«Мосхозторг» не учел российские реалии
В ноябре Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск о банкротстве сети магазинов «Мосхозторг». Эксперты считают, что компания выбрала совершенно не подходящую для России бизнес-стратегию. При этом истцам в случае ее банкротства ничего выиграть не получится
В конце прошлой недели Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению заявление о банкротстве компании «Мозхозторг». Однако это лишь первое подобное заявление, тогда как сеть по продаже хозяйственных товаров только по состоянию на 2019 год получила 49 подобных исков, сообщает РБК со ссылкой на данные СПАРК. Общая сумма требований составляет 147,6 млн руб. Тем временем, заявляет адвокат подавших в суд бизнесменов, сеть продолжает спокойно работать.
Первый иск от троих индивидуальных предпринимателей: Дмитрия Мазура, Игоря Муравлева и Дмитрия Перепеченова – будет рассмотрен 1 ноября. Суть иска касается возмещения «Мосхозторгом» просроченной арендной платы и пеней. Арбитражный суд Москвы в конце июня уже удовлетворил требования бизнесменов о выплате арендной платы, а также расходов, связанных с судебным процессом, совокупно на сумму около 8 млн руб. Теперь же речь идет о полной несостоятельности компании.
«Мосхозторг» с 2015 года арендует помещение площадью 283,1 кв. м на Новослободской. Однако компания не внесла арендную плату за октябрь-декабрь 2018 года, а также за январь и февраль 2019-го. Договор также предусматривает выплату арендатором пени, если тот просрочил выплату, — 0,1% просроченной суммы за каждый календарный день.
Сеть «Мосхозторг» активно развивалась с 2015 года. Благодаря снижению ставок аренды в 2014 году ее магазины появились на крупнейших московских торговых улицах— от Тверской до Нового Арбата. В 2018 году выручка «Мосхозторга» по РСБУ составила, согласно данным базы СПАРК, около 2 млрд руб., чистая прибыль — 31,8 млн руб. В конце прошлого года «Мосхозторг» начал оптимизацию и сократил число своих магазинов примерно на 15%. В прошлом декабре сеть управляла 65 магазинами; сейчас, как указано на сайте ритейлера, у него всего 24 точки.
Как представляется, есть две основные причины для неудачи сети магазинов «Мозхозторг» на розничном рынке, рассказал «Веку» аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Первая – это формат магазинов хозяйственных товаров предлагавшихся, в основном - как свидетельствуют данные интернет СМИ и как следует из статистики стоимости аренды торговых помещений - по ценам премиум-сегмента.
Для выживания в условиях крайне низких темпов прироста спроса нужна комбинация форматов. Удачный пример – сеть Hoff, также представленная в центре столицы, это сеть товаров для дома, включая дешевые непродовольственные товары первой необходимости и, одновременно, гипермаркеты мебели. Другой вариант выживания – сети, подобные Fix price, где делают покупки хозяйственных товаров в основном пенсионеры и люди с низким достатком.
Вторая причина, продолжает аналитик, состоит в том, что инвесторы сети «Мозхозторг», по-видимому, поторопились, понадеявшись на внешний спрос, но не учтя жесткости внутренних реалий российской экономики. Действительно глобальный индикатор динамики продаж супермакретов -прирост выручки Walmart Inc. - после снижения до 0%(г/г) в 2016 – 2017 гг., в 2018 – 2019 годах вернулся на территорию ускорения, составляя в последние кварталы сравнительно высокие 3% год к году. Такая динамика соответствовала прогнозам ускорения прироста выручки российских супер- и гипермаркетов в среднесрочном периоде.
Но проблема в том, что помимо драйверов роста есть и дефляционные факторы, многие из которых могут носить искусственный характер, добавляет Александр Осин. Для российского рынка такими факторами выглядят ужесточение налогового режима и сохранение жесткой монетарной политики вопреки слабости инвестиционного и потребительского спроса.
