирался

Скандал вокруг краха Мастер-Банка развивается стремительно: в домах его руководства продолжаются обыски, вкладчики 260 финучреждений до сих пор не могут снять свои деньги, по всей стране начинается банковский психоз. Сбербанк принял на себя процессинг МБ и, похоже, станет главным выгодоприобретателем его разгрома.

Силовики пока не уточняют, у кого из топ-менеджеров Мастер-Банка вот уже третьи сутки проводятся обыски. Напомним, 85% акций скандального банка контролировали предправления Борис Булочник, его супруга и двое сыновей. По данным СМИ, глава этой семьи накануне массовых обысков в центральном офисе банка точно присутствовал, но в момент визита сотрудников МВД, как говорят, он скрылся через черный ход и на сегодняшний день может находиться в одной из зарубежных стран.

Напомним, 20 ноября Центробанк отозвал у МБ банковскую лицензию за незаконную деятельность его руководителей. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, банк незаконно обналичил более 2 млрд. рублей. Следователи предполагают, что несколько финансовых учреждений в компании с МБ по запросу клиентов выводили их деньги со счетов и брали за это «посреднические» 3-7%. Вопросы возникли и к кредитам, выданным аффилированным с владельцами МБ структурам.

Похоже, что финансовая империя Булочника сотоварищи, проворачивающая сомнительные операции, чувствовала себя вполне устойчиво. В России это означает только одно - солидные покровители. Как считает председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов, у Мастер-Банка была очень серьезная «крыша». «По мнению экспертов, и мы тоже к ним присоединяемся, через МБ проходили серьезные потоки, связанные с хищением бюджетных средств, - заявил он СМИ. - Люди, которые контролировали потоки, занимали серьезное государственное положение, и именно поэтому у банка была такая серьезная «крыша в погонах». Поэтому, заключает Кабанов, все попытки МВД расследовать деятельность этой «прачечной» за последние восемь лет заканчивались практически ничем.

«Крыша в погонах», судя по всему, подкреплялась еще и авторитетными именами в списке совета директоров МБ. В частности, одним из топ-менеджеров был и двоюродный брат президента РФ Игорь Путин. И хотя Владимир Путин устами своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова дал понять, что не ведет дела со своим «дальним родственником», видимо, магия этой фамилии имеет в России особый статус «неприкасаемого».

Многие наблюдатели при этом считают, что именем кузена главы государства банкиры просто прикрывали свои темные делишки, и это стало излюбленной стратегией руководства МБ. По словам политолога Марины Литвинович, в 2007 году таким «амулетом» для «мастеров-банкиров» служил племянник главы ФСБ Алексей Патрушев.

По этим же причинам Центробанк в лице руководителя Сергея Игнатьева не мог (или не хотел) отзывать лицензию у Мастер-Банка раньше, хотя еще в минувшем году в отношении ряда сотрудников МБ были возбуждены уголовные дела по факту незаконной банковской деятельности и у них проведены обыски. По словам Кабанова, неоднократно предпринимались попытки провести расследования по отмыванию денег - так называемое дело Райффайзенбанка и прочих банков. Однако посадок тогда так и не случилось.

Тем более, что «прачечная» такого уровня (не мелкая кредитная сошка) наверняка знала как понадежней замести следы. Возможно, в какой-то момент Центробанк и хотел бы применить санкции к МБ, однако, ему не хватило чисто юридических оснований.

«Сделать выводы, подкрепленные процессуальными (то есть пригодными для использовании в суде) доказательствами, всегда непросто. Особенно, если потенциальный обвиняемый располагает значительными денежными ресурсами», - заявил «Веку» управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.

С коллегой согласна и аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «Центробанк все это время пристально следил за МБ, нельзя сказать, что он не отслеживал денежные потоки банка. Вопрос состоит в том, что банк-прачку сложно поймать за руку. Центробанк может подозревать организацию в мошенничестве, но доказательств не иметь. В такой ситуации остается только ждать, когда в отчетности кредитной организации появится брешь, за которую можно будет уцепиться. Так и произошло», - пояснила эксперт «Веку».

Возможно, немалую роль здесь играет и фактор страха. Аналитик УК «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский считает: после убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова стало ясно, что отслеживать, куда выводят деньги, просто опасно для тех, кто это делает и пытается влиять на ситуацию.

«Вот и перестали. Это - самое простое объяснение. Интереснее вопрос, почему именно сейчас решили прихлопнуть эту прачечную? Видимо, у нового руководителя ЦБ, являющегося непосредственным протеже Путина, были соответствующие указания и защита, - заявил аналитик «Веку». - Я полагаю, решение о ликвидации принималось не в ЦБ - ЦБ лишь исполнил его. Я думаю также, что ликвидация была проведена в интересах Сбербанка и ВТБ, которые проигрывают конкуренцию на рынке депозитов средним банкам. Являясь главными плательщиками в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), они, фактически, оплачивают риски вкладчиков тех банков, которые ведут теневые операции и завышают ставки по депозитам. И это очень не нравилось Грефу и Костину».

Слова эксперта косвенно подтверждает и тот факт, что накануне Сбербанк временно принял на себя процессинг Мастер-Банка. Это позволит возобновить операции по картам его партнеров в кратчайшие сроки. Иными словами, теперь миллионы россиян (вкладчики МБ и 260 банков-партнеров МБ) будут обналичивать свои вклады именно в офисах ведомства Германа Грефа.

Очевидно, Эльвиру Набиуллину можно поздравить с первой, по-настоящему крупной победой в антикоррупционной войне. Однако означает ли это, что банков-прачек в стране не осталось?

Конечно, на МБ история не закончится, считает Анна Кокорева. «Мафия всегда будет жить, но где будет ее новое пристанище сказать трудно. Однако, вряд ли это будет иностранный банк или громкий бренд. Это будет средний по размерам, но тихий и неприметный банк, чья реклама не будет висеть на каждом шагу», - полагает эксперт.

«Мастер-Банк - это только начало, - согласен и Дмитрий Голубовский. - Чистка, ведущая к консолидации отрасли и переделу рынка в пользу крупных банков, продолжится. Вопрос, где теперь будет главный центр обнала, остается открытым. На самом деле, обнал крупных сумм возможен не только через банки, но и через брокерские организации. Не обязательно проводить обналичивание именно через пластиковые карты. Можно проводить его и через фондовый рынок, точно также действуя через подставных лиц и счета и легализуя оборот через притворные сделки, которые часто трудно отличить от рыночных на малоликвидных рынках».

Однако, считает эксперт, на бизнес по обналичиванию тоже начнется наступление. «В стране стагнация, у бюджета проблемы, нужно улучшить собираемость налогов, а обналичивание - это уход от них. Раньше, когда денег было много, с этим не хотели связываться, тем более, в этой сфере кормились силовики. Теперь ситуация изменилась. Тот случай, когда кризис вынуждает систему принимать меры, направленные на определенное самооздоровление».

«Ужесточение контроля и систематическое закрытие разного рода лазеек - общий тренд, характерный не только для России, но и для всего мира. Экономический спад и стагнация толкают государства к более жесткой фискальной политике», - подводит итог Сергей Хестанов.
Полная версия публикации
Общество 18.11.2013 13:42
Долю Керимова в "Уралкалии" приобретет Прохоров
Общество 21.11.2013 11:35
Астрономы открыли две старейшие высокоскоростные "недозвезды"
Общество 21.11.2013 16:50
Популярный плеер Winamp в декабре прекратит существование