Падение русского космоса: «Быстро мы прилетели»
Инцидент с ракетой-носителем «Союз-ФГ», которая должна была вывести на орбиту космический корабль «Союз-МС10», стал вишенкой на торте, делающей картину деградации русского космоса вполне завершенной.
Прежде всего, будем объективны, сам по себе этот инцидент не является чем-то из ряда вон выходящим. Аварии с унылой регулярностью случаются в авиации, на железных дорогах, а уж на автодорогах стали частью обыденной реальности.
Подобные катастрофы уже были. Первая – в 1975 году, когда корабль «Союз-18-1», стартовавший с космодрома Байконур с целью доставки экипажа на станцию «Салют-4», из-за отказа третьей ступени закончил полет в аварийном режиме. Спускаемый аппарат приземлился в Горном Алтае, вблизи границы с Китаем. Перегрузки экипажа доходили до 26g, из-за чего у космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова наблюдалась временная остановка сердца.
Вторая авария произошла в 1983 году, когда за 48 секунд до старта «Союза-Т-10-1», который должен был доставить третью основную экспедицию на станцию «Салют-7», произошло возгорание топлива ракеты-носителя. В то время автор этих строк работал на куйбышевском заводе «Прогресс», где изготавливались и до сих пор изготавливаются «Союзы», и вскоре после данной аварии приехал в командировку на Байконур, где узнал все подробности этой катастрофы.
Кстати, работать по подготовке старта нашего «изделия» автору этих строк и его коллегам пришлось в развороченном взрывом ракеты-носителя «Союз-Т-10-1» техническом здании в непосредственной близости от Гагаринского старта, на котором и произошла эта авария. Космонавты спаслись благодаря своевременной реакции на развитие ситуации начальника космодрома генерала Алексея Шумилина и главного конструктора ракеты-носителя Александра Солдатенкова.
Шумилин и Солдатенков, которые руководили стартовой командой, успели за несколько секунд до взрыва одновременно нажать кнопки системы аварийного спасения (САС) и «отстрелили» корабль от ракеты. Экипаж (Владимир Титов и Геннадий Стрекалов) приземлился на парашюте в нескольких километрах от космодрома Байконур. Космонавты испытали перегрузки до 18g. На руководителя команды инженеров-испытателей, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, но вскоре его закрыли.
В обоих случаях о факте катастрофы сообщалось с большой задержкой. Нельзя не отметить, что старт «Союза-ФГ» с космическим кораблем «Союз-МС-10» комментировался «Роскосмосом» в твиттере. Причем, после того как онлайн-трансляция прервалась, там продолжали рапортовать о штатном полете и даже об успешном отделении второй ступени от третьей. Позже эти твиты были удалены.
«Авария носителя... Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели», - сказал капитан корабля Алексей Овчинин перед началом экстренного приземления.
Особую пикантность этой аварии придает то, что наблюдать за полетом глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пригласил главу НАСА Джима Брандестайна.
Советская космическая индустрия была неоспоримым мировым лидером по числу запусков. Даже 20 лет спустя после распада СССР «Роскосмосу» принадлежала половина всех мировых коммерческих запусков. Но уже в 2015 году наша доля в стоимостном выражении упала до 2%. В прошлом году Россия осуществила 17 успешных запусков, США – 29. Причем, из трех коммерческих запусков два были неудачными. Американцы осуществили 21 коммерческий запуск.
Еще недавно мы могли утешать себя тем, что американцы выводят свои военные спутники на орбиту с помощью российских двигателей РД-180. Но недавно в США был успешно испытан ракетный двигатель, работающий на метане, который призван заменить керосиновый РД-180.
Космическая отрасль стагнирует даже быстрее, чем критически зависящий от западных технологий российский нефтегаз. Если наши сырьевики еще способны реализовывать серьезные проекты, то российская космическая отрасль уже много лет просто эксплуатирует советские наработки.
Амбициозный проект строительства космодрома Восточный вначале обернулся резонансным коррупционным скандалом, а сейчас стало ясно, что эта площадка просто не нужна. В условиях неуклонного снижения числа запусков вполне хватает возможностей Байконура и Плесецка. Да и место для нового космодрома было выбрано крайне неудачно. Это, вообще-то говоря, тема для отдельного разговора, но вкратце: космодром надо было строить на берегу океана невзирая на капризы тихоокеанской погоды.
Если российские сырьевики проморгали сланцевую революцию в США, то «Роскосмос» всухую проиграл Илону Маску, даже не попытавшись создать возвращаемую первую ступень ракеты-носителя. Не доведена до коммерческого использования система морского старта и не разработан экологически приемлемый двигатель вместо работающих на ядовитом гептиле двигателей «Протонов».
