Мусорная реформа: следующая станция «Сибирь – Сортировочная»
Публично-правовая компания (ППК) «Российский экологический оператор» (РЭО) намерена построить в регионах СФО несколько десятков мусороперерабатывающих предприятий, запуск которых должен подстегнуть реализацию мусорной реформы, стартовавшей в 2019 году. Самостоятельно субъекты РФ с ней не справляются.
Единственным учредителем РЭО является Минприроды РФ. Соответственно, компания выступает проводником федеральной политики на рынке обращения с отходами. 15 февраля в РЭО заявили о том, что до конца десятилетия создадут в сибирских регионах мощности по переработке 6 млн. тонн ТКО в год. Они будут распределены по всем субъектам СФО. В Иркутской области это, например, Ангарский комплекс обработки и утилизации. Сроки реализации – 2023 – 2026 годы. В Томской области - 10 КПО и завод по утилизации полимерных отходов. В Новосибирской области - 7 комплексов по обработке ТКО. В Алтайском крае - экотехнопарк и четыре мусоросортировочных комплекса. В Хакасии - мусороперерабатывающий комплекс и две сортировки. В Туве рассматривается вариант создания двух мусороперерабатывающих заводов. В Красноярском крае запланировано создание семи перспективных комплексных объектов в срок до 2027 года.
РЭО уточняет, что общая стоимость объектов – 60 млрд. рублей. 95% этой суммы оператор готов вложить сам. Остальное финансирование обеспечат концессионные соглашения за счет средств облигационного займа с субъектами РФ.
Как писал ранее «Век», пока мусорная реформа является источником постоянных скандалов. В конце января правительство Красноярского края лишило статуса регионального оператора по вывозу ТКО местную компанию «РостТех» за допущенные ею нарушения. Предприниматели не согласились с таким решением и подали иск в арбитраж на 1,5 млрд. рублей. Во столько они оценили упущенную выгоду. При этом еще в прошлом году «РостТех» заявил, что власти неверно рассчитали тарифы на вывоз мусора. Они занижены и не отражают реальных затрат. Что стало основанием для еще одного иска к краевому правительству на 888 млн. рублей.
То, что претензии бывшего регоператора обоснованы, подтвердило само краевое минэкологии. 11 февраля оно подало в суд иск к АО «Автоспецбаза», которое находится в региональной собственности. Как следует из материалов дела, в 2019 году компании поручили выполнение научно-исследовательских работ для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Судя по всему, «Автоспецбаза» работу выполнила спустя рукава. Потому что впоследствии мусорные подрядчики начали выигрывать суды у краевых властей. За последние два года Красноярский краевой суд признал недействующими тарифы на вывоз ТКО по Красноярской правобережной, Железногорской, Зеленогорской, Норильской, Таймырской и Минусинской технологическим зонам. И теперь министерство пытается взыскать с компании штраф за скверную работу и то, что оно фактически подставило власти перед регоператорами.
По мнению предпринимателей, основная проблема в сфере обращения с отходами - отсутствие современных мусоросортировочных комплексов. Без них нет вообще смысла донимать население призывами к раздельной сдаче мусора. Поскольку это работа впустую. А независимые эксперты продолжают эту мысль: власти не сделали ничего, чтобы совместить эти разные составляющие сортировки по времени.
«Для сортировки помимо готовности самих граждан нужна была инфраструктура. Что требовало решения: оставлять мусоропроводы в многоквартирных домах или нет. Потому что пока они есть, организовать эффективное извлечение вторсырья крайне сложно. Еще до запуска реформы нужно было провести инвентаризацию мест временного накопления ТКО и определить, какое количество фракций сортируется гражданами. Нужно было предусмотреть реальные экономические стимулы для населения. Нужно было корректировать СанПиНы, а вместе с ними еще с десяток федеральных нормативных документов, прямо или косвенно препятствующих организации процесса. Но разве этим кто-то занимался?» - заявил «Веку» Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в ЖХК».
«Проект РЭО - отличная новость, только нужно отметить, что эта инициатива может перерасти в банальный распил бюджетных средств. Правоохранительным органам нужно будет внимательно проверять целевое использование этих расходов. Также крайне неправильно, если эти деньги начнут вкладывать только в города-миллионники, вроде Красноярска. Объемы отходов в таких городах и так весьма привлекательны для бизнеса. Инвесторам надо просто не мешать работать», - уверен глава Палаты экологических организаций Красноярского края Павел Гудовский.
РЭО уточняет, что общая стоимость объектов – 60 млрд. рублей. 95% этой суммы оператор готов вложить сам. Остальное финансирование обеспечат концессионные соглашения за счет средств облигационного займа с субъектами РФ.
Как писал ранее «Век», пока мусорная реформа является источником постоянных скандалов. В конце января правительство Красноярского края лишило статуса регионального оператора по вывозу ТКО местную компанию «РостТех» за допущенные ею нарушения. Предприниматели не согласились с таким решением и подали иск в арбитраж на 1,5 млрд. рублей. Во столько они оценили упущенную выгоду. При этом еще в прошлом году «РостТех» заявил, что власти неверно рассчитали тарифы на вывоз мусора. Они занижены и не отражают реальных затрат. Что стало основанием для еще одного иска к краевому правительству на 888 млн. рублей.
То, что претензии бывшего регоператора обоснованы, подтвердило само краевое минэкологии. 11 февраля оно подало в суд иск к АО «Автоспецбаза», которое находится в региональной собственности. Как следует из материалов дела, в 2019 году компании поручили выполнение научно-исследовательских работ для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Судя по всему, «Автоспецбаза» работу выполнила спустя рукава. Потому что впоследствии мусорные подрядчики начали выигрывать суды у краевых властей. За последние два года Красноярский краевой суд признал недействующими тарифы на вывоз ТКО по Красноярской правобережной, Железногорской, Зеленогорской, Норильской, Таймырской и Минусинской технологическим зонам. И теперь министерство пытается взыскать с компании штраф за скверную работу и то, что оно фактически подставило власти перед регоператорами.
По мнению предпринимателей, основная проблема в сфере обращения с отходами - отсутствие современных мусоросортировочных комплексов. Без них нет вообще смысла донимать население призывами к раздельной сдаче мусора. Поскольку это работа впустую. А независимые эксперты продолжают эту мысль: власти не сделали ничего, чтобы совместить эти разные составляющие сортировки по времени.
«Для сортировки помимо готовности самих граждан нужна была инфраструктура. Что требовало решения: оставлять мусоропроводы в многоквартирных домах или нет. Потому что пока они есть, организовать эффективное извлечение вторсырья крайне сложно. Еще до запуска реформы нужно было провести инвентаризацию мест временного накопления ТКО и определить, какое количество фракций сортируется гражданами. Нужно было предусмотреть реальные экономические стимулы для населения. Нужно было корректировать СанПиНы, а вместе с ними еще с десяток федеральных нормативных документов, прямо или косвенно препятствующих организации процесса. Но разве этим кто-то занимался?» - заявил «Веку» Роман Казаков, председатель общественного движения «Народный контроль в ЖХК».
«Проект РЭО - отличная новость, только нужно отметить, что эта инициатива может перерасти в банальный распил бюджетных средств. Правоохранительным органам нужно будет внимательно проверять целевое использование этих расходов. Также крайне неправильно, если эти деньги начнут вкладывать только в города-миллионники, вроде Красноярска. Объемы отходов в таких городах и так весьма привлекательны для бизнеса. Инвесторам надо просто не мешать работать», - уверен глава Палаты экологических организаций Красноярского края Павел Гудовский.