Неприкаянный марганец
Судя по всему, планам создания единственного крупного в России ферросплавного производства пришел конец. Собрание кредиторов намерено обратиться в суд с иском о банкротстве компании «ЧЕК-СУ.ВК». Летом в ее отношении уже была введена процедура наблюдения. Экологи-общественники и финансисты добивают проект.
Компания «ЧЕК-СУ.ВК» была создана с нуля в 2000-х годах в Кемеровской области исключительно под один проект - освоение Усинского марганцевого месторождения, крупнейшего в России с запасом около 100 млн. тонн руды. Открыто оно было в 30-х годах прошлого века, но тогда Госплан СССР делал ставку на добычу и производство в союзных республиках, поэтому после распада Советского Союза Россия лишилась сырьевой базы марганца. Разработанные источники и действующие производства остались на Украине, в Грузии и Казахстане. В 2005 году ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» получило лицензию на Усинское месторождение.
Три года спустя компания подписала соглашение с администрацией Красноярского края и госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» о финансировании проекта. Уже тогда топ-менеджмент «ЧЕК-СУ.ВК» говорил о модной нынче теме импортозамещения. Производство должно было стать межрегиональным. Добытую в Кемеровской области руду автотранспортом хотели везти в Хакасию в поселок Туим, где на базе бывшего завода цветных металлов создавался перегрузочный терминал. А оттуда по железной дороге уже в Красноярск, где на базе Красноярского завода тяжелого машиностроения началось строительство ЕФЗ. Для этого инвесторы выкупили два пустующих цеха советского промышленного гиганта. Предполагаемая продукция Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ) была нужна для производства чугуна, а также высококачественных сталей и специальных сплавов для оборонной промышленности.
Однако реализация проекта столкнулась с активным общественным протестом. В Кемеровской области заявили, что добыча марганца загрязнит сначала реку Уса, а через нее и Томь. В городе Междуреченск был создан Комитет по Усинскому марганцу, который сейчас судится с Центризбиркомом из-за отказа последнего согласовать народный референдум против проекта. «Месторождение расположено в 70 километрах от города, оно несет угрозу экологической катастрофы не только нашему, но и другим регионам вдоль рек Томь и Обь вплоть до Северного Ледовитого океана. Рудное тело месторождения пересекается горной рекой Уса. При буровзрывных работах руда будет растворяться в воде, выделяя ядовитые соединения марганца, причем многократно превышающие предельно допустимые концентрации», - заявил «Веку» глава комитета Сергей Михайлов.
С еще большим противодействием «ЧЕК-СУ.ВК» столкнулась в Красноярске - ее вытолкали буквально взашей. Пик протеста пришелся на 2011-2012 годы. Местные активисты и экологи заявили, что обстановка в краевой столице и так критическая: работают алюминиевый завод, крупные предприятия и ТЭЦ. Еще одно металлургическое производство, пусть и в нескольких километрах от городской границы, станет последней каплей.
Обещания инвестора сделать ЕФЗ самым чистым и современным не помогли. Специалисты рабочей группы при краевом Заксобрании, в том числе и ученые СО РАН, изучив проект, заявили, что он предполагает использовать давно устаревшие технологии. Власти края под давлением многотысячных митингов все разрешения на строительство у компании отозвали. Руководство «ЧЕК-СУ.ВК» уверено, что протест против них тогда был инициирован искусственно. Но кем и зачем – так и осталось невыясненным. «Деньги освоены, ни о каком переносе завода не может быть и речи, - заявлял в начале 2012 года на Красноярском экономическом форуме гендиректор компании Виктор Хроленко. - Протест создан искусственно, кому-то мы перешли дорогу, хотя в крае ни с кем не конкурируем. Другого объяснения я не вижу».
Как бы то ни было, но «ЧЕК-СУ.ВК» все же пришлось смириться и сделать попытку перебазироваться в другой регион. Завод решили строить в Туиме, благо автодорога от месторождения до поселка к тому времени уже была почти готова и в Хакасии планы компании были восприняты с энтузиазмом. «Это будет единственное в России производство мощностью 80 тыс. тонн в год. Для Хакасии это второе рождение поселка Туим, новые рабочие места, новые социальные объекты, стабильность и уверенность в завтрашнем дне для тысяч семей», - заявил глава РХ Виктор Зимин.
Внешне все шло вполне хорошо. Еще несколько месяцев назад компания заявляла о начале строительства завода как о непреложном факте. В конце августа «ЧЕК-СУ.ВК» сообщила, что проект по производству электролитического металлического марганца одобрили ведущие российские научно-исследовательские институты по недропользованию и металлургии. В качестве ориентира инвесторы взяли технологии, применяемые самыми современными заводами Китая. Однако было ясно, что такая масштабная перекройка первоначального плана не могла не сказаться на финансовом состоянии компании. Фактически впустую ушли миллиарды, вложенные в создание инфраструктуры под Красноярском. Терпение Внешэкономбанка, который давал компании кредит, лопнуло. Сумма финансовых претензий к «ЧЕК-СУ.ВК» сейчас достигает почти 20 млрд. рублей, поэтому 30 ноября было принято решение начать процедуру банкротства компании.
