На смену «макароннику» пришел «металлург»
До отставки губернатора Челябинской области Михаила Юревича довели межэлитные конфликты, критика ОНФ и аховое социально-экономическое положение в регионе. Сегодня он передает все дела своему сменщику - «металлургу» Дубровскому, получившему власть над «промышленным сердцем России» с благословения экс-коллег по «Уралвагонзаводу».
Челябинская область сегодня принимает нового врио губернатора, даже доступ к официальному сайту главы региона gubernator74.ru временно закрыт в связи «с проведением технических работ». На своей первой пресс-конференции Борис Дубровский заявил, что не планирует проводить значительные кадровые перестановки, так как команду прежнего главы региона считает профессиональной. Ушедшему накануне в добровольную отставку Михаилу Юревичу осталось только признать: область переходит в надежные руки, но он не преминул подчеркнуть, что передает регион «в стабильном состоянии».
Правда, с последним пунктом, похоже, не согласны в Кремле. Видимо, за три года «царствования» Юревича к нему накопилось много претензий: экс-главу региона обвиняли в росте дефицита бюджета, изношенности дорожных сетей и коммунальной инфраструктуры, отсутствии безопасности для жителей (при том, что на собственную безопасность он якобы тратил из бюджета солидные суммы).
Напомним, вчера Владимир Путин подписал указ о досрочной отставке губернатора Челябинской области, чьи полномочия истекали лишь в марте 2015 года. Кресло Юревича в качестве врио занял гендиректор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский. Путин поручил ему обратить особое внимание на поддержку предприятий региона, не все из которых находятся «в надлежащем состоянии».
О том, какую реакцию вызвали эти перемены в «стабильном» регионе, можно судить хотя бы по комментарию бывшего вице-губернатора области Андрея Косилова, который приводит местный портал naurfo.ru. «Юревич ведь опускал металлургию, мол, область кормит пищевая промышленность. Но это же смешно! Металлургия всегда была самой богатой отраслью, которая как кормила, так и продолжает кормить регион, в прямом смысле - рабочие места, зарплаты и в переносном - налоги. Это (отставка Юревича - ред.) - лучший подарок к 80-летию нашей области», - не скрывает радости Косилов.
Бориса Дубровского он сравнил с бывшим губернатором Челябинской области Петром Суминым - оба металлурги, оба начинали с низов. «Если это системообразующая отрасль, то глупо представлять, что «макаронник» (семье Юревича подконтролен агропромышленный холдинг ОАО «Макфа» - известный, в частности, своими макаронными изделиями - ред.) сможет ею достойно управлять», - цитирует Андрея Косилова сайт Chelyabinsk.ru.
Местные политологи и чиновники также высоко оценивают управленческий опыт Дубровского, который работал сначала на ММК, затем на «Уралвагонзаводе» и вновь на Магнитке. В Челябинске многие уверены: новому руководителю региона без проблем удастся избраться в сентябре 2014 года. Равноценную ему фигуру «Единая Россия» вряд ли найдет, оппозиция в области не слишком популярна, а Юревич вряд ли теперь пойдет на выборы.
«По собственному желанию» челябинский губернатор вряд ли ушел бы, считают политологи и СМИ. По данным «Ведомостей», ранее в окружении главы региона говорилось о том, что Михаил Валерьевич готов идти на выборы. Однако Юревичу пришлось столкнуться с мощной критикой Общероссийского народного фронта, представитель которого депутат Госдумы Андрей Красов заинтересовался, почему на личную охрану губернатора были потрачены рекордные 109 млн. бюджетных рублей. Юревич не прислушался к критике, а в ОНФ, похоже, это восприняли как оскорбление, прозвав главу региона «небожителем».
Директор Центра политических исследований при Финансовом университете Павел Салин считает, что на самом деле критика ОНФ была спровоцирована слабыми позициями Юревича и пониманием того, что недовольство результатами его политики в Челябинской области растет. «Отставка Юревича спровоцирована двумя комплексами вполне объективных причин, - пояснил политолог «Веку». - Первая: социально-экономическое положение в области аховое. Южный Урал переживает сейчас масштабную деиндустриализацию, просто это не очень широко освещается в федеральных СМИ. Там ситуация очень нехорошая с экономической точки зрения, с плохой занятостью на промышленных предприятиях. Население в области перекредитовано - в среднем один потребительский кредит приходится на одного работоспособного человека. Причем, кредиты там берут не на покупку машины, бытовой техники или поездку за рубеж, а на то, чтобы просто купить одежду. Плюс, видимо, у собственников Магнитки были какие-то виды на губернаторский пост. И эти два фактора совпали и обусловили отставку Юревича».