Самая большая проблема российской космонавтики – это отсталая элементная база. Мы не умеем производить чипы классов «спейс» и «милитари», что лишает Россию возможности производить собственную электронную начинку для космических аппаратов. Мировой рынок спутников достигает $300 млрд., а рынок наземного оборудования – нескольких десятков миллиардов при том, что рынок запусков составляет всего лишь $2-3 млрд. в год. Если мы теряем рынок запусков – а дело идет именно к этому, то российский гражданский космос просто исчезнет, как исчез российский гражданский авиапром.
Советский космос создавался в условиях мобилизационной экономики. И чем менее мобилизационным становился народнохозяйственный комплекс Советского Союза, тем более тормозилось развитие советской космонавтики.
В условиях олигархического капитализма российский космос стал быстро стагнировать. В среднесрочной перспективе, на мой взгляд, реально может выжить лишь военный космос. У пилотируемой космонавтики гражданского назначения нет никаких шансов на выживание. Если космических туристов не отпугнут просверленные неизвестными злоумышленниками дырки в стенках космических кораблей, то вряд ли им захочется испытать запредельные перегрузки при срабатывании сверхнадежной системы аварийного спасения «Союзов».
И дело вовсе не в явно некомпетентном руководителе «Роскосмоса». Сталинский нарком Серго Орджоникидзе тоже не имел технического образования, но вывел советскую тяжелую промышленность на мировой уровень.
Дело в отсутствии адекватной ответственности за провалы в работе практически на всех уровнях администрирования. Не оправдал ожиданий министр обороны Сердюков – сейчас он возглавляет совет директоров ПАО «Роствертол». Не справился с порученным делом питерский губернатор Полтавченко - в «наказание» за это он возглавил Объединенную судостроительную компанию. И так далее.
Безусловно, корень всех наших космических бед не только в том, что проваливших работы начальников не наказывают должным образом. Нынешняя российская экономика построена на освоении сырьевой ренты, что в принципе несовместимо с развитием высоких технологий.
Особенно тревожит то, что системы управления нового поколения космических кораблей «Федерация» будут полностью цифровыми, а не аналоговыми, как на старых надежных «Союзах». Способны ли «эффективные менеджеры-оптимизаторы» обеспечить сколь-нибудь приемлемую надежность таких систем? Предоставляю читателям возможность самостоятельно ответить на этот риторический вопрос.
Подобные катастрофы уже были. Первая – в 1975 году, когда корабль «Союз-18-1», стартовавший с космодрома Байконур с целью доставки экипажа на станцию «Салют-4», из-за отказа третьей ступени закончил полет в аварийном режиме. Спускаемый аппарат приземлился в Горном Алтае, вблизи границы с Китаем. Перегрузки экипажа доходили до 26g, из-за чего у космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова наблюдалась временная остановка сердца.
Вторая авария произошла в 1983 году, когда за 48 секунд до старта «Союза-Т-10-1», который должен был доставить третью основную экспедицию на станцию «Салют-7», произошло возгорание топлива ракеты-носителя. В то время автор этих строк работал на куйбышевском заводе «Прогресс», где изготавливались и до сих пор изготавливаются «Союзы», и вскоре после данной аварии приехал в командировку на Байконур, где узнал все подробности этой катастрофы.
Кстати, работать по подготовке старта нашего «изделия» автору этих строк и его коллегам пришлось в развороченном взрывом ракеты-носителя «Союз-Т-10-1» техническом здании в непосредственной близости от Гагаринского старта, на котором и произошла эта авария. Космонавты спаслись благодаря своевременной реакции на развитие ситуации начальника космодрома генерала Алексея Шумилина и главного конструктора ракеты-носителя Александра Солдатенкова.
Шумилин и Солдатенков, которые руководили стартовой командой, успели за несколько секунд до взрыва одновременно нажать кнопки системы аварийного спасения (САС) и «отстрелили» корабль от ракеты. Экипаж (Владимир Титов и Геннадий Стрекалов) приземлился на парашюте в нескольких километрах от космодрома Байконур. Космонавты испытали перегрузки до 18g. На руководителя команды инженеров-испытателей, отвечавшего за подготовку стартового комплекса, завели уголовное дело, но вскоре его закрыли.
В обоих случаях о факте катастрофы сообщалось с большой задержкой. Нельзя не отметить, что старт «Союза-ФГ» с космическим кораблем «Союз-МС-10» комментировался «Роскосмосом» в твиттере. Причем, после того как онлайн-трансляция прервалась, там продолжали рапортовать о штатном полете и даже об успешном отделении второй ступени от третьей. Позже эти твиты были удалены.
