Минтранс против регионов
Министерство транспорта готово выступить с инициативой, способной полностью изменить отношения регионов и федерального центра. Обсуждается идея отмены транспортного налога, который уходит в региональные бюджеты.
Министерство транспорта немерено заменить транспортный налог для автомобилей экологическим. По данным источников газеты «Известия», для его расчета будет использован только один параметр - объемы выброса углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС).
Сейчас при расчете транспортного налога используется целый набор показателей автомобиля - его марка и модель, год выпуска, срок владения, а также мощность двигателя. Точная модель для расчета - это продукт Федеральной налоговой службы (ФНС).
Но главная новелла обсуждаемого Минтрансом проекта далека как от экологии, так и от транспорта. Она предполагает вывод транспортного налога из региональной финансовой системы. Сегодня транспортный налог собирается в регионах и по региональным ставкам. В результате возникают, к примеру, различия между соседними регионами, а владельцы авто могут использовать эти различия с немалой пользой для себя, особенно если дело касается бизнес-интересов. Налоговый арбитраж выглядит как уклонение от налогов, но в политической плоскости - это показатель федеративного устройства государства, определенный в названии страны. Но, судя по изменениям последних лет, этот принцип скоро названием только и ограничится. Перераспределение, которое генерирует автотранспортный комплекс в пользу федералов, началось с отмены дорожных фондов, средства которого аккумулировались в местных бюджетах и шли на строительство дорог в регионах. Их ликвидация существенно ограничивала свободу рук губернаторов, использовавшихся ими для пополнения карманных фондов, которые шли на политические и личные проекты. Попутно были ликвидированы и сами выборы губернаторов. Дорожное строительство было фактически парализовано и превратилось в политический фактор в ситуации роста личных автомобилей.
Политический характер замены транспортного налога на экологический проявился в немедленной реакции Минтранса на произошедшую утечку. Его представители не стали отрицать сам факт обсуждения этой инициативы, но постарались ограничить его значение. «На экспертном уровне они ("экологические идеи"- "Век") обсуждаются, но позиция Минтранса пока не сформирована, и мы пока не предлагали, соответственно, правительству и заинтересованным ведомствам или субъектам рассмотреть этот вопрос», — заявил министр транспорта России Максим Соколов. Множественное число министр использовал из-за того, что помимо отмены транспортного налога стало известно еще об одной инициативе Минтранса - регламентации времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Этот регламент позволит снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях. Финансовая сторона этой экологической инициативы пока неизвестна.
Несмотря на попытку снизить значение инициатив Минтранса, они выглядят вполне правдоподобно. Прежде всего потому, что экологические инициативы в последнее время вышли на новый уровень влияния на все сферы российской жизни и экономики. Это произошло после назначения на пост советника президента по экологии Сергея Иванова, возглавлявшего до этого президентскую администрацию - реальный орган политического управления в стране .
Кроме того, совершенно очевидна новая волна наступления на финансовые ресурсы регионов, которая совпала с обострение проблемы межрегиональных трансферов и дефицита средств в бюджете, необходимых для федеральных социальных и экономических программ .
Сейчас при расчете транспортного налога используется целый набор показателей автомобиля - его марка и модель, год выпуска, срок владения, а также мощность двигателя. Точная модель для расчета - это продукт Федеральной налоговой службы (ФНС).
Но главная новелла обсуждаемого Минтрансом проекта далека как от экологии, так и от транспорта. Она предполагает вывод транспортного налога из региональной финансовой системы. Сегодня транспортный налог собирается в регионах и по региональным ставкам. В результате возникают, к примеру, различия между соседними регионами, а владельцы авто могут использовать эти различия с немалой пользой для себя, особенно если дело касается бизнес-интересов. Налоговый арбитраж выглядит как уклонение от налогов, но в политической плоскости - это показатель федеративного устройства государства, определенный в названии страны. Но, судя по изменениям последних лет, этот принцип скоро названием только и ограничится. Перераспределение, которое генерирует автотранспортный комплекс в пользу федералов, началось с отмены дорожных фондов, средства которого аккумулировались в местных бюджетах и шли на строительство дорог в регионах. Их ликвидация существенно ограничивала свободу рук губернаторов, использовавшихся ими для пополнения карманных фондов, которые шли на политические и личные проекты. Попутно были ликвидированы и сами выборы губернаторов. Дорожное строительство было фактически парализовано и превратилось в политический фактор в ситуации роста личных автомобилей.
Политический характер замены транспортного налога на экологический проявился в немедленной реакции Минтранса на произошедшую утечку. Его представители не стали отрицать сам факт обсуждения этой инициативы, но постарались ограничить его значение. «На экспертном уровне они ("экологические идеи"- "Век") обсуждаются, но позиция Минтранса пока не сформирована, и мы пока не предлагали, соответственно, правительству и заинтересованным ведомствам или субъектам рассмотреть этот вопрос», — заявил министр транспорта России Максим Соколов. Множественное число министр использовал из-за того, что помимо отмены транспортного налога стало известно еще об одной инициативе Минтранса - регламентации времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Этот регламент позволит снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях. Финансовая сторона этой экологической инициативы пока неизвестна.
Несмотря на попытку снизить значение инициатив Минтранса, они выглядят вполне правдоподобно. Прежде всего потому, что экологические инициативы в последнее время вышли на новый уровень влияния на все сферы российской жизни и экономики. Это произошло после назначения на пост советника президента по экологии Сергея Иванова, возглавлявшего до этого президентскую администрацию - реальный орган политического управления в стране .
Кроме того, совершенно очевидна новая волна наступления на финансовые ресурсы регионов, которая совпала с обострение проблемы межрегиональных трансферов и дефицита средств в бюджете, необходимых для федеральных социальных и экономических программ .