Однако в целом, говорит Салин, увольнение челябинского губернатора ожидалось давно. «И именно поэтому во всех рейтингах Юревич показывал не самый хороший результат и подвергался критике со стороны многих публичных институтов, фигур, в том числе и со стороны Народного фронта», - подчеркивает эксперт.
Михаил Юревич, наверное, стал единственным главой региона, который умудрился конфликтовать чуть ли не со всеми: с местной элитой, силовиками, политическими и экономическими игроками, имеющими влияние на федеральном уровне. Губернатора упрекали в ведении бизнеса, владении зарубежной недвижимостью в Австрии. По данным сайта chel.ru, к подконтрольным активам Юревича, кроме «Макфы», относят также Гогинскую хлебную базу, «Темп Автотех» (Челябинск, Челябинская область), Курганский КХП (Курган), Мишкинский КХП (Курганская область), Свердловский хлебомакаронный комбинат (Екатеринбург), «Мукомол» (Ставропольский край).
Между тем, главную причину отставки наблюдатели видят именно в том, что Юревич не отвечал интересам крупных местных игроков, в то время как Дубровский, по всей видимости, представляет команду «Уралвагонзавода» в лице Олега Сиенко и ныне полпреда президента в УрФО Игоря Холманских.
По словам эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, история с Михаилом Юревичем весьма примечательна тем, что в регионах, где наличествуют крупные экономические игроки, имеющие федеральное влияние, губернаторский моноцентризм приживается плохо.
«Фактически Юревич был отставлен коалиционными усилиями силовиков и ведущих бизнес-игроков, с которыми находился в сложных, порой конфронтационных отношениях, - отметил политолог в разговоре с «Веком». - Бенефициарами отставки и назначения Дубровского исполняющим обязанности руководителя региона стали одновременно и Магнитка, и «Уралвагонзавод», с которыми и.о. губернатора тесно связан и интересы которых, понятно, будет отстаивать».
При всей своей системности и лояльности к центру Юревич не вписывался в требуемый сегодня для регионального лидера формат, его можно рассматривать как «менеджера развития», но для нынешней политической модели он был слишком самодостаточен, говорит Слатинов. «Наличие хороших менеджерских качеств (а они у Юревича, создавшего успешный бизнес, разумеется, были), переход в публичную политику (два раза выигрывал выборы мэра Челябинска), весьма плодотворное с точки зрения социально-экономической эффективности руководство регионом, высокий рейтинг - все это померкло перед недовольством влиятельных элит и отсутствием значимой поддержки в Кремле».
В этом контексте, говорит эксперт, довольно забавны разговоры федеральных властей об «эффективности» как ключевой оценке региональных лидеров. «Как видим, ни пресловутая «эффективность», ни поддержка избирателей на самом деле при принятии в Кремле кадровых решений серьезной роли не играют. Про «выборы» и, соответственно, рейтинг у избирателей, легитимность речи вообще не идет, так как полноценных губернаторских выборов, как таковых, нет, а есть «организация голосования населения по утверждению кандидатуры Кремля». Поскольку все влиятельные федеральные и региональные игроки уже смирились с этой моделью и играют по ней, «избрать» Дубровского или любого другого назначенного Кремлем не составляет большого труда».
Слатинов считает: отставка Юревича показала, что понятных и прозрачных критериев кадровой политики в Кремле нет и не предвидится. Все по-прежнему решается в режиме «ручного управления», а где-то и «ручной импровизации», в том числе кадрами, где конъюнктурное влияние лоббистских групп куда важнее, чем пресловутая «эффективность» и поддержка избирателей.
Политолог Евгений Минченко также не видит объективных причин для отставки Юревича. «Как управленец он был более эффективен, чем среднестатистический российский губернатор. Субъективная причина - отсутствие «крыши» в путинском Политбюро 2.0., - пишет эксперт на своей страничке в Facebook. - Если те, кто занимался информационным «киллерством» против Юревича, считают себя победителями, то очень зря. Их клиент, по нашей экспертной оценке, потратил на антигубернаторскую кампанию не менее $30 млн. за последние полтора года, а своего человека на пост губернатора поставила совсем другая группа, которая в ходе схватки занимала нейтральную позицию, зато имела доступ к первому лицу».
