Отдайвагонзавод или как уехали десятки тысяч вагонов?
С компании ФГК (Федеральной грузовой компании), дочки ОАО РЖД, продолжают требовать возврата крупной партии вагонов, принадлежащих «УВЗ-Логистика» (госкорпорация «Ростех» контролирует ее через «Уралвагонзавод»).
С 2015 года, когда полувагоны были переданы в аренду на три года, доходность оперирования ими выросла более чем в два раза. ФГК допускала серьёзные нарушения: от конфликта интересов лиц при подписании договора, до получения предписаний от антимонопольного ведомства. Более того – компанию, требующую свой подвижной состав, пугают штрафом в 5 млрд. рублей.
В Федеральной грузовой компании считают, что условия аренды нельзя называть кабальными, а фиксированная ставка страхует УЗВЛ от изменения конъюнктуры рынка. Но позиция «УВЗ-логистик» и «Ростеха» иная. За бодрыми отчетами о росте доходов ФГК от оперирования вагонами скрывается серьезная угроза для экономики страны. За два неполных года «дочка» РЖД фактически подмяла под себя рынок грузоперевозок, что позволило ей завышать цены для своих клиентов. Свои выводы о сложившейся ситуации уже сделала Федеральная антимонопольная служба.
«Золотая жила»
В ноябре 2016 года ФАС возбудила дело в отношении «Федеральной грузовой компании» и ОАО «РЖД», заподозрив их злоупотреблении доминирующим положением, которое выразилось в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению полувагонов для перевозки минерально-строительных грузов на внутренних направлениях. Проверка показала, что за первое полугодие 2016 года стоимость данных услуг АО «ФГК» выросла на 40%. Говорят, что в 2015-2016 годах некоторые грузоотправители и вовсе сталкивались с трехкратным повышением ставок н предоставление вагонов.
«АО «ФГК» является ценовым лидером рынка услуг по предоставлению полувагонов для перевозки грузов, иные участники рынка ориентируются на компанию при определении цен на свои услуги. Таким образом, необоснованное повышение цен создает предпосылки для роста ставок других операторов вагонного парка», - заявили в антимонопольной службе.
Резкое подорожание перевозок по железной дороге имеет далеко идущие последствия для многих регионов страны. В частности, это может снизить эффективность горнодобывающего комплекса Карелии, то есть – бюджетообразующих предприятий, которые платят налоги, содержат инфраструктуру, дают работу десяткам и сотням тысяч людей. Логично, что судьбу парка УЗВЛ, находящегося в распоряжении ФГК, будут решать на уровне правительства РФ. По сведениям «Коммерсанта», совещание по данному вопросу намерен провести вице-премьер Аркадий Дворкович.
ФАС не указ
Следует отметить, что одно нарушение антимонопольного законодательства происходило на фоне другого. Еще в марте 2016 года ФАС удовлетворила ходатайство АО «ФГК» о получении в пользование 100% основных производственных средств «УВЗ-Логистик», располагающего обширным вагонным парком. Таким образом «дочка» РЖД значительно укрепляла свои позиции на рынке железнодорожных грузоперевозок, получив возможность контролировать процесс предоставления вагонов – в том числе операторам, являющимся конкурентами АО «ФГК».
В связи с этим ФАС предписало компаниям в целях обеспечения конкуренции не менее чем за 15 дней предоставлять в ФАС экономическое обоснование решения о повышения цен на услуги по вагонам (полувагонов), если запланированный рост стоимости превышает среднеквартальный уровень более чем на 8 %. Кроме того, накладывалась обязанность направлять в антимонопольный орган обоснование в случае любого повышения цен (тарифов, сборов, плат) выше уровня, установленного на соответствующие услуги в тарифном прейскуранте.
Однако, несмотря на упомянутое выше резкое повышение ставок на предоставление вагонов, АО «ФГК», вопреки выданному предписанию, не направило в ФАС предварительное уведомление и обоснование проигнорировав требование антимонопольного органа. За это в начале нынешнего года служба оштрафовала АО «ФГК» на 400 тыс рублей.