В Хакасии надеются, что проект будет продолжен и без «ЧЕК-СУ.ВК». «На сегодняшний день практически завершено строительство дороги к месторождению. Проведены подготовительные работы на площадке, проект получил положительное заключение независимой экологической экспертизы. Подписан контракт с подрядчиком. Банкротство компании «ЧЕК-СУ» не ставит крест на проекте, а просто откладывает его реализацию. Предстоит найти нового инвестора, чем сейчас и занято правительство Хакасии. Глава республики неоднократно подчеркивал, что данный проект - в числе приоритетных», - заявил «Веку» первый заместитель министра экономического развития Хакасии Александр Терещенко.
Три года спустя компания подписала соглашение с администрацией Красноярского края и госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» о финансировании проекта. Уже тогда топ-менеджмент «ЧЕК-СУ.ВК» говорил о модной нынче теме импортозамещения. Производство должно было стать межрегиональным. Добытую в Кемеровской области руду автотранспортом хотели везти в Хакасию в поселок Туим, где на базе бывшего завода цветных металлов создавался перегрузочный терминал. А оттуда по железной дороге уже в Красноярск, где на базе Красноярского завода тяжелого машиностроения началось строительство ЕФЗ. Для этого инвесторы выкупили два пустующих цеха советского промышленного гиганта. Предполагаемая продукция Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ) была нужна для производства чугуна, а также высококачественных сталей и специальных сплавов для оборонной промышленности.
Однако реализация проекта столкнулась с активным общественным протестом. В Кемеровской области заявили, что добыча марганца загрязнит сначала реку Уса, а через нее и Томь. В городе Междуреченск был создан Комитет по Усинскому марганцу, который сейчас судится с Центризбиркомом из-за отказа последнего согласовать народный референдум против проекта. «Месторождение расположено в 70 километрах от города, оно несет угрозу экологической катастрофы не только нашему, но и другим регионам вдоль рек Томь и Обь вплоть до Северного Ледовитого океана. Рудное тело месторождения пересекается горной рекой Уса. При буровзрывных работах руда будет растворяться в воде, выделяя ядовитые соединения марганца, причем многократно превышающие предельно допустимые концентрации», - заявил «Веку» глава комитета Сергей Михайлов.
С еще большим противодействием «ЧЕК-СУ.ВК» столкнулась в Красноярске - ее вытолкали буквально взашей. Пик протеста пришелся на 2011-2012 годы. Местные активисты и экологи заявили, что обстановка в краевой столице и так критическая: работают алюминиевый завод, крупные предприятия и ТЭЦ. Еще одно металлургическое производство, пусть и в нескольких километрах от городской границы, станет последней каплей.
Обещания инвестора сделать ЕФЗ самым чистым и современным не помогли. Специалисты рабочей группы при краевом Заксобрании, в том числе и ученые СО РАН, изучив проект, заявили, что он предполагает использовать давно устаревшие технологии. Власти края под давлением многотысячных митингов все разрешения на строительство у компании отозвали. Руководство «ЧЕК-СУ.ВК» уверено, что протест против них тогда был инициирован искусственно. Но кем и зачем – так и осталось невыясненным. «Деньги освоены, ни о каком переносе завода не может быть и речи, - заявлял в начале 2012 года на Красноярском экономическом форуме гендиректор компании Виктор Хроленко. - Протест создан искусственно, кому-то мы перешли дорогу, хотя в крае ни с кем не конкурируем. Другого объяснения я не вижу».
Как бы то ни было, но «ЧЕК-СУ.ВК» все же пришлось смириться и сделать попытку перебазироваться в другой регион. Завод решили строить в Туиме, благо автодорога от месторождения до поселка к тому времени уже была почти готова и в Хакасии планы компании были восприняты с энтузиазмом. «Это будет единственное в России производство мощностью 80 тыс. тонн в год. Для Хакасии это второе рождение поселка Туим, новые рабочие места, новые социальные объекты, стабильность и уверенность в завтрашнем дне для тысяч семей», - заявил глава РХ Виктор Зимин.
Внешне все шло вполне хорошо. Еще несколько месяцев назад компания заявляла о начале строительства завода как о непреложном факте. В конце августа «ЧЕК-СУ.ВК» сообщила, что проект по производству электролитического металлического марганца одобрили ведущие российские научно-исследовательские институты по недропользованию и металлургии. В качестве ориентира инвесторы взяли технологии, применяемые самыми современными заводами Китая. Однако было ясно, что такая масштабная перекройка первоначального плана не могла не сказаться на финансовом состоянии компании. Фактически впустую ушли миллиарды, вложенные в создание инфраструктуры под Красноярском. Терпение Внешэкономбанка, который давал компании кредит, лопнуло. Сумма финансовых претензий к «ЧЕК-СУ.ВК» сейчас достигает почти 20 млрд. рублей, поэтому 30 ноября было принято решение начать процедуру банкротства компании.
В Хакасии надеются, что проект будет продолжен и без «ЧЕК-СУ.ВК». «На сегодняшний день практически завершено строительство дороги к месторождению. Проведены подготовительные работы на площадке, проект получил положительное заключение независимой экологической экспертизы. Подписан контракт с подрядчиком. Банкротство компании «ЧЕК-СУ» не ставит крест на проекте, а просто откладывает его реализацию. Предстоит найти нового инвестора, чем сейчас и занято правительство Хакасии. Глава республики неоднократно подчеркивал, что данный проект - в числе приоритетных», - заявил «Веку» первый заместитель министра экономического развития Хакасии Александр Терещенко.