На внешних рынках это различные варианты торгового и финансового регулирования, такие как планы ЕС ограничить доступ европейских инвесторов на Лондонские биржи в случае выхода Британии из ЕС без соглашения и ряд других факторов. В этих условиях, факторы роста отыгрываются с запаздыванием и слабее чем можно было ожидать «при прочих равных». Но они, как правило, отыгрываются, как показывает средне- и долгосрочная практика. Выигрывают те, кто может срочно привлечь финансовые ресурсы и быстро скорректировать формат бизнеса.
И в этих условиях, добавляет партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев, изначально было понятно, что «Мозсхозторг» не станет успешным бизнесом в том виде, в каком он был организован. Вопрос был лишь в том, сколько он ещё протянет. В числе причин нерентабильности бизнеса компании эксперт назвал «Веку» сумасшедшая по размерам ассортиментная матрица с большим количеством низкооборачиваемых товарных позиций и чрезмерные для такой концепции площади.
Также в числе этих факторов, продолжил эксперт, неоправданно дорогое ценовое позиционирование, аренда помещений на самых дорогих улицах столицы, где скорее ожидаешь витрины с первыми линейками брендов, а не скобяные товары. Ну и оригинальный менеджмент - на встречу с поставщиком №1 на FMCG рынке коммерческий директор сети выделяет 10 мин, но через 3 минуты её уже заканчивает.
Тем временем, указывает адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов, в настоящее время, судя по данным ФССП РФ, в отношении «Мосхозторга» имеются семь открытых исполнительных производств на общую сумму более 20,5 млн рублей. Причем все исполнительные производства были возбуждены в 2019 году, что говорит о том, что у компании действительно большие финансовые трудности.
Но и иск к компании ничего не решит. Кредиторам, предъявившим свои требования к должнику, не стоит рассчитывать на то, что банкротство решит их проблемы, уверен Валерий Саркисов. По данным Федресурса, доля удовлетворенных требований по завершенным делам составляет лишь около 6%. А 2/3 кредиторов не могут получить и копейки с должника.
Вряд ли получится это сделать и в случае «Мосхозторга». Вероятнее всего, в случае позитивного для истцов решения Арбитражного суда, компанию распродадут по частям, так как в нынешнем формате ее работа просто нерентабельна. Вырученных же средств вряд ли хватит на выплату всех исков, которые еще будут либо уже были поданы.
Первый иск от троих индивидуальных предпринимателей: Дмитрия Мазура, Игоря Муравлева и Дмитрия Перепеченова – будет рассмотрен 1 ноября. Суть иска касается возмещения «Мосхозторгом» просроченной арендной платы и пеней. Арбитражный суд Москвы в конце июня уже удовлетворил требования бизнесменов о выплате арендной платы, а также расходов, связанных с судебным процессом, совокупно на сумму около 8 млн руб. Теперь же речь идет о полной несостоятельности компании.
«Мосхозторг» с 2015 года арендует помещение площадью 283,1 кв. м на Новослободской. Однако компания не внесла арендную плату за октябрь-декабрь 2018 года, а также за январь и февраль 2019-го. Договор также предусматривает выплату арендатором пени, если тот просрочил выплату, — 0,1% просроченной суммы за каждый календарный день.
Сеть «Мосхозторг» активно развивалась с 2015 года. Благодаря снижению ставок аренды в 2014 году ее магазины появились на крупнейших московских торговых улицах— от Тверской до Нового Арбата. В 2018 году выручка «Мосхозторга» по РСБУ составила, согласно данным базы СПАРК, около 2 млрд руб., чистая прибыль — 31,8 млн руб. В конце прошлого года «Мосхозторг» начал оптимизацию и сократил число своих магазинов примерно на 15%. В прошлом декабре сеть управляла 65 магазинами; сейчас, как указано на сайте ритейлера, у него всего 24 точки.
