«Отношения России и США находятся в плачевном состоянии, в то время как нормальный диалог пошел бы на пользу всем»
Когда говорят пушки – дипломаты молчат. Но все равно любой военный конфликт заканчивается переговорами. С началом боевых действий на Украине российский МИД и лично Лавров оказались в стороне от главного процесса.
Тем интереснее узнать, как глава российской дипломатии видит будущее отношений с США и ЕС и что предлагает предпринять по линии МИД.
Итоговое интервью ТАСС
Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал о противостоянии России с Западом, составной частью которого является украинский кризис, а также перспективах диалога России и Запада о гарантиях безопасности.
С началом военного конфликта на Украине российский МИД и лично Лавров оказались в стороне от главного процесса. Красноречивый момент – в марте на переговоры в Стамбул в качестве главы российской делегации отправили помощника президента РФ Владимира Мединского. Заместитель главы МИД Андрей Руденко играл вспомогательную роль в качестве одного из членов делегации.
Часто бывает, что взгляд со стороны является более точным, потому что, не будучи замыленным рутиной, отмечает важные моменты. Так ли это? С другой стороны, любой конфликт всегда завершается переговорами, а это значит, что МИД еще выйдет на первые роли, пусть не сегодня, так завтра. В-третьих, именно ведомство Лаврова профессионально изучает международную обстановку и оперирует нормами международного права. В связи со всем перечисленным становится понятно, почему интервью министра иностранных дел заслуживает особого внимания.
Отношения с Западом и украинский кризис
По оценке Лаврова, украинский кризис носит глобальный характер, поскольку в конфликте прямо или опосредованно участвуют США, страны ЕС и члены НАТО. При этом стратегическая цель США – это «победа над Россией на поле боя как механизм существенного ослабления или даже уничтожения нашей страны».
Здесь оценка Лаврова перекликается с мнением известного американского дипломата и политика Генри Киссинджера, который несколько дней назад признался в своей нашумевшей колонке для The Spectator, что часть западной элиты надеется на серьезное ослабление России по итогам военного конфликта. При этом Киссинджер уточнил, что сам он не поддерживает такую точку зрения.
Между тем, именно США Лавров назвал главным бенефициаром военного конфликта на Украине, который преследует как минимум две глобальные цели – ослабление России и разрыв связей между РФ и Европой.
«Главным бенефициаром «горячего конфликта» выступают США, которые стремятся извлечь из него максимальную выгоду как в экономическом, так и военно-стратегическом плане. Заодно Вашингтон решает и важную геополитическую задачу — нарушить традиционные связи между Россией и Европой и еще больше подчинить себе европейских сателлитов», - заявил Лавров.
Кроме того, глава МИД РФ раскритиковал страны Запада за то, что они всячески подогревают конфликт на Украине, но при этом на публику играют роль «над схваткой».
«Что касается продолжительности конфликта, то мяч на стороне режима и стоящего за ним Вашингтона. Они в любой момент могут прекратить бессмысленное сопротивление», - заявил Лавров.
Почему вдруг Киев, Вашингтон и Брюссель должны пойти на это, если сами они считают, что чуть ли не побеждают, а США вообще преследуют стратегическую цель в виде «существенного ослабления» России, Лавров так и не объяснил.
Нет ядерной войне
Прокомментировал Лавров и такую волнующую всех тему, как угроза применения ядерного оружия. По словам главы российского внешнеполитического ведомства, страны Запада специально раскручивают истерию, приписывая руководству России угрозу применения ядерного оружия, хотя первые лица РФ никогда не позволяли себе ничего подобного.
Наоборот, Лавров привел примеры, когда западные политики, как он выразился, «отбросили какие-либо приличия». В связи с этим Лавров напомнил, как кандидат в премьер-министры Великобритании Лиз Трасс в августе во время дебатов заявила о готовности нанести ядерный удар по России. А дальше глава МИД РФ создал сенсацию, заявив, будто некие «неназванные официальные лица» из американского Министерства обороны предложили нанести «обезглавливающий удар» и уничтожить Владимира Путина.
