Мегабанк России
С 1 сентября Банк России становится мегарегулятором - в сферу его ответственности войдут некредитные финансовые организации. Принятый Госдумой законопроект, расширяющий полномочия ЦБ РФ, одобрил Совет Федерации.
Передав управление некредитными финансовыми организациями ЦБ РФ, Госдума превратила Центробанк в самый настоящий мегарегулятор - Банку России оказались переданными почти все финансовые механизмы.
Напомним, что идея создания мегарегулятора обсуждалась в России на протяжении последних семи лет. Сейчас функции Центробанка ограничиваются рамками статуса банковского регулятора в традиционном понимании. С 1 сентября ему будут переданы функции, ранее принадлежавшие Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая осуществляла надзор и регулирование рынка ценных бумаг, а также страховой надзор и регулирование страхового рынка - фактически эта служба вольется в банк и станет одним из его подразделений. Однако для этого депутатам придется внести поправки в 46 федеральных законов, Налоговый и Гражданский кодексы.
Теперь влияние Центробанка распространится на нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в том числе и на рынки страхования и микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельность рейтинговых агентств и агентств по инвестированию средств пенсионных накоплений. Станет ли понятнее ответ на вопрос - где взять кредит, покажет только время: в принятом законопроекте оговаривается главная цель Банка России - обеспечение устойчивости рубля с помощью поддержания ценовой стабильности.
В документе говорится, что полномочия по страховому надзору между правительством и мегарегулятором разделяются. Внутренняя структура банка также претерпит изменения: в первую очередь изменяется срок полномочий главы банка - теперь они ограничиваются пятью годами, численность совета директоров составит 15 человек (сейчас - 13). В сфере финансовых рынков будет работать комитет финансового надзора ЦБ.
Напомним, что Центробанк - особая структура в системе власти, неподконтрольная ни президенту, ни правительству. Это объясняется тем, что главная функция ЦБ - денежная эмиссия и проведение кредитно-денежной политики. Банк также таргетирует инфляцию и отвечает за валютный курс. Кроме того, на него возложены обязанности по надзору за деятельностью коммерческих банков и управлению золотовалютными резервами, установлению правил бухучета для банков.
Между тем, скептики высказывались против создания мегарегулятора, приводя в пример банк в Великобритании, который фактически не устоял во время финансового кризиса 2008 года, и от него было решено отказаться.
Окончательное решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦБ правительство России приняло в декабре прошлого года. Процесс объединения займет полтора - два года.
Впервые идея мегарегулятора была предложена в исследовании компании Cadogan Financial, проведенном в конце 1999 года по заказу ФКЦБ России. Главные доводы в пользу создания огромной финансовой машины, по сути, государства в государстве - преодоление фрагментарности и непоследовательности нормативной базы, а также рост независимости органов регулирования; рост зарплаты и преодоление недостатка ресурсов в финансовых ведомствах.
Однако противники создания мегарегулятора указывают на то, что масштабная реорганизация подменит реальную работу по развитию фондового рынка. Ближайшие 2-3 года внутренние структуры банка будут заниматься решением задачи излишней мобильности кадров и контролем за перемещением персонала из одной структуры в другую - это непременно ослабит управляемость.
Кроме того, считает председатель совета директоров ИК «Еврофинансы» Яков Миркин, «в российских условиях, с ее дефицитом кадров и финансирования, слияние Банка России и ФСФР вызовет ослабление регулирования отдельных рынков, а ресурсы, поступающие новому ведомству, будут меньше, чем сумма ресурсов ведомств до их слияния».
Напомним, что идея создания мегарегулятора обсуждалась в России на протяжении последних семи лет. Сейчас функции Центробанка ограничиваются рамками статуса банковского регулятора в традиционном понимании. С 1 сентября ему будут переданы функции, ранее принадлежавшие Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая осуществляла надзор и регулирование рынка ценных бумаг, а также страховой надзор и регулирование страхового рынка - фактически эта служба вольется в банк и станет одним из его подразделений. Однако для этого депутатам придется внести поправки в 46 федеральных законов, Налоговый и Гражданский кодексы.
Теперь влияние Центробанка распространится на нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в том числе и на рынки страхования и микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельность рейтинговых агентств и агентств по инвестированию средств пенсионных накоплений. Станет ли понятнее ответ на вопрос - где взять кредит, покажет только время: в принятом законопроекте оговаривается главная цель Банка России - обеспечение устойчивости рубля с помощью поддержания ценовой стабильности.
В документе говорится, что полномочия по страховому надзору между правительством и мегарегулятором разделяются. Внутренняя структура банка также претерпит изменения: в первую очередь изменяется срок полномочий главы банка - теперь они ограничиваются пятью годами, численность совета директоров составит 15 человек (сейчас - 13). В сфере финансовых рынков будет работать комитет финансового надзора ЦБ.
Напомним, что Центробанк - особая структура в системе власти, неподконтрольная ни президенту, ни правительству. Это объясняется тем, что главная функция ЦБ - денежная эмиссия и проведение кредитно-денежной политики. Банк также таргетирует инфляцию и отвечает за валютный курс. Кроме того, на него возложены обязанности по надзору за деятельностью коммерческих банков и управлению золотовалютными резервами, установлению правил бухучета для банков.
Между тем, скептики высказывались против создания мегарегулятора, приводя в пример банк в Великобритании, который фактически не устоял во время финансового кризиса 2008 года, и от него было решено отказаться.
Окончательное решение об интеграции Федеральной службы по финансовым рынкам в ЦБ правительство России приняло в декабре прошлого года. Процесс объединения займет полтора - два года.
Впервые идея мегарегулятора была предложена в исследовании компании Cadogan Financial, проведенном в конце 1999 года по заказу ФКЦБ России. Главные доводы в пользу создания огромной финансовой машины, по сути, государства в государстве - преодоление фрагментарности и непоследовательности нормативной базы, а также рост независимости органов регулирования; рост зарплаты и преодоление недостатка ресурсов в финансовых ведомствах.
Однако противники создания мегарегулятора указывают на то, что масштабная реорганизация подменит реальную работу по развитию фондового рынка. Ближайшие 2-3 года внутренние структуры банка будут заниматься решением задачи излишней мобильности кадров и контролем за перемещением персонала из одной структуры в другую - это непременно ослабит управляемость.
Кроме того, считает председатель совета директоров ИК «Еврофинансы» Яков Миркин, «в российских условиях, с ее дефицитом кадров и финансирования, слияние Банка России и ФСФР вызовет ослабление регулирования отдельных рынков, а ресурсы, поступающие новому ведомству, будут меньше, чем сумма ресурсов ведомств до их слияния».