Как представляется, есть две основные причины для неудачи сети магазинов «Мозхозторг» на розничном рынке, рассказал «Веку» аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Первая – это формат магазинов хозяйственных товаров предлагавшихся, в основном - как свидетельствуют данные интернет СМИ и как следует из статистики стоимости аренды торговых помещений - по ценам премиум-сегмента.
Для выживания в условиях крайне низких темпов прироста спроса нужна комбинация форматов. Удачный пример – сеть Hoff, также представленная в центре столицы, это сеть товаров для дома, включая дешевые непродовольственные товары первой необходимости и, одновременно, гипермаркеты мебели. Другой вариант выживания – сети, подобные Fix price, где делают покупки хозяйственных товаров в основном пенсионеры и люди с низким достатком.
Вторая причина, продолжает аналитик, состоит в том, что инвесторы сети «Мозхозторг», по-видимому, поторопились, понадеявшись на внешний спрос, но не учтя жесткости внутренних реалий российской экономики. Действительно глобальный индикатор динамики продаж супермакретов -прирост выручки Walmart Inc. - после снижения до 0%(г/г) в 2016 – 2017 гг., в 2018 – 2019 годах вернулся на территорию ускорения, составляя в последние кварталы сравнительно высокие 3% год к году. Такая динамика соответствовала прогнозам ускорения прироста выручки российских супер- и гипермаркетов в среднесрочном периоде.
Но проблема в том, что помимо драйверов роста есть и дефляционные факторы, многие из которых могут носить искусственный характер, добавляет Александр Осин. Для российского рынка такими факторами выглядят ужесточение налогового режима и сохранение жесткой монетарной политики вопреки слабости инвестиционного и потребительского спроса.
На внешних рынках это различные варианты торгового и финансового регулирования, такие как планы ЕС ограничить доступ европейских инвесторов на Лондонские биржи в случае выхода Британии из ЕС без соглашения и ряд других факторов. В этих условиях, факторы роста отыгрываются с запаздыванием и слабее чем можно было ожидать «при прочих равных». Но они, как правило, отыгрываются, как показывает средне- и долгосрочная практика. Выигрывают те, кто может срочно привлечь финансовые ресурсы и быстро скорректировать формат бизнеса.
И в этих условиях, добавляет партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев, изначально было понятно, что «Мозсхозторг» не станет успешным бизнесом в том виде, в каком он был организован. Вопрос был лишь в том, сколько он ещё протянет. В числе причин нерентабильности бизнеса компании эксперт назвал «Веку» сумасшедшая по размерам ассортиментная матрица с большим количеством низкооборачиваемых товарных позиций и чрезмерные для такой концепции площади.
Также в числе этих факторов, продолжил эксперт, неоправданно дорогое ценовое позиционирование, аренда помещений на самых дорогих улицах столицы, где скорее ожидаешь витрины с первыми линейками брендов, а не скобяные товары. Ну и оригинальный менеджмент - на встречу с поставщиком №1 на FMCG рынке коммерческий директор сети выделяет 10 мин, но через 3 минуты её уже заканчивает.
Тем временем, указывает адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов, в настоящее время, судя по данным ФССП РФ, в отношении «Мосхозторга» имеются семь открытых исполнительных производств на общую сумму более 20,5 млн рублей. Причем все исполнительные производства были возбуждены в 2019 году, что говорит о том, что у компании действительно большие финансовые трудности.
Но и иск к компании ничего не решит. Кредиторам, предъявившим свои требования к должнику, не стоит рассчитывать на то, что банкротство решит их проблемы, уверен Валерий Саркисов. По данным Федресурса, доля удовлетворенных требований по завершенным делам составляет лишь около 6%. А 2/3 кредиторов не могут получить и копейки с должника.
Вряд ли получится это сделать и в случае «Мосхозторга». Вероятнее всего, в случае позитивного для истцов решения Арбитражного суда, компанию распродадут по частям, так как в нынешнем формате ее работа просто нерентабельна. Вырученных же средств вряд ли хватит на выплату всех исков, которые еще будут либо уже были поданы.