Минфин и Росимущество не сошлись в дивидендах
Минфин и Росимущество опубликовали принципиально отличные прогнозы объема дивидендов от государственных компаний, которые будут зачислены в казну. В Минфине ожидают 1,9 трлн. рублей, в Росимуществе согласны на 581 млрд. рублей.
В проекте федеральной сметы на следующие три года, разработанном Минфином, предусматриваются доходы на уровне 1,9 трлн. рублей от дивидендов компаний, пребывающих под контролем государства. При этом в Росимуществе, которому предстоит администрировать указанные поступления, рассчитывают только на 581 млрд. рублей за те же три года. Существенную разницу в прогнозных показателях констатировала Счетная палата в отзыве на проект бюджета, который передан в Госдуму, сообщает РБК.
В Минфине считают, что в будущем году отчисления в казну от деятельности госкомпаний составят 588 млрд. рублей, через год эта сумма вырастет до 625,8 млрд. рублей, а в 2021 году вновь увеличится и составит 674,8 млрд. рублей. Росимущество в прогнозах куда скромнее. Там считают, что в 2019 году дивиденды не превысят 195,7 млрд. рублей. На 2020 год ведомство прогнозирует их незначительный рост – до 202,2 млрд. рублей, а на 2021 год – спад до 183,5 млрд. рублей.
Ситуация, когда профильные ведомства публикуют разные прогнозные показатели, возникла не впервые, но в прежние годы столь существенного разрыва не отмечалось, подчеркивает агентство. Например, в 2017 году ожидания Минфина превышали прогноз Росимущества в 2,3 раза, а в 2016-м – в 2,1 раза. Причем в планировании на 2017 год более точным оказалось имущественное ведомство. В процессе исполнения бюджета министерство урезало собственный прогноз вдвое, что отразилось в резолюции Счетной палаты об исполнении федеральной сметы-2017. В СП планировщиков из Росимущества назвали большими реалистами, нежели их коллег из Минфина.
Минфин пересматривать методологию подсчета дивидендов не стало, и исходит из того, что госкомпании перечислят в казну половину чистой прибыли, полученной в 2018-2020 годах. В то же время в законодательстве и подзаконных актах не закреплено обязательство для госкомпаний направлять в бюджет 50% заработанных денег, хотя для кодификации данной нормы достаточно распоряжения кабмина. Как следствие, Росимущество, которое подчиняется Минэкономразвития, исходит из того, что часть крупнейших компаний направит в бюджет в качестве дивидендов менее половины прибыли. Группа таких компаний сформирована с учетом их специализации и планов развития, поясняют в Счетной палате.
Для каких компаний прогноз отчислений был уменьшен, в СП не уточняют. Однако в прошлом году правительство РФ в индивидуальном порядке сократило дивиденды для «Газпрома» и «Роснефти», после чего гиганты уплатили, соответственно, 20% и 35% чистой прибыли по МСФО, а аэропорт «Шереметьево» и вовсе все заработанные средства вложил в собственное развитие. Корректировки также делались для концерна «Алмаз-Антей», «Россетей», «Транснефти» и других гигантов.
В то же время Минфин применяет для прогнозирования прибыли методологию и данные агентства Bloomberg, эксперты которого ранее озвучили ожидаемую прибыль российских госкомпаний. Между тем, Росимущество оперировало прогнозами, разработанными самими компаниями. Такой подход ранее был одобрен тем же Минфином. Теперь же в ведомстве говорят, что прогноз для крупных публичных компаний был выстроен на основе консенсус-прогноза Bloomberg. Агентство суммирует прогнозы профильных экспертов и выводит среднее значение. В финансовом ведомстве отмечают: кроме подсчетов агентства были использованы данные и других российских и международных структур.
При этом в прогнозе и Минфина, и Счетной палаты не указываются планируемые дивиденды от «Роснефтегаза», «Газпрома» и «Роснефти», которые традиционно являются ведущими наполнителями государственной казны. Собеседник РБК в министерстве отмечает, что позиция ведомства является принципиальной. Госкомпании должны отчислять половину прибыли по МСФО, а применение персонального подхода крайне нежелательно. Если же не закладывать в прогноз 50% прибыли, то истребовать от госкомпаний обоснованную часть прибыли в качестве дивидендов будет крайне затруднительно.
Источники также отмечают, что 50-процентная норма соответствует принципу здоровой конкуренции. Компании, находящиеся в частной собственности, не вправе не отдавать акционерам часть их заработка, такое же кредо должно применяться и к госкомпаниям. Также нужно исходить из того, что качественные и перспективные инвестиционные программы следует реализовывать за счет кредитования, а не прибыли, подчеркивают специалисты.