«Авария носителя... Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели», - сказал капитан корабля Алексей Овчинин перед началом экстренного приземления.
Особую пикантность этой аварии придает то, что наблюдать за полетом глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин пригласил главу НАСА Джима Брандестайна.
Советская космическая индустрия была неоспоримым мировым лидером по числу запусков. Даже 20 лет спустя после распада СССР «Роскосмосу» принадлежала половина всех мировых коммерческих запусков. Но уже в 2015 году наша доля в стоимостном выражении упала до 2%. В прошлом году Россия осуществила 17 успешных запусков, США – 29. Причем, из трех коммерческих запусков два были неудачными. Американцы осуществили 21 коммерческий запуск.
Еще недавно мы могли утешать себя тем, что американцы выводят свои военные спутники на орбиту с помощью российских двигателей РД-180. Но недавно в США был успешно испытан ракетный двигатель, работающий на метане, который призван заменить керосиновый РД-180.
Космическая отрасль стагнирует даже быстрее, чем критически зависящий от западных технологий российский нефтегаз. Если наши сырьевики еще способны реализовывать серьезные проекты, то российская космическая отрасль уже много лет просто эксплуатирует советские наработки.
Амбициозный проект строительства космодрома Восточный вначале обернулся резонансным коррупционным скандалом, а сейчас стало ясно, что эта площадка просто не нужна. В условиях неуклонного снижения числа запусков вполне хватает возможностей Байконура и Плесецка. Да и место для нового космодрома было выбрано крайне неудачно. Это, вообще-то говоря, тема для отдельного разговора, но вкратце: космодром надо было строить на берегу океана невзирая на капризы тихоокеанской погоды.
Если российские сырьевики проморгали сланцевую революцию в США, то «Роскосмос» всухую проиграл Илону Маску, даже не попытавшись создать возвращаемую первую ступень ракеты-носителя. Не доведена до коммерческого использования система морского старта и не разработан экологически приемлемый двигатель вместо работающих на ядовитом гептиле двигателей «Протонов».
Самая большая проблема российской космонавтики – это отсталая элементная база. Мы не умеем производить чипы классов «спейс» и «милитари», что лишает Россию возможности производить собственную электронную начинку для космических аппаратов. Мировой рынок спутников достигает $300 млрд., а рынок наземного оборудования – нескольких десятков миллиардов при том, что рынок запусков составляет всего лишь $2-3 млрд. в год. Если мы теряем рынок запусков – а дело идет именно к этому, то российский гражданский космос просто исчезнет, как исчез российский гражданский авиапром.
Советский космос создавался в условиях мобилизационной экономики. И чем менее мобилизационным становился народнохозяйственный комплекс Советского Союза, тем более тормозилось развитие советской космонавтики.
В условиях олигархического капитализма российский космос стал быстро стагнировать. В среднесрочной перспективе, на мой взгляд, реально может выжить лишь военный космос. У пилотируемой космонавтики гражданского назначения нет никаких шансов на выживание. Если космических туристов не отпугнут просверленные неизвестными злоумышленниками дырки в стенках космических кораблей, то вряд ли им захочется испытать запредельные перегрузки при срабатывании сверхнадежной системы аварийного спасения «Союзов».
И дело вовсе не в явно некомпетентном руководителе «Роскосмоса». Сталинский нарком Серго Орджоникидзе тоже не имел технического образования, но вывел советскую тяжелую промышленность на мировой уровень.
Дело в отсутствии адекватной ответственности за провалы в работе практически на всех уровнях администрирования. Не оправдал ожиданий министр обороны Сердюков – сейчас он возглавляет совет директоров ПАО «Роствертол». Не справился с порученным делом питерский губернатор Полтавченко - в «наказание» за это он возглавил Объединенную судостроительную компанию. И так далее.
Безусловно, корень всех наших космических бед не только в том, что проваливших работы начальников не наказывают должным образом. Нынешняя российская экономика построена на освоении сырьевой ренты, что в принципе несовместимо с развитием высоких технологий.
Особенно тревожит то, что системы управления нового поколения космических кораблей «Федерация» будут полностью цифровыми, а не аналоговыми, как на старых надежных «Союзах». Способны ли «эффективные менеджеры-оптимизаторы» обеспечить сколь-нибудь приемлемую надежность таких систем? Предоставляю читателям возможность самостоятельно ответить на этот риторический вопрос.