«Однако дальше всех пошли в Вашингтоне — там некие «неназванные официальные лица» из Пентагона фактически пригрозили нанести по Кремлю «обезглавливающий удар», а, по сути, речь идет об угрозе физического устранения главы российского государства. Если такие идеи на самом деле кем-то вынашиваются, этот кто-то должен очень хорошо подумать о возможных последствиях подобных планов», - предупредил Лавров.
Но, честно говоря, когда нет ни достоверных доказательств, ни имен, то подобные заявления звучат довольно беззубо.
Вспомнил Лавров «незлым тихим словом» и украинского президента Владимира Зеленского, который договорился до того, что в прямом эфире, выступая перед членами think tank из Австралии, призвал нанести «превентивные удары» по России, имея в виду ядерное оружие.
При этом министр иностранных дел РФ сделал важный прогноз, предупредив, что в целом многолетний курс Запада на сдерживание России провоцирует угрозу, когда мир может скатиться к ядерному конфликту.
«Мы говорим абсолютно о другом: курс Запада на тотальное сдерживание нашей страны крайне опасен. Он несет риски скатывания к прямому вооруженному столкновению ядерных держав. Мы как раз об этом предупреждаем и повторяем вновь и вновь, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана», - предупредил Лавров.
Цель – договориться о новой структуре безопасности
В завершение Сергей Лавров свел всю перечисленную проблематику к необходимости договариваться о создании «обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности», подчеркнув, что руководство РФ выступает как раз за такой вариант развития событий.
Что касается ЕС, то Лавров констатировал, что «наши отношения с Евросоюзом находятся сейчас на самом низком историческом уровне» по причине того, что власти Евросоюза после начала военной операции на Украине по указке США и НАТО «по сути, объявили нам гибридную войну».
Исходя из слов Лаврова, выходит, что в отношении стран ЕС российский МИД избрал тактику ожидания. А когда в Евросоюзе придут к власти договороспособные политики, выступающие за взаимовыгодное партнерство с Россией, то, как выразился Лавров, «уверяю вас — с нашей стороны проблем не возникнет».
Готова ли Россия договариваться с США? На данный момент, по словам Лаврова, Штаты проводят «конфронтационный антироссийский курс», поэтому отношения с США «действительно находятся в крайне плачевном состоянии. Практически заморожены по вине Вашингтона».
Лавров уточнил, что не получается поддерживать «нормальное общение» с администрацией Джо Байдена, которая задекларировала «в качестве цели нанесение нашей стране стратегического поражения».
В связи с этим Лавров сообщил, что российский МИД не собирается «выходить с какими-либо инициативами», хотя назрела необходимость обсудить новые договоренности в сфере стратегических наступательных вооружений (т.е. комплексы межконтинентальных баллистических ракет, атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики, способные долететь и поразить цели за тысячи километров – прим. «Века»).
А в целом, по словам Лаврова, российский МИД сейчас в основу своего курса положил «принцип мирного сосуществования государств с различными политическими и социально-экономическими системами». А если «не будут брать – отключим газ»? В смысле, дадим военно-технический ответ?
Вместе с тем, резюмировал Лавров, «нормальные отношения между нашими странами (т.е. между РФ и США – прим. «Века») пошли бы на пользу всем».
«Подождем, когда в Вашингтоне дозреют до осознания ущербности своего нынешнего курса и безальтернативности выстраивания с нами отношений на взаимоуважительной, равноправной основе при обязательном учете законных российских интересов», - такими словами завершил интервью ТАСС глава российской дипломатии Сергей Лавров.
Опять «посидим и подождем»?
Слишком много Запада
Если судить по интервью Лаврова, то выходит, что российский МИД ориентирован в первую очередь на сотрудничество с Западом. И это неудивительно, потому что исторически российские дипломаты на протяжении веков занимали прозападную ориентацию.
Например, обсуждая состояние отношений с Евросоюзом и США, Лавров мог бы сказать, что на Западе свет клином не сошелся. И если найти общий язык с Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем не получается, то рассказать о «развороте на Восток». Например, хотя бы тезисно сообщить о том, какие есть перспективы сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, наконец. К сожалению, в интервью Лаврова этого нет. Не говоря уже о том, что если бы Лавров сообщил о примерах масштабного сотрудничества с КНР, Ираном, Венесуэлой и Северной Кореей, то в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе «взбодрились» бы гораздо сильнее, чем после очередной «серьезной озабоченности» российского МИДа.
