Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 26.04.2018 13:46

Найдет ли Россия выход из афганского лабиринта?

Британское агентство Reuters сообщило о начале ежегодного весеннего наступления радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане. Сами талибы объявляют поход на американцев, но обострение ситуации может вынудить Россию вернуться на Афганский излом.

По данным Reuters, нынешняя военная кампания афганских талибов получила название Al Khandaq - в честь битвы у одноименного крепостного рва, который пророк Мохаммед приказал выкопать, чтобы защитить город Медину от наступающих врагов.
Лидеры «Талибана» заявили, что их активизация является ответом на агрессивную политику США. Ранее «Талибан» отклонил предложение президента Афганистана Хамида Карзая начать мирные переговоры, так как считает их лишь прикрытием незаконной оккупации страны. Кроме того, лидеры «Талибана» уверены в том, что «у американцев нет серьезных и искренних намерений положить конец войне».
Лидеры талибов также сообщили, что главными целями предстоящего наступления будут американские «захватчики и их шпионы».
Начало весеннего наступления талибы сопроводили резонансными терактами. 25 апреля в Кабуле прозвучали два взрыва. Как сообщил афганский Минздрав, были взорваны две радиоуправляемые бомбы, в результате чего трое человек были ранены.
В последние два года ситуация в Афганистане медленно, но верно выходит из-под контроля марионеточного правительства страны и его американских кураторов. В прошлом году боевики «Талибана» и ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в РФ) контролировали около 30% территории страны несмотря на присутствие американского военного контингента и 350-тысячную армию афганских силовиков.
Во многом этому способствовала непродуманная и ситуативная политика самих США, при активной поддержке которых на севере Афганистана были созданы учебно-тренировочные лагеря джихадистов, перебравшихся сюда из Ирака и Сирии. Целью американцев является шантаж граничащих с Афганистаном республик (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан) и Ирана, но скопление почти 15 тыс. боевиков вблизи границ этих стран вызвало лишь их сплочение и усиление взаимодействия с Россией по налаживанию военно-технического сотрудничества.
На сегодняшний день в инициированном Россией переговорном процессе по мерам стабилизации Южного Востока участвуют Китай, Индия, Пакистан, Иран и правительство Афганистана.
Информированные российские эксперты прямо указывают: влияние США в Афганистане неуклонно снижается в силу того, что ключевые игроки, такие как Россия, Иран и Пакистан, предприняли согласованные усилия по подрыву американской миссии в стране.
Тем не менее, США все еще пользуются достаточно широкой общественной поддержкой в Афганистане и, реагируя на усиление активности региональных держав, а также России и Китая, намерены несколько увеличить свое военное присутствие в этой стране.
Китайские аналитики в течение последних недель сообщают о намерениях местной группировки ИГИЛ начать наступление на граничащие с Китаем районы Афганистана. Еще более тревожны сообщения о проникновении джихадистов к границам стран Центральной Азии, в первую очередь, к ключевому в смысле контроля над стратегическими магистралями району Бадахшана.
Все большие опасения вызывает так называемая миротворческая миссия НАТО в Афганистане, действия которой фактически «выталкивают» террористов на границы с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Но этому, как ни парадоксально, препятствуют талибы и небольшие подразделения афганской армии на севере и северо-востоке страны.
Ход последних событий в Афганистане показывает, что успех коалиции стран, противостоящих США, приносит стратегия непрямых действий, то есть синтез тайной и явной дипломатии, что обычно было козырной картой американцев.
Настораживают, однако, некоторые не слишком взвешенные, на мой взгляд, публикации в российских СМИ, авторы которых то ли в штуку, то ли всерьез допускают возможность того, что «мы рискуем столкнуться с ситуацией, подобной ситуации в Сирии, при которой позиции США и НАТО будут оспариваться новой коалицией во главе с Россией».
Особо тревожит российских и китайских военных возможность захвата боевиками Горного Бадахшана, большая часть которого малопригодна для жизни, но имеет стратегическое значение. Здесь через населенный пункт Мургаб идет единственная наземная дорога из Афганистана в Таджикистан. В Горном Бадахшане помимо прочего сходятся границы Таджикистана, Афганистана и Китая.
По неподтвержденным данным, Китай ввел свои войска в Мургаб еще в 2013 году, что существенно стабилизировало обстановку в этом регионе, население которого склонно к экстремизму и фактически не подчиняется центральной власти, беспрепятственно торгуя тяжелыми наркотиками.
Через Горный Бадахшан афганский героин попадает в РФ, поэтому присутствие здесь китайского военного контингента российским интересам не противоречит.
Сейчас ситуация в Афганистане, если можно так выразиться, провисла, то есть имеется некое неустойчивое равновесие, которое объясняется тем, что крупные внешние акторы до конца не выяснили отношения между собой.
Как бы то ни было, но если дипломатические, в том числе и неофициальные, методы не внесут хоть минимальный консенсус в геополитических раскладах между США, Китаем и Россией, то, действительно, дело может дойти до ввода военного контингента коалиции евразийских государств как минимум на север Афганистана, чтобы пресечь любые приграничные провокации боевиков, не говоря уже об их вторжении на территорию сопредельных стран.
Но такой вариант ляжет тяжелым бременем на российский бюджет и еще более обострит отношения РФ с США. Кроме того, участие сразу в трех локальных военных конфликтах не под силу даже США, что учитывает их военная доктрина. Понимают ли это российские власти, пока сказать сложно.
Полная версия публикации
Общество 24.04.2018 17:01
Власти назвали зарплаты учителей в Москве
Общество 25.04.2018 05:46
Бузова удивила волгоградцев рэпом
Экономика 25.04.2018 19:55
Как быстро протестировать нишу для бизнеса