Народный артист СССР Вячеслав Гордеев: штрихи к портрету юбиляра
Сегодня, 3 августа, у народного артиста СССР Вячеслава Гордеева двойной юбилей. Звезда мирового балета, талантливый балетмейстер и хореограф, блестящий педагог и организатор отмечает свое 75-летие и 55-летие творческой деятельности.
Более двадцати лет Вячеслав Гордеев отдал искусству служения танцу на сцене прославленного Большого театра, позднее здесь же он три года руководил балетной труппой. Сегодня Вячеслав Гордеев - профессор, возглавляющий хореографическую кафедру балетмейстерского факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС), а также основатель и бессменный художественный руководитель Московского областного государственного академического театра «Русский балет».
Знакомство с этим человеком – бесценный дар судьбы. Уже немало лет мы встречаемся с Вячеславом Михайловичем на спектаклях. На репетициях доводилось наблюдать его захватывающие уроки творческого мастерства. Незабываемы гордеевские разборы за кулисами па-де-де и па-де-труа, батманов и фуэтэ артистов после премьерных показов. Памятны наши полуночные посиделки во время гастролей по стране. Доводилось видеть балетного короля не только в смокинге, но и в домашних тапочках. И всякий раз задаюсь вопросом: откуда у этого человека столько жизненной энергии?!
Главным источником мастерства и творческого вдохновения Вячеслава Гордеева, безусловно, является огромное трудолюбие. Преодоление жизненных трудностей с самого детства только закаляло его характер, служило стимулом для духовного развития.
В 11-летнем возрасте Слава увидел спектакль «Ромео и Джульетта» с участием Галины Улановой и заболел балетом. После этого записался в хореографическую студию при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. А вот мама мечтала видеть сына военным дирижером. Вскоре, пройдя жесточайший отбор, Гордеев был зачислен в суворовское училище. Однажды по пути к новому месту учебы он с мамой заглянул в Московское хореографическое училище, а там - конкурсный отбор и 600 человек на место. Он решил испытать судьбу и стал одним из трех счастливчиков, выдержавших серьезный экзамен.
Сразу после окончания хореографического училища Гордееву предложили на выбор три места службы: танцовщик в прославленном коллективе Игоря Моисеева с окладом 250 рублей, солист театра Станиславского и Немировича-Данченко с окладом 220 рублей и рядовой артист кордебалета Большого театра с окладом 98 рублей. Сегодня его выбор известен всему миру.
В 26 лет на пике карьеры у Вячеслава Гордеева случился разрыв ахиллова сухожилия. После столь тяжелой травмы на балете можно было ставить крест. Но нет, всего лишь за полгода ему удалось не просто восстановиться, но и продолжить активную творческую жизнь на сцене. В данном случае искусство балета само выбрало танцора.
Что греха таить, «террариум единомышленников» не раз случался в артистической среде Большого театра. В любом творческом коллективе, а тем более в таком огромном, неизбежны конкурентные отношения, интриги, зависть… А посему особенно ценны отзывы о Вячеславе Гордееве его заслуженных коллег по цеху, народных артистов СССР.
Всемирно известный хореограф Юрий Григорович: «Вячеслав Гордеев, кажется, никогда не тратил времени даром – он его ценил. Поэтому многое успел и в Большом театре, куда пришел в конце 60-х, и за его пределами, когда бесстрашно пустился в собственное плавание, уже обретя опыт, мастерство и имя.
Большой театр раскрыл его природный дар танцовщика и укрепил характер. Премьерские партии, которые он получил довольно быстро, формировали одновременно и его личность. У Гордеева на сцене и репетициях, и на гастролях, и в сложных жизненных обстоятельствах мы наблюдали неуклонный рост».
Советская и российская балерина Людмила Семеняка: «Мы много выступали вместе – и образы, которые были созданы нами в тех спектаклях, стали общей частью наших творческих биографий. Очень важно, с кем ты начинаешь танцевать. На заре своей карьеры в Большом я впервые танцевала партию Мари в балете «Щелкунчик» – вместе со мной дебютировал в центральной мужской роли и Вячеслав Гордеев. Меня поразило, насколько надежен он был как партнер и какое зрелое сценическое мастерство, какую виртуозность продемонстрировал на первом же спектакле. Но главное – он был лучезарным, излучал сияние юности. Этот свет я запомнила на всю жизнь, и тот наш «Щелкунчик» оказался для меня настоящей путеводной звездой».