Тем более, что на эти вопросы все равно придется искать ответ, потому что это диктует логика нынешнего внешнеполитического курса РФ.
Итоговое интервью ТАСС
Глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал о противостоянии России с Западом, составной частью которого является украинский кризис, а также перспективах диалога России и Запада о гарантиях безопасности.
С началом военного конфликта на Украине российский МИД и лично Лавров оказались в стороне от главного процесса. Красноречивый момент – в марте на переговоры в Стамбул в качестве главы российской делегации отправили помощника президента РФ Владимира Мединского. Заместитель главы МИД Андрей Руденко играл вспомогательную роль в качестве одного из членов делегации.
Часто бывает, что взгляд со стороны является более точным, потому что, не будучи замыленным рутиной, отмечает важные моменты. Так ли это? С другой стороны, любой конфликт всегда завершается переговорами, а это значит, что МИД еще выйдет на первые роли, пусть не сегодня, так завтра. В-третьих, именно ведомство Лаврова профессионально изучает международную обстановку и оперирует нормами международного права. В связи со всем перечисленным становится понятно, почему интервью министра иностранных дел заслуживает особого внимания.
Отношения с Западом и украинский кризис
По оценке Лаврова, украинский кризис носит глобальный характер, поскольку в конфликте прямо или опосредованно участвуют США, страны ЕС и члены НАТО. При этом стратегическая цель США – это «победа над Россией на поле боя как механизм существенного ослабления или даже уничтожения нашей страны».
Здесь оценка Лаврова перекликается с мнением известного американского дипломата и политика Генри Киссинджера, который несколько дней назад признался в своей нашумевшей колонке для The Spectator, что часть западной элиты надеется на серьезное ослабление России по итогам военного конфликта. При этом Киссинджер уточнил, что сам он не поддерживает такую точку зрения.
Между тем, именно США Лавров назвал главным бенефициаром военного конфликта на Украине, который преследует как минимум две глобальные цели – ослабление России и разрыв связей между РФ и Европой.
«Главным бенефициаром «горячего конфликта» выступают США, которые стремятся извлечь из него максимальную выгоду как в экономическом, так и военно-стратегическом плане. Заодно Вашингтон решает и важную геополитическую задачу — нарушить традиционные связи между Россией и Европой и еще больше подчинить себе европейских сателлитов», - заявил Лавров.
Кроме того, глава МИД РФ раскритиковал страны Запада за то, что они всячески подогревают конфликт на Украине, но при этом на публику играют роль «над схваткой».
«Что касается продолжительности конфликта, то мяч на стороне режима и стоящего за ним Вашингтона. Они в любой момент могут прекратить бессмысленное сопротивление», - заявил Лавров.
Почему вдруг Киев, Вашингтон и Брюссель должны пойти на это, если сами они считают, что чуть ли не побеждают, а США вообще преследуют стратегическую цель в виде «существенного ослабления» России, Лавров так и не объяснил.
Нет ядерной войне
Прокомментировал Лавров и такую волнующую всех тему, как угроза применения ядерного оружия. По словам главы российского внешнеполитического ведомства, страны Запада специально раскручивают истерию, приписывая руководству России угрозу применения ядерного оружия, хотя первые лица РФ никогда не позволяли себе ничего подобного.
Наоборот, Лавров привел примеры, когда западные политики, как он выразился, «отбросили какие-либо приличия». В связи с этим Лавров напомнил, как кандидат в премьер-министры Великобритании Лиз Трасс в августе во время дебатов заявила о готовности нанести ядерный удар по России. А дальше глава МИД РФ создал сенсацию, заявив, будто некие «неназванные официальные лица» из американского Министерства обороны предложили нанести «обезглавливающий удар» и уничтожить Владимира Путина.
«Однако дальше всех пошли в Вашингтоне — там некие «неназванные официальные лица» из Пентагона фактически пригрозили нанести по Кремлю «обезглавливающий удар», а, по сути, речь идет об угрозе физического устранения главы российского государства. Если такие идеи на самом деле кем-то вынашиваются, этот кто-то должен очень хорошо подумать о возможных последствиях подобных планов», - предупредил Лавров.