В политическом плане от отставки Юревича выиграли Алексей Навальный (системно критиковавший бывшего губернатора) и ОНФ, считает политолог. А проигравшими, кроме самого экс-главы региона, Минченко считает близкий к Юревичу бизнес, инвесторов, приходивших в регион «под губернатора», и «Единую Россию», которой в очередной раз указали ее место.
Правда, с последним пунктом, похоже, не согласны в Кремле. Видимо, за три года «царствования» Юревича к нему накопилось много претензий: экс-главу региона обвиняли в росте дефицита бюджета, изношенности дорожных сетей и коммунальной инфраструктуры, отсутствии безопасности для жителей (при том, что на собственную безопасность он якобы тратил из бюджета солидные суммы).
Напомним, вчера Владимир Путин подписал указ о досрочной отставке губернатора Челябинской области, чьи полномочия истекали лишь в марте 2015 года. Кресло Юревича в качестве врио занял гендиректор Магнитогорского металлургического комбината Борис Дубровский. Путин поручил ему обратить особое внимание на поддержку предприятий региона, не все из которых находятся «в надлежащем состоянии».
О том, какую реакцию вызвали эти перемены в «стабильном» регионе, можно судить хотя бы по комментарию бывшего вице-губернатора области Андрея Косилова, который приводит местный портал naurfo.ru. «Юревич ведь опускал металлургию, мол, область кормит пищевая промышленность. Но это же смешно! Металлургия всегда была самой богатой отраслью, которая как кормила, так и продолжает кормить регион, в прямом смысле - рабочие места, зарплаты и в переносном - налоги. Это (отставка Юревича - ред.) - лучший подарок к 80-летию нашей области», - не скрывает радости Косилов.
Бориса Дубровского он сравнил с бывшим губернатором Челябинской области Петром Суминым - оба металлурги, оба начинали с низов. «Если это системообразующая отрасль, то глупо представлять, что «макаронник» (семье Юревича подконтролен агропромышленный холдинг ОАО «Макфа» - известный, в частности, своими макаронными изделиями - ред.) сможет ею достойно управлять», - цитирует Андрея Косилова сайт Chelyabinsk.ru.
Местные политологи и чиновники также высоко оценивают управленческий опыт Дубровского, который работал сначала на ММК, затем на «Уралвагонзаводе» и вновь на Магнитке. В Челябинске многие уверены: новому руководителю региона без проблем удастся избраться в сентябре 2014 года. Равноценную ему фигуру «Единая Россия» вряд ли найдет, оппозиция в области не слишком популярна, а Юревич вряд ли теперь пойдет на выборы.
«По собственному желанию» челябинский губернатор вряд ли ушел бы, считают политологи и СМИ. По данным «Ведомостей», ранее в окружении главы региона говорилось о том, что Михаил Валерьевич готов идти на выборы. Однако Юревичу пришлось столкнуться с мощной критикой Общероссийского народного фронта, представитель которого депутат Госдумы Андрей Красов заинтересовался, почему на личную охрану губернатора были потрачены рекордные 109 млн. бюджетных рублей. Юревич не прислушался к критике, а в ОНФ, похоже, это восприняли как оскорбление, прозвав главу региона «небожителем».
Директор Центра политических исследований при Финансовом университете Павел Салин считает, что на самом деле критика ОНФ была спровоцирована слабыми позициями Юревича и пониманием того, что недовольство результатами его политики в Челябинской области растет. «Отставка Юревича спровоцирована двумя комплексами вполне объективных причин, - пояснил политолог «Веку». - Первая: социально-экономическое положение в области аховое. Южный Урал переживает сейчас масштабную деиндустриализацию, просто это не очень широко освещается в федеральных СМИ. Там ситуация очень нехорошая с экономической точки зрения, с плохой занятостью на промышленных предприятиях. Население в области перекредитовано - в среднем один потребительский кредит приходится на одного работоспособного человека. Причем, кредиты там берут не на покупку машины, бытовой техники или поездку за рубеж, а на то, чтобы просто купить одежду. Плюс, видимо, у собственников Магнитки были какие-то виды на губернаторский пост. И эти два фактора совпали и обусловили отставку Юревича».
Однако в целом, говорит Салин, увольнение челябинского губернатора ожидалось давно. «И именно поэтому во всех рейтингах Юревич показывал не самый хороший результат и подвергался критике со стороны многих публичных институтов, фигур, в том числе и со стороны Народного фронта», - подчеркивает эксперт.
