Татьяна Глаголева — 19.09.2012 19:00

Молоко уже дороже пива

Цены на молоко и молочные продукты в России резко пошли вверх. Производители винят во всем былую засуху. Однако, тенденция к удорожанию социально значимого продукта наблюдается уже давно.

«Стоимость сырого молока стала неадекватно высокой», - считает исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. По его словам, российская цена почти на 50% превышает мировые показатели. Так, средняя мировая цена составляет 0,3 евро за 1 кг, или примерно 11 рублей за 1 л, замечает эксперт. До конца года стоимость молока в России может подняться до 18 рублей, отмечает NEWSru.com.
В Дальневосточном регионе уже давно стоимость 500 мл молочного напитка составляет 28 рублей, на севере – дороже раза в два. За литр 1% кефира марки «Домик в деревне» во многих магазинах Владивостока придется выложить 54 рубля и более. Например, бутылка 0,5 пива местного производства стоит 17-30 рублей.

По данным ACNielsen, доля «Вимм-Билль-Данна» на российском рынке молочных продуктов в феврале-марте 2010 года составляла 29,1%, «Юнимилка» - 16,6%, а Danone - 5,7%. «Вимм-Билль-Данн» владеет брендами «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Иммунеле», Beauty, «33 коровы», «Чудо», J7, «Любимый сад», «100% Gold» и другими. Кроме того, компания выпускает минеральную воду «Ессентуки» и детское питание «Агуша».

Стоимость сырого молока в России достигла исторического максимума, свидетельствуют данные Молочного союза. До конца года литр продукта может подорожать до 18 рублей, тогда как в 2010 году стоимость молока не поднималась выше 11,4 рубля. Из-за аномально высоких цен на сырье впервые производство спредов обогнало выработку молокоемкого сливочного масла, а отечественные сыры замещаются импортным продуктом.

Средняя закупочная цена на сырое молоко в России составляет 14,82 рубля за литр, заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков на совещании правительства на этой неделе. По его данным, нынешний ценовой показатель почти на 50% превышает уровень прошлого года. Такими же цифрами оперирует и Национальный союз производителей молока.

Молочный союз, объединяющий переработчиков молока, замечает, что реальная цена продажи продукта гораздо выше – более 17,5 рубля за 1 л базового молока (содержание жира 4,2%, белка - 3,4%).

Судя по всему, Молочный союз оперирует давно устаревшими данными. Текущие цены на сырое молоко являются историческим максимумом на российском рынке. В последние годы стоимость продукта не превышала 11,2-11,4 рубля за 1 л, свидетельствуют данные Молочного союза.
Статистика и производители дают разную информацию. Удорожание молока вызвано значительным ростом спроса на продукт – за 2010 год он увеличился на 12% при небольшом снижении внутреннего производства, сообщает Росстат. Согласно данным Росстата, за 10 месяцев 2010 года выработка молока на сельхозпредприятиях уменьшилась на 0,7% - до 12,2 млн. т.

Представители региональных молочных комбинатов, опрошенные РБК daily, подтверждают данные Молочного союза. «С 1 декабря мы вновь повысили закупочную цену с 16,3 рубля примерно до 17 рублей за литр», - сообщил менеджер челябинского комбината.
Закупочных цен на уровне 14-15 рублей за 1 л сейчас нет, добавляет переработчик молока из Краснодарского края. При этом сельхозпроизводители еженедельно обращаются к переработчикам с предложением о дальнейшем повышении закупочных цен.

Из-за небывало высокой стоимости сырого молока производство сыров, сливочного масла и сухого молока становится неконкурентоспособным и неуклонно снижается, отмечает NEWSru.com.

На этом фоне похоже особых проблем не возникает только у крупнейшего в России производителя молочных продуктов и напитков компании «Вимм-Билль-Данн» после того, как в начале августа ВБД пополнил свой пакет акций долей во французской компании «Danone» в размере 18,4% и АДР (американских депозитарных расписок) на $470 млн.

Как ранее сообщал «Век», сделку осуществил совет директоров ВБД на свои средства, избежав таким образом необходимости делать предложение всем акционерам компании.

Danone решил расстаться со своим пакетом в «Вимм-Билль-Данне», поскольку уже договорился с его конкурентом – «Юнимилком» - о создании совместного предприятия в России. Danone будет контролировать 57,5% акций компании, а «Юнимилк» - 42,5%.
В четверг стало известно, что компания PepsiCo, второй по величине производитель безалкогольных напитков в мире, собирается купить «Вимм-Билль-Данн». Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление совладельца и члена совета директоров ВБД Давида Якобашвили. После этого компания PepsiCo, второй по величине производитель безалкогольных напитков в мире, станет лидером сокового рынка в России. «Сделка обсуждалась совсем недолго, последние три недели», - сообщил накануне совладелец и член совета директоров ВБД Давид Якобашвили, слова которого цитирует РИА «Новости». Напомним, слухи о том, что ВБД ставит на продажу свои акции ходили с начала 2010 года. Но ранее в качестве покупателя называлась Coca-Cola, основной конкурент PepsiCo.

По словам Якобашвили, сумма сделки составит $5,8 млрд. Он добавил, что стороны подписали соглашение, которое обязывает ВБД «в случае, если PepsiСo получит одобрение сделки со стороны соответствующих органов, продать акции по $132 за штуку».

После сообщения Якобашвили о соглашении с PepsiCo ценные бумаги ВБД на бирже ММВБ подорожали в четверг до 3030 рублей за штуку – более чем на 31% по сравнению с уровнем закрытия торгов в среду. На РТС акции ВБД выросли в цене почти до 3083 рублей за штуку (почти на 35%). Из-за роста более чем на 30 процентов биржа приостановила торги ценными бумагами ВБД до конца дня.

Покупка ВБД - не первое крупное приобретение PepsiCo на российском рынке. В 2008 году компания стала владельцем 75,5-процентного пакета акций крупнейшего отечественного производителя соков - ОАО «Лебедянский», заплатив за него более $1,3 млрд. Эта сделка стала самой масштабной в истории PepsiCo.
Полная версия публикации
Экономика 05.07.2011 13:55
Вдоль трассы в п. Домбай начались дорожные работы
Экономика 25.09.2006 10:01
Нива на распутье
Экономика 16.05.2011 09:04
Авиакомпаниям придется раскошелиться