Но, честно говоря, когда нет ни достоверных доказательств, ни имен, то подобные заявления звучат довольно беззубо.
Вспомнил Лавров «незлым тихим словом» и украинского президента Владимира Зеленского, который договорился до того, что в прямом эфире, выступая перед членами think tank из Австралии, призвал нанести «превентивные удары» по России, имея в виду ядерное оружие.
При этом министр иностранных дел РФ сделал важный прогноз, предупредив, что в целом многолетний курс Запада на сдерживание России провоцирует угрозу, когда мир может скатиться к ядерному конфликту.
«Мы говорим абсолютно о другом: курс Запада на тотальное сдерживание нашей страны крайне опасен. Он несет риски скатывания к прямому вооруженному столкновению ядерных держав. Мы как раз об этом предупреждаем и повторяем вновь и вновь, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана», - предупредил Лавров.
Цель – договориться о новой структуре безопасности
В завершение Сергей Лавров свел всю перечисленную проблематику к необходимости договариваться о создании «обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности», подчеркнув, что руководство РФ выступает как раз за такой вариант развития событий.
Что касается ЕС, то Лавров констатировал, что «наши отношения с Евросоюзом находятся сейчас на самом низком историческом уровне» по причине того, что власти Евросоюза после начала военной операции на Украине по указке США и НАТО «по сути, объявили нам гибридную войну».
Исходя из слов Лаврова, выходит, что в отношении стран ЕС российский МИД избрал тактику ожидания. А когда в Евросоюзе придут к власти договороспособные политики, выступающие за взаимовыгодное партнерство с Россией, то, как выразился Лавров, «уверяю вас — с нашей стороны проблем не возникнет».
Готова ли Россия договариваться с США? На данный момент, по словам Лаврова, Штаты проводят «конфронтационный антироссийский курс», поэтому отношения с США «действительно находятся в крайне плачевном состоянии. Практически заморожены по вине Вашингтона».
Лавров уточнил, что не получается поддерживать «нормальное общение» с администрацией Джо Байдена, которая задекларировала «в качестве цели нанесение нашей стране стратегического поражения».
В связи с этим Лавров сообщил, что российский МИД не собирается «выходить с какими-либо инициативами», хотя назрела необходимость обсудить новые договоренности в сфере стратегических наступательных вооружений (т.е. комплексы межконтинентальных баллистических ракет, атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики, способные долететь и поразить цели за тысячи километров – прим. «Века»).
А в целом, по словам Лаврова, российский МИД сейчас в основу своего курса положил «принцип мирного сосуществования государств с различными политическими и социально-экономическими системами». А если «не будут брать – отключим газ»? В смысле, дадим военно-технический ответ?
Вместе с тем, резюмировал Лавров, «нормальные отношения между нашими странами (т.е. между РФ и США – прим. «Века») пошли бы на пользу всем».
«Подождем, когда в Вашингтоне дозреют до осознания ущербности своего нынешнего курса и безальтернативности выстраивания с нами отношений на взаимоуважительной, равноправной основе при обязательном учете законных российских интересов», - такими словами завершил интервью ТАСС глава российской дипломатии Сергей Лавров.
Опять «посидим и подождем»?
Слишком много Запада
Если судить по интервью Лаврова, то выходит, что российский МИД ориентирован в первую очередь на сотрудничество с Западом. И это неудивительно, потому что исторически российские дипломаты на протяжении веков занимали прозападную ориентацию.
Например, обсуждая состояние отношений с Евросоюзом и США, Лавров мог бы сказать, что на Западе свет клином не сошелся. И если найти общий язык с Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем не получается, то рассказать о «развороте на Восток». Например, хотя бы тезисно сообщить о том, какие есть перспективы сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, наконец. К сожалению, в интервью Лаврова этого нет. Не говоря уже о том, что если бы Лавров сообщил о примерах масштабного сотрудничества с КНР, Ираном, Венесуэлой и Северной Кореей, то в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе «взбодрились» бы гораздо сильнее, чем после очередной «серьезной озабоченности» российского МИДа.
Тем более, что на эти вопросы все равно придется искать ответ, потому что это диктует логика нынешнего внешнеполитического курса РФ.