Тем не менее компания решила обжаловать решение о наложении штрафа в Арбитражном суде города Москвы. Однако Арбитражный суд отказал АО «ФГК» в удовлетворении иска, тем самым подтвердив факт нарушения антимонопольного законодательства.
Заметим, что сумма штрафа, наложенная на АО «ФГК» выглядит весьма скромной с учётом прибылей, полученных компанией за счет завышения цен на предоставление вагонов. Некоторые наблюдатели расценивают действия «дочки» РЖД как злоупотреблением доминирующим положением на рынке (ч 2, ст 14.31 КоАП РФ). Если компанию привлекут к ответственности по данной статье, ей придется заплатить государству до 15% своей выручки. Если говорить о руководителях грузоперевозочной компании, то их действия некоторые могут расценить и вовсе как преступление, а именно – нарушение ч 2 ст 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»). Если учесть, что необоснованное повышение стоимости услуг ОАО «ФГК» может дестабилизировать экономику страны, уголовное преследование железнодорожных топ-менеджеров выглядит вполне реальным.
Кстати, уже во время рассмотрения дела в отношении АО «ФГК» в суде сотрудники ФАС снова проели проверку в компании, а также Центре фирменного транспортного обслуживания и Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Везде также прошли выемки документов. Основанием для них стали подозрения в антиконкурентном соглашении операторов подвижного состава. Однако, возможно, свою роль сыграл административный ресурс, потому как дальше дело не пошло.
Не кабала, а петля на шее
Впрочем, вопросы может вызвать и сделка по аренде вагонов, заключённая между АО «ФГК» и компанией «УВЗ-Логистик», являющейся «дочкой» «Уралвагонзавода». Аналитики рынка обращают внимание на то, что в период заключения сделки генеральный директор ООО «УВЗ-Логистик» Д. Еремеев одновременно занимал пост заместителя генерального директора по стратегическому развитию АО «ФГК». Таким образом в его действиях может усматриваться конфликт интересов, следствием чего явилось нанесение экономического ущерба ООО «УВЗ-Логистик».
Известно, что парк полувагонов попал в агентскую схему ЦФТО/АО «ФГК» еще в конце ноября 2015 года. Менее, чем через полгода в трехлетнюю субаренду АО «ФГК» был передан почти весь подвижной состав УВЗЛ. То есть, выручка нынешней «дочки» «Ростеха» попала в прямую зависимости от арендной ставки, которая, согласно договору, была на треть ниже среднерыночной доходности полувагонов. Субаренда одного вагона обходилась АО «ФГК» в 500 рублей в сутки, тогда как в среднем по рынку это стоило 800-900 рублей. При подавляющая часть полувагонов «УВЗ Логистик» находилась в лизинге. Согласно расчетам, средняя стоимость лизинговых платежей составляла в среднем 555 рублей в сутки, тогда как средняя стоимость вагонов, сданных в аренду АО «ФГК», составляла 490-550 рублей в сутки без НДС. Соответственно, полученные суммы не покрывали размер лизинговых платежей. Одновременно в договоре указывалось, что плановые и деповские ремонты вагонов «УВЗ Логистик» обязано проводить за свой счёт.
В связи с тем, что «УВЗ Логистик» передала основную долю парка в аренду, произошло существенное снижение выручки компании. По итогам 2016 года её объём снизился на 40%, что в денежном выражении составило 9 млрд рублей - в 2015 году выручка составляла 16,5 млрд рублей. Также значительно ухудшилась и рентабельность продаж: в 2015 г. она показала минус 30%, а в 2016 г. – уже минус 50%. Таким образом себестоимость услуги оказалась выше, чем прибыль от ее реализации, а цена - недостаточно высокой для покрытия всех издержек. После вывода парка вагонов (полувагонов) из-под управления ФГК, структуры «Ростеха» смогут оперировать ими самостоятельно, либо передать их в аренду другой компании на более выгодных условиях. Все это позволит вывести УВЗЛ из убытков и создать условия для здоровой конкуренции на рынке железнодорожных грузоперевозок.