Однако в Счетной палате сомневаются в достижении Минфином заявленных целей. Там полагают, что высока вероятность неполучения в 2019 году 392,3 млрд. рублей из озвученной суммы дивидендов, в 2020 году недоимка может вырасти до 423,5 млрд. рублей, а в 2021-м – до 491,3 млрд. рублей. Таким образом, в СП считают более реалистичным прогноз Росимущества.
В Минфине считают, что в будущем году отчисления в казну от деятельности госкомпаний составят 588 млрд. рублей, через год эта сумма вырастет до 625,8 млрд. рублей, а в 2021 году вновь увеличится и составит 674,8 млрд. рублей. Росимущество в прогнозах куда скромнее. Там считают, что в 2019 году дивиденды не превысят 195,7 млрд. рублей. На 2020 год ведомство прогнозирует их незначительный рост – до 202,2 млрд. рублей, а на 2021 год – спад до 183,5 млрд. рублей.
Ситуация, когда профильные ведомства публикуют разные прогнозные показатели, возникла не впервые, но в прежние годы столь существенного разрыва не отмечалось, подчеркивает агентство. Например, в 2017 году ожидания Минфина превышали прогноз Росимущества в 2,3 раза, а в 2016-м – в 2,1 раза. Причем в планировании на 2017 год более точным оказалось имущественное ведомство. В процессе исполнения бюджета министерство урезало собственный прогноз вдвое, что отразилось в резолюции Счетной палаты об исполнении федеральной сметы-2017. В СП планировщиков из Росимущества назвали большими реалистами, нежели их коллег из Минфина.
Минфин пересматривать методологию подсчета дивидендов не стало, и исходит из того, что госкомпании перечислят в казну половину чистой прибыли, полученной в 2018-2020 годах. В то же время в законодательстве и подзаконных актах не закреплено обязательство для госкомпаний направлять в бюджет 50% заработанных денег, хотя для кодификации данной нормы достаточно распоряжения кабмина. Как следствие, Росимущество, которое подчиняется Минэкономразвития, исходит из того, что часть крупнейших компаний направит в бюджет в качестве дивидендов менее половины прибыли. Группа таких компаний сформирована с учетом их специализации и планов развития, поясняют в Счетной палате.
Для каких компаний прогноз отчислений был уменьшен, в СП не уточняют. Однако в прошлом году правительство РФ в индивидуальном порядке сократило дивиденды для «Газпрома» и «Роснефти», после чего гиганты уплатили, соответственно, 20% и 35% чистой прибыли по МСФО, а аэропорт «Шереметьево» и вовсе все заработанные средства вложил в собственное развитие. Корректировки также делались для концерна «Алмаз-Антей», «Россетей», «Транснефти» и других гигантов.
В то же время Минфин применяет для прогнозирования прибыли методологию и данные агентства Bloomberg, эксперты которого ранее озвучили ожидаемую прибыль российских госкомпаний. Между тем, Росимущество оперировало прогнозами, разработанными самими компаниями. Такой подход ранее был одобрен тем же Минфином. Теперь же в ведомстве говорят, что прогноз для крупных публичных компаний был выстроен на основе консенсус-прогноза Bloomberg. Агентство суммирует прогнозы профильных экспертов и выводит среднее значение. В финансовом ведомстве отмечают: кроме подсчетов агентства были использованы данные и других российских и международных структур.
При этом в прогнозе и Минфина, и Счетной палаты не указываются планируемые дивиденды от «Роснефтегаза», «Газпрома» и «Роснефти», которые традиционно являются ведущими наполнителями государственной казны. Собеседник РБК в министерстве отмечает, что позиция ведомства является принципиальной. Госкомпании должны отчислять половину прибыли по МСФО, а применение персонального подхода крайне нежелательно. Если же не закладывать в прогноз 50% прибыли, то истребовать от госкомпаний обоснованную часть прибыли в качестве дивидендов будет крайне затруднительно.
Источники также отмечают, что 50-процентная норма соответствует принципу здоровой конкуренции. Компании, находящиеся в частной собственности, не вправе не отдавать акционерам часть их заработка, такое же кредо должно применяться и к госкомпаниям. Также нужно исходить из того, что качественные и перспективные инвестиционные программы следует реализовывать за счет кредитования, а не прибыли, подчеркивают специалисты.
Однако в Счетной палате сомневаются в достижении Минфином заявленных целей. Там полагают, что высока вероятность неполучения в 2019 году 392,3 млрд. рублей из озвученной суммы дивидендов, в 2020 году недоимка может вырасти до 423,5 млрд. рублей, а в 2021-м – до 491,3 млрд. рублей. Таким образом, в СП считают более реалистичным прогноз Росимущества.