Михаил Юревич, наверное, стал единственным главой региона, который умудрился конфликтовать чуть ли не со всеми: с местной элитой, силовиками, политическими и экономическими игроками, имеющими влияние на федеральном уровне. Губернатора упрекали в ведении бизнеса, владении зарубежной недвижимостью в Австрии. По данным сайта chel.ru, к подконтрольным активам Юревича, кроме «Макфы», относят также Гогинскую хлебную базу, «Темп Автотех» (Челябинск, Челябинская область), Курганский КХП (Курган), Мишкинский КХП (Курганская область), Свердловский хлебомакаронный комбинат (Екатеринбург), «Мукомол» (Ставропольский край).
Между тем, главную причину отставки наблюдатели видят именно в том, что Юревич не отвечал интересам крупных местных игроков, в то время как Дубровский, по всей видимости, представляет команду «Уралвагонзавода» в лице Олега Сиенко и ныне полпреда президента в УрФО Игоря Холманских.
По словам эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, история с Михаилом Юревичем весьма примечательна тем, что в регионах, где наличествуют крупные экономические игроки, имеющие федеральное влияние, губернаторский моноцентризм приживается плохо.
«Фактически Юревич был отставлен коалиционными усилиями силовиков и ведущих бизнес-игроков, с которыми находился в сложных, порой конфронтационных отношениях, - отметил политолог в разговоре с «Веком». - Бенефициарами отставки и назначения Дубровского исполняющим обязанности руководителя региона стали одновременно и Магнитка, и «Уралвагонзавод», с которыми и.о. губернатора тесно связан и интересы которых, понятно, будет отстаивать».
При всей своей системности и лояльности к центру Юревич не вписывался в требуемый сегодня для регионального лидера формат, его можно рассматривать как «менеджера развития», но для нынешней политической модели он был слишком самодостаточен, говорит Слатинов. «Наличие хороших менеджерских качеств (а они у Юревича, создавшего успешный бизнес, разумеется, были), переход в публичную политику (два раза выигрывал выборы мэра Челябинска), весьма плодотворное с точки зрения социально-экономической эффективности руководство регионом, высокий рейтинг - все это померкло перед недовольством влиятельных элит и отсутствием значимой поддержки в Кремле».
В этом контексте, говорит эксперт, довольно забавны разговоры федеральных властей об «эффективности» как ключевой оценке региональных лидеров. «Как видим, ни пресловутая «эффективность», ни поддержка избирателей на самом деле при принятии в Кремле кадровых решений серьезной роли не играют. Про «выборы» и, соответственно, рейтинг у избирателей, легитимность речи вообще не идет, так как полноценных губернаторских выборов, как таковых, нет, а есть «организация голосования населения по утверждению кандидатуры Кремля». Поскольку все влиятельные федеральные и региональные игроки уже смирились с этой моделью и играют по ней, «избрать» Дубровского или любого другого назначенного Кремлем не составляет большого труда».
Слатинов считает: отставка Юревича показала, что понятных и прозрачных критериев кадровой политики в Кремле нет и не предвидится. Все по-прежнему решается в режиме «ручного управления», а где-то и «ручной импровизации», в том числе кадрами, где конъюнктурное влияние лоббистских групп куда важнее, чем пресловутая «эффективность» и поддержка избирателей.
Политолог Евгений Минченко также не видит объективных причин для отставки Юревича. «Как управленец он был более эффективен, чем среднестатистический российский губернатор. Субъективная причина - отсутствие «крыши» в путинском Политбюро 2.0., - пишет эксперт на своей страничке в Facebook. - Если те, кто занимался информационным «киллерством» против Юревича, считают себя победителями, то очень зря. Их клиент, по нашей экспертной оценке, потратил на антигубернаторскую кампанию не менее $30 млн. за последние полтора года, а своего человека на пост губернатора поставила совсем другая группа, которая в ходе схватки занимала нейтральную позицию, зато имела доступ к первому лицу».
В политическом плане от отставки Юревича выиграли Алексей Навальный (системно критиковавший бывшего губернатора) и ОНФ, считает политолог. А проигравшими, кроме самого экс-главы региона, Минченко считает близкий к Юревичу бизнес, инвесторов, приходивших в регион «под губернатора», и «Единую Россию», которой в очередной раз указали ее место.