Михаил Сироткин раскрыл секреты экономии «Газпрома»
Начальник Департамента по управлению корпоративными затратами ПАО «Газпром» Михаил СИРОТКИН рассказал журналистам о том, как в корпорации удается сокращать расходы при строительстве производственных объектов и закупках необходимого оборудования.
По словам топ-менеджера «Газпрома», переход на новую модель сокращения расходов и изменение прежней системы закупок компании диктовало время. Реформы нужны для повышения эффективности и информационной прозрачности данного сектора. К структурным изменения компанию подтолкнул федеральный законопроект, который разрабатывался несколько лет, и должен был четко регламентировать деятельность государственных и других субъектов рынка в сфере закупок.
По словам Михаила Сироткина, основоположными критериями при закупках должны быть свободная конкуренция, доступность получения информации, расходование денег только на экономически эффективные проекты.
ПОА «Газпром» решило начать реорганизацию в своей системе закупок заблаговременно, учитывая основные современные тенденции. Департамент по управлению корпоративными затратами был создан на основе Тендерного комитета - из департамента, занимавшегося управлением конкурентными закупками. Как объясняет Михаил Сироткин, для нормального функционирования Департамента был разработан специальный документ, всесторонне регламентировавший его деятельность, и максимально учитывающий рекомендации федерального законопроекта, разработанного Министерством экономического развития. Данный документ был представлен на Совете директоров и сразу одобрен. Основной идеей было установление единых для всей корпорации «Газпром» условий работы при подготовке и реализации конкурентных закупок на всех этапах этого процесса.
Как рассказывает руководитель департамента, для реализации принципа информационной открытости, прописанном в Положении, на сайтах корпорации «Газпром» и всех ее структурных подразделений публикуется документация о результатах всех открытых конкурентных закупок. Такая практика осуществляется уже несколько лет и позволяет повысить степень информационной прозрачности - особенно в дочерних компаниях корпорации «Газпром». Еще одним плюсом такого подхода для компании стала возможность планирования конкурентных закупок.
Если заглянуть в историю, план конкурентных закупок впервые был создан в компании в 2011 году и состоял из 16 тыс. сделок. Он формировался на основе мониторинга рынка, определившего потребности заказчика. С этого времени намерения о проведении закупок в обязательном порядке размещаются на страничке компании «Газпром». Данное нововведение позитивно влияет на деятельность корпорации и на рынок в целом. Все участник торгов имеют возможность заранее выбрать интересные для них лоты, подготовить необходимую документацию, формировать статистику.
Такая реформаторская политика позволила корпорации привести свою деятельность в сфере закупок к требованиям, которые были приняты в виде федерального закона. В 2012 году наступил документальный период оформления изменений в деятельности компании. В следующем году совет директоров газовой корпорации внес поправки в Положение о закупках, приводя содержание документа в соответствие с законодательством. В этом же году все дочерние структуры корпорации «Газпром» приняли подобные поправки к своим статутам.
После запуска официального государственного сайта, созданного для обнародования сведений о закупках, департамент регулярно публикует все данные в специальной части этого сайта. Департамент Сироткина регулярно организовывает семинары для газпромовских предприятий и других его структурных подразделений. Основной целью занятий является разъяснение сложных моментов федерального закона о закупках, особенности работы на официальном сайте, а также другие интересующие вопросы. Участники семинаров имеют возможность получить информацию, так сказать, из первых рук, так как перед ними выступают не только специалисты компании, но и представители государственных органов экономической отрасли и эксперты, которые разрабатывали закон.
Как отмечает Сироткин, политика компании построена на постоянном поиске новых партнеров. Для этого специалисты департамента проводят маркетинговые изучения рынка. При начале закупки они имеют возможность дополнительно направить приглашения для участия в ней выбранных ими участников. «Стараемся работать с непосредственными производителями. Такой подход повышает эффективность закупок, способствует здоровой конкуренции», - объясняет позицию департамента Михаил Сироткин.
Еще одним направлением в деятельности департамента стали организации семинаров для потенциальных клиентов. В рамках этого проекта была организована встреча с компаниями, которые специализируются на строительно-монтажных работах, и с организациями, занимающимися ремонтом газопроводов.
«Газпром» ввел для своих будущих партнеров по закупкам так называемую предквалификацию. Это означает, что специалисты корпорации изучают рынок, а затем мониторят заинтересовавшие их компании на предмет надежности и возможности сотрудничества с «Газпромом». Департамент работает по 14 направлениям деятельности: строительство, капитальный ремонт, геологоразведка, геофизические работы и т.д. Список фирм прошедших предквалификацию можно увидеть на сайте «Газпрома» в свободном доступе. Такая политика способствует развитию свободной конкуренции и прозрачности проводимых закупок. Для компаний, попавших в список потенциальных партнеров, упрощается механизм подачи заявки и уменьшается период на ее рассмотрение. В результате сроки проведения закупок сокращаются, что повышает эффективность сотрудничества.
Заключение конкурентных закупок благотворно влияет на эффективность использования денежных средств компанией. Вилка между стартовыми ценами и стоимостью работ при заключении сделки составляет многие десятки миллиардов рублей по итогам года. Цифры говорят о все возрастающей динамике эффективности работы компании за счет использования механизма конкурентных закупок.
По словам Михаила Сироткина, его департамент занимается не только вопросами планирования, организации и контроля закупок. Он получает задания по проверке обоснованности цен на проведение работ и предоставление услуг при заключении договоров без конкурентных условий. Кроме этого его подразделение принимает участие в одном из важнейших направлений деятельности компании – инвестировании.
Еще одним структурным элементом департамента Сироткина в свое время стала инвестиционная комиссия. Она учреждалась с подачи Председателя Правления для улучшения качества создания и функционирования инвестиционных программ и работы дочерних предприятий. Ее деятельность заключалась в оптимальном определении стратегических интересов компании, касающихся финансирования производственных потребностей, а также определении возможностей инвестирования в зависимости от финансового обеспечения корпорации. Всей подготовительной работой для комиссии занималось специально созданное управление при департаменте Сироткина. Его основной задачей являлось осуществление предварительного анализа планируемых затрат на возможный объект инвестирования, просчет вариантов оптимизации средств, а также определение стадии готовности проектов к внедрению в жизнь.
В основные задачи департамента, как известно, входят:
* постоянное усовершенствование системы закупок – с ориентацией на новые изменения в законодательстве и постоянные изменения рынка; автоматизация всех рычагов системы закупок и дальнейшее усовершенствование Автоматизированной системы. Такой подход позволить сократить субъективное влияния отдельных лиц на процесс закупок и будет гарантировать прозрачность и абсолютную доступность всех желающих до заключения сделок;
* поднятие процента эффективности заключаемых сделок, за счет ужесточения контроля за исполнением договоров;
* поиск новых инструментов для снижения затрат компании «Газпром».
Как отмечают эксперты, за последние несколько лет департамент управления корпоративными затратами показал очень эффективные результаты и доказал свою функциональную необходимость. Его плодотворная работа по разным направлениям была высоко оценена руководством корпорации. Фактически он стал органом, контролирующим затраты всей газовой монополии.
Конечно же, по словам Михаила Сироткина, возглавляемое им подразделение и дальше планирует работать, что называется, с полной отдачей и присущим его сотрудникам профессионализмом.