Метро разберут по веткам
Минтранс России выступил с весьма неоднозначной идеей доверить метрополитен частным компаниям. Ведомство подготовило новый федеральный законопроект, предусматривающий, что кроме местных властей к управлению подземкой могут быть допущены некоторые бизнесмены.
Эксперты ОЗПП, однако, считают – с приходом частного капитала цены на проезд в метро возрастут еще больше.
По мнению Минтранса, необходимость такого закона назрела давно – в настоящее время этот вид транспорта не подпадает ни под один из существующих законодательных актов. Это и не городской пассажирский транспорт, и не железнодорожный – в законодательстве вообще нет понятия «метрополитен», поэтому то, как он должен работать, решают городские власти так, как сочтут нужным.
Согласно же новому законопроекту, отныне предоставлять услуги по перевозкам в метро сможет любая частная организация, имеющая в своем распоряжении инфраструктуру, поезда и штат работников, обеспечивающих эксплуатацию подземки. Предполагается, что на таких инвесторов может быть возложено строительство новых веток, а затем эти участки метрополитена могут быть сданы им в концессию.
Первым проектом подобного государственно-частного партнерства, как сообщает РБК, может стать четырехкилометровая ветка монорельса от московской станции метро «Орехово» к ТРК «Вегас». Ветка будет полностью построена на частные деньги, а поэтому новый закон должен сделать понятным механизм возврата этих инвестиций не только за счет косвенных, но и за счет прямых доходов от эксплуатации этой ветки (продажи билетов).
Ранее московские власти уже одобрили подобное строительство за счет ЗАО «Крокус», вложившего в строительство московского метро «Мякинино» 600 млн. рублей. Впрочем, напоминает «Коммерсант», бизнесмены в том случае безвозмездно передали станцию государству, получив после пуска станции косвенную прибыль от прироста посетителей в торговом центре Crocus City.
Не исключено, что московские власти решат передать в руки частных инвесторов и строительство станций столичного метрополитена в 2014-2015 годах. Главное чиновникам не забыть, что развитие метро должно происходить с учетом интересов города, строительных нормативов и региональных особенностей. Впрочем, по мнению экспертов, вряд ли подобное нововведение положительно скажется на пассажирах.
Как сообщила «Веку» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова, ничего хорошего для потребителя в данной идее нет. «Передача метро в частные руки действительно может привести к увеличению стоимости проезда, ведь задача коммерческих компаний - это увеличение прибыли. Остается открытым вопрос о том, будет ли введено зонирование и разделение веток в зависимости от владельца. Это разделение может привести к полнейшему хаосу. Также эта идея скажется на безопасности, ведь проверки в коммерческих конторах проводят всего раз в три года, соответственно будет страдать и техническое состояние. А как быть с тем, что московский метрополитен - это культурное достояние и стратегический объект? Еще вопрос - что это будут за ООО, сколько их будет, каков их уставной капитал, какова их ответственность? Ведь любые ООО в качестве ответчика в судебной системе - это то, что хуже и быть не может для потребителя», - возмущается правозащитник.
Между тем, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов замечает, что это всего лишь законопроект, который пока не принят. Не исключено, что в него будут внесены поправки и в итоге документ будет принят в кардинально измененном виде. «Вопрос возможного роста цен, лишь один из тех вопросов, который возникает при знакомстве с данным законопроектом. Есть и вопросы по безопасности данного предложения, его законности с точки зрения понесенных государством затрат, социальных последствий такого шага и прочая и прочая. Пока все очень неясно и размыто. Не исключаю, что вопрос возможного повышения цены может привести к отмене данного предложения».
Впрочем, государство, похоже, все-таки намерено активно выводить метрополитен в частный сектор. Не случайно в конце прошлого года Росимущество успешно приватизировало «Мосметрострой» - единственную организацию, имеющую право строить московский метрополитен. Компания была продана за 7,56 млрд. руб. компании ООО «Центрстрой».
По мнению Минтранса, необходимость такого закона назрела давно – в настоящее время этот вид транспорта не подпадает ни под один из существующих законодательных актов. Это и не городской пассажирский транспорт, и не железнодорожный – в законодательстве вообще нет понятия «метрополитен», поэтому то, как он должен работать, решают городские власти так, как сочтут нужным.
Согласно же новому законопроекту, отныне предоставлять услуги по перевозкам в метро сможет любая частная организация, имеющая в своем распоряжении инфраструктуру, поезда и штат работников, обеспечивающих эксплуатацию подземки. Предполагается, что на таких инвесторов может быть возложено строительство новых веток, а затем эти участки метрополитена могут быть сданы им в концессию.
Первым проектом подобного государственно-частного партнерства, как сообщает РБК, может стать четырехкилометровая ветка монорельса от московской станции метро «Орехово» к ТРК «Вегас». Ветка будет полностью построена на частные деньги, а поэтому новый закон должен сделать понятным механизм возврата этих инвестиций не только за счет косвенных, но и за счет прямых доходов от эксплуатации этой ветки (продажи билетов).
Ранее московские власти уже одобрили подобное строительство за счет ЗАО «Крокус», вложившего в строительство московского метро «Мякинино» 600 млн. рублей. Впрочем, напоминает «Коммерсант», бизнесмены в том случае безвозмездно передали станцию государству, получив после пуска станции косвенную прибыль от прироста посетителей в торговом центре Crocus City.
Не исключено, что московские власти решат передать в руки частных инвесторов и строительство станций столичного метрополитена в 2014-2015 годах. Главное чиновникам не забыть, что развитие метро должно происходить с учетом интересов города, строительных нормативов и региональных особенностей. Впрочем, по мнению экспертов, вряд ли подобное нововведение положительно скажется на пассажирах.
Как сообщила «Веку» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова, ничего хорошего для потребителя в данной идее нет. «Передача метро в частные руки действительно может привести к увеличению стоимости проезда, ведь задача коммерческих компаний - это увеличение прибыли. Остается открытым вопрос о том, будет ли введено зонирование и разделение веток в зависимости от владельца. Это разделение может привести к полнейшему хаосу. Также эта идея скажется на безопасности, ведь проверки в коммерческих конторах проводят всего раз в три года, соответственно будет страдать и техническое состояние. А как быть с тем, что московский метрополитен - это культурное достояние и стратегический объект? Еще вопрос - что это будут за ООО, сколько их будет, каков их уставной капитал, какова их ответственность? Ведь любые ООО в качестве ответчика в судебной системе - это то, что хуже и быть не может для потребителя», - возмущается правозащитник.
Между тем, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов замечает, что это всего лишь законопроект, который пока не принят. Не исключено, что в него будут внесены поправки и в итоге документ будет принят в кардинально измененном виде. «Вопрос возможного роста цен, лишь один из тех вопросов, который возникает при знакомстве с данным законопроектом. Есть и вопросы по безопасности данного предложения, его законности с точки зрения понесенных государством затрат, социальных последствий такого шага и прочая и прочая. Пока все очень неясно и размыто. Не исключаю, что вопрос возможного повышения цены может привести к отмене данного предложения».
Впрочем, государство, похоже, все-таки намерено активно выводить метрополитен в частный сектор. Не случайно в конце прошлого года Росимущество успешно приватизировало «Мосметрострой» - единственную организацию, имеющую право строить московский метрополитен. Компания была продана за 7,56 млрд. руб. компании ООО «Центрстрой».