Не пускать на пенсию и урезать льготы: в правительстве считают стариков обузой для бюджета
В сложившихся условиях россиянам пока остается лишь гадать, действительно ли правительство в будущем рассмотрит отмеченные Минфином варианты. Если это произойдет, население может столкнуться с массой новых сложностей. Кому-то не удастся выйти на пенсию досрочно, кто-то лишится льгот и соцпомощи.
Активное старение населения Российской Федерации на данный момент сохраняет за собой роль основного риска для будущих расходов федерального бюджета. Изменить эту ситуацию не поможет даже повышение пенсионного возраста в рамках реализации скандального правительственного законопроекта о пенсионной реформе. Примечательно, что такие данные приводятся не независимыми экспертами или представителями оппозиции, а одним из ведомств российского правительства. Столь неутешительные выводы содержатся в долгосрочном прогнозе Минфина России, рассчитанном до 2036 года.
Как подсчитали в Министерстве финансов, на протяжении следующих 17 лет численность женского населения в России, возраст которого не достигает 55 лет, а также мужчин, не достигших 60-летнего возраста, сократится примерно на 2 700 000 человек. Более того, наиболее резкое сокращение численности граждан не пенсионного возраста аналитики Минфина прогнозируют на ближайшее будущее – до 2025 года. В то же самое время, численность граждан России старшего возраста за указанный период должна увеличиться сразу на 5 миллионов человек.
В этой связи в Министерстве финансов даже изучили меры, которые ранее принимались властями других стран для решения проблем со старением населения и связанных с ним проблем пенсионных систем. В их числе называется ужесточение условий для досрочного выхода граждан на пенсию, реформа системы здравоохранения, а также постепенное сокращение льгот и социальных выплат для пенсионеров. Последнее, к слову, допускается лишь в том случае, если соцвыплаты и льготы удалось заместить ростом уровня доходов пожилых граждан.
Если говорить о здравоохранении, то в этом случае речь может идти об ограничении условий, на которых гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощи. В рамках этой практики наиболее популярные услуги систему здравоохранения софинансируются гражданами и государством, а бесплатными остаются лишь наиболее дорогие из них. Примечательно, что всего пару лет тому назад российский президент Владимир Путин уже выступал с предложением обсудить возможность оказания медицинской помощи на условиях софинансирования.
В сложившихся условиях россиянам пока остается лишь гадать, действительно ли правительство в будущем рассмотрит отмеченные Минфином варианты. Если это произойдет, население может столкнуться с массой новых сложностей. Кому-то не удастся выйти на пенсию досрочно, кто-то лишится льгот и социальной помощи. А там, как говорится, и до новой реформы недалеко. И только третий вариант выглядит максимально безболезненным для граждан, но он, стоит полагать, потребует намного больше времени, а еще серьезных финансовых затрат из бюджета. Нужно ли говорить, каковы шансы на такой выбор, если все та же пенсионная реформа вместе с рядом других скандальных нововведений – дань интересам именно бюджета, а никак не граждан.
Впрочем, опрошенные российскими журналистами эксперты считают, что рассматриваемые правительством варианты будет довольно сложно реализовать в российских условиях. Так, по словам руководителя Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой, вместо ужесточения условий назначения пенсий государству следует прекратить предоставить эти самые пенсии в качестве бонуса, к примеру, при рождении детей или при направлении педагогов и медиков работать в сельскую местность. Кроме всего прочего, по словам эксперта, ограничение перечня бесплатных услуг здравоохранения будет противоречить действующей Конституции, невзирая на то, что государственные гарантии действительно превышают реальные объемы ресурсов на здравоохранение. Овчарова также отметила и несостоятельность идеи о постепенном сокращении льгот для граждан, заработок которых растет: по ее словам, большая часть таких пособий в России и сейчас не доходят до бедных граждан.