Народный артист СССР, артист балета и педагог Борис Акимов: «Поражает, восхищает и вызывает глубокое уважение его необыкновенная преданность искусству танца - делу, которому он, по сути, посвятил всю свою жизнь. На своем пути Гордеев прошел многие этапы, перевернул многие страницы биографии. Это и сценическая деятельность, и балетмейстерские постановки, и руководящая работа в различных коллективах. Его удивительная преданность делу, нацеленность на успешный конечный результат всегда проявлялись и получали высокую оценку профессионалов. Свойственное ему творческое горение - неотъемлемая часть его натуры».
В 1981 году Вячеслав Гордеев дебютировал как балетмейстер. Будучи премьером Большого театра, он принял предложение стать руководителем небольшого ансамбля «Классический балет», который со временем преобразовал в государственный академический театр «Русский балет». Здесь он осуществил постановки балетов П.И. Чайковского, немалого числа шедевров мировой классики и современных хореографических миниатюр.
Заветная мечта маэстро Гордеева - построить свой театр – дворец классического танца с большой и удобной для балета сценой, просторными репетиционными залами, собственными костюмерными мастерскими, с музейной экспозицией, посвященной русскому балету, и местом для занятий детской хореографической студии. Он мечтает о собственном доме для театра «Русский балет», в котором будет творить его труппа и дарить нам, зрителям, красоту волшебного искусства классического танца.
За два десятилетия зарубежных гастролей по всему миру Вячеслав Гордеев заработал для «Союзконцерта» (ныне «Росконцерт»), не один миллион долларов. Он не положил их себе в карман, их отдали в государственную казну. А теперь, когда Гордеев просит у государства средства на строительство здания театра для «Русского балета», ему говорят, денег нет…
С деньгами в стране сейчас действительно туго. Но в Москве, не секрет, все еще пустуют заброшенные кинотеатры и ДК. Может, все-таки власть имущим, спонсорам стоит задуматься о судьбе нашей культуры и начать вкладываться не только в реконструкцию дворцов «для веселых и находчивых». Вопрос только в том, как скоро и кто, как Вячеслав Михайлович Гордееев, озаботится сохранением нашего национального достояния – Русского балета!
Вместо послесловия
Завтра, 4 августа, в 20:15 мск на телеканале Культура в программе «Линия жизни» смотрите диалог Вячеслава Михайловича Гордеева со зрителями.
Фото из архива театра «Русский балет».
Знакомство с этим человеком – бесценный дар судьбы. Уже немало лет мы встречаемся с Вячеславом Михайловичем на спектаклях. На репетициях доводилось наблюдать его захватывающие уроки творческого мастерства. Незабываемы гордеевские разборы за кулисами па-де-де и па-де-труа, батманов и фуэтэ артистов после премьерных показов. Памятны наши полуночные посиделки во время гастролей по стране. Доводилось видеть балетного короля не только в смокинге, но и в домашних тапочках. И всякий раз задаюсь вопросом: откуда у этого человека столько жизненной энергии?!
Главным источником мастерства и творческого вдохновения Вячеслава Гордеева, безусловно, является огромное трудолюбие. Преодоление жизненных трудностей с самого детства только закаляло его характер, служило стимулом для духовного развития.
В 11-летнем возрасте Слава увидел спектакль «Ромео и Джульетта» с участием Галины Улановой и заболел балетом. После этого записался в хореографическую студию при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. А вот мама мечтала видеть сына военным дирижером. Вскоре, пройдя жесточайший отбор, Гордеев был зачислен в суворовское училище. Однажды по пути к новому месту учебы он с мамой заглянул в Московское хореографическое училище, а там - конкурсный отбор и 600 человек на место. Он решил испытать судьбу и стал одним из трех счастливчиков, выдержавших серьезный экзамен.
Сразу после окончания хореографического училища Гордееву предложили на выбор три места службы: танцовщик в прославленном коллективе Игоря Моисеева с окладом 250 рублей, солист театра Станиславского и Немировича-Данченко с окладом 220 рублей и рядовой артист кордебалета Большого театра с окладом 98 рублей. Сегодня его выбор известен всему миру.