Самым, пожалуй, настораживающим в выводах Министерства финансов можно считать пункт с признанием того, что пенсионная реформа так и не позволила стране решить проблему стремительного старения населения. Обнадежить могли бы прогнозы Министерства экономического развития, согласно которым, благодаря увеличению возраста выхода на пенсию на 5 лет численность трудоспособного населения в России к 2024 году может увеличиться примерно на 2 миллиона человека. Однако и здесь у экспертов находятся неутешительные выводы. По их словам, спрогнозированная МЭР цифра значительно ниже, чем ожидаемое сокращение количества занятых россиян из-за старения, а значит, эффект от реформы снова будет нивелирован. В таких условиях остается только надеяться, чтобы прогнозы отдельных скептиков о том, что власти в скором времени пойдут на новое повышение пенсионного возраста, не сбылись.
Как подсчитали в Министерстве финансов, на протяжении следующих 17 лет численность женского населения в России, возраст которого не достигает 55 лет, а также мужчин, не достигших 60-летнего возраста, сократится примерно на 2 700 000 человек. Более того, наиболее резкое сокращение численности граждан не пенсионного возраста аналитики Минфина прогнозируют на ближайшее будущее – до 2025 года. В то же самое время, численность граждан России старшего возраста за указанный период должна увеличиться сразу на 5 миллионов человек.
В этой связи в Министерстве финансов даже изучили меры, которые ранее принимались властями других стран для решения проблем со старением населения и связанных с ним проблем пенсионных систем. В их числе называется ужесточение условий для досрочного выхода граждан на пенсию, реформа системы здравоохранения, а также постепенное сокращение льгот и социальных выплат для пенсионеров. Последнее, к слову, допускается лишь в том случае, если соцвыплаты и льготы удалось заместить ростом уровня доходов пожилых граждан.
Если говорить о здравоохранении, то в этом случае речь может идти об ограничении условий, на которых гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощи. В рамках этой практики наиболее популярные услуги систему здравоохранения софинансируются гражданами и государством, а бесплатными остаются лишь наиболее дорогие из них. Примечательно, что всего пару лет тому назад российский президент Владимир Путин уже выступал с предложением обсудить возможность оказания медицинской помощи на условиях софинансирования.
В сложившихся условиях россиянам пока остается лишь гадать, действительно ли правительство в будущем рассмотрит отмеченные Минфином варианты. Если это произойдет, население может столкнуться с массой новых сложностей. Кому-то не удастся выйти на пенсию досрочно, кто-то лишится льгот и социальной помощи. А там, как говорится, и до новой реформы недалеко. И только третий вариант выглядит максимально безболезненным для граждан, но он, стоит полагать, потребует намного больше времени, а еще серьезных финансовых затрат из бюджета. Нужно ли говорить, каковы шансы на такой выбор, если все та же пенсионная реформа вместе с рядом других скандальных нововведений – дань интересам именно бюджета, а никак не граждан.
Впрочем, опрошенные российскими журналистами эксперты считают, что рассматриваемые правительством варианты будет довольно сложно реализовать в российских условиях. Так, по словам руководителя Института социальной политики ВШЭ Лилии Овчаровой, вместо ужесточения условий назначения пенсий государству следует прекратить предоставить эти самые пенсии в качестве бонуса, к примеру, при рождении детей или при направлении педагогов и медиков работать в сельскую местность. Кроме всего прочего, по словам эксперта, ограничение перечня бесплатных услуг здравоохранения будет противоречить действующей Конституции, невзирая на то, что государственные гарантии действительно превышают реальные объемы ресурсов на здравоохранение. Овчарова также отметила и несостоятельность идеи о постепенном сокращении льгот для граждан, заработок которых растет: по ее словам, большая часть таких пособий в России и сейчас не доходят до бедных граждан.
Самым, пожалуй, настораживающим в выводах Министерства финансов можно считать пункт с признанием того, что пенсионная реформа так и не позволила стране решить проблему стремительного старения населения. Обнадежить могли бы прогнозы Министерства экономического развития, согласно которым, благодаря увеличению возраста выхода на пенсию на 5 лет численность трудоспособного населения в России к 2024 году может увеличиться примерно на 2 миллиона человека. Однако и здесь у экспертов находятся неутешительные выводы. По их словам, спрогнозированная МЭР цифра значительно ниже, чем ожидаемое сокращение количества занятых россиян из-за старения, а значит, эффект от реформы снова будет нивелирован. В таких условиях остается только надеяться, чтобы прогнозы отдельных скептиков о том, что власти в скором времени пойдут на новое повышение пенсионного возраста, не сбылись.