В 26 лет на пике карьеры у Вячеслава Гордеева случился разрыв ахиллова сухожилия. После столь тяжелой травмы на балете можно было ставить крест. Но нет, всего лишь за полгода ему удалось не просто восстановиться, но и продолжить активную творческую жизнь на сцене. В данном случае искусство балета само выбрало танцора.
Что греха таить, «террариум единомышленников» не раз случался в артистической среде Большого театра. В любом творческом коллективе, а тем более в таком огромном, неизбежны конкурентные отношения, интриги, зависть… А посему особенно ценны отзывы о Вячеславе Гордееве его заслуженных коллег по цеху, народных артистов СССР.
Всемирно известный хореограф Юрий Григорович: «Вячеслав Гордеев, кажется, никогда не тратил времени даром – он его ценил. Поэтому многое успел и в Большом театре, куда пришел в конце 60-х, и за его пределами, когда бесстрашно пустился в собственное плавание, уже обретя опыт, мастерство и имя.
Большой театр раскрыл его природный дар танцовщика и укрепил характер. Премьерские партии, которые он получил довольно быстро, формировали одновременно и его личность. У Гордеева на сцене и репетициях, и на гастролях, и в сложных жизненных обстоятельствах мы наблюдали неуклонный рост».
Советская и российская балерина Людмила Семеняка: «Мы много выступали вместе – и образы, которые были созданы нами в тех спектаклях, стали общей частью наших творческих биографий. Очень важно, с кем ты начинаешь танцевать. На заре своей карьеры в Большом я впервые танцевала партию Мари в балете «Щелкунчик» – вместе со мной дебютировал в центральной мужской роли и Вячеслав Гордеев. Меня поразило, насколько надежен он был как партнер и какое зрелое сценическое мастерство, какую виртуозность продемонстрировал на первом же спектакле. Но главное – он был лучезарным, излучал сияние юности. Этот свет я запомнила на всю жизнь, и тот наш «Щелкунчик» оказался для меня настоящей путеводной звездой».
Народный артист СССР, артист балета и педагог Борис Акимов: «Поражает, восхищает и вызывает глубокое уважение его необыкновенная преданность искусству танца - делу, которому он, по сути, посвятил всю свою жизнь. На своем пути Гордеев прошел многие этапы, перевернул многие страницы биографии. Это и сценическая деятельность, и балетмейстерские постановки, и руководящая работа в различных коллективах. Его удивительная преданность делу, нацеленность на успешный конечный результат всегда проявлялись и получали высокую оценку профессионалов. Свойственное ему творческое горение - неотъемлемая часть его натуры».
В 1981 году Вячеслав Гордеев дебютировал как балетмейстер. Будучи премьером Большого театра, он принял предложение стать руководителем небольшого ансамбля «Классический балет», который со временем преобразовал в государственный академический театр «Русский балет». Здесь он осуществил постановки балетов П.И. Чайковского, немалого числа шедевров мировой классики и современных хореографических миниатюр.
Заветная мечта маэстро Гордеева - построить свой театр – дворец классического танца с большой и удобной для балета сценой, просторными репетиционными залами, собственными костюмерными мастерскими, с музейной экспозицией, посвященной русскому балету, и местом для занятий детской хореографической студии. Он мечтает о собственном доме для театра «Русский балет», в котором будет творить его труппа и дарить нам, зрителям, красоту волшебного искусства классического танца.
За два десятилетия зарубежных гастролей по всему миру Вячеслав Гордеев заработал для «Союзконцерта» (ныне «Росконцерт»), не один миллион долларов. Он не положил их себе в карман, их отдали в государственную казну. А теперь, когда Гордеев просит у государства средства на строительство здания театра для «Русского балета», ему говорят, денег нет…
С деньгами в стране сейчас действительно туго. Но в Москве, не секрет, все еще пустуют заброшенные кинотеатры и ДК. Может, все-таки власть имущим, спонсорам стоит задуматься о судьбе нашей культуры и начать вкладываться не только в реконструкцию дворцов «для веселых и находчивых». Вопрос только в том, как скоро и кто, как Вячеслав Михайлович Гордееев, озаботится сохранением нашего национального достояния – Русского балета!
Вместо послесловия
Завтра, 4 августа, в 20:15 мск на телеканале Культура в программе «Линия жизни» смотрите диалог Вячеслава Михайловича Гордеева со зрителями.
Фото из архива театра «Русский балет».