Парламентарии: откуда у чиновников такие доходы?
Обнародованные на днях чиновниками из правительства РФ декларации о своих доходах, которые у некоторых за прошедший год существенно выросли, вызвали недоумение не только у широкой общественности, но и у депутатов Госдумы, а также сенаторов. Подробности – в материале, размещенном на сайте Regions.ru.
Чиновники и парламентарии обнародовали 14 апреля декларации о своих доходах за 2016 год. Как выяснилось, по некоторым чиновникам кризис не только не ударил, но и заметно поспособствовал росту их благосостояния. Несмотря на терзающую простых граждан бедность (в конце прошлого года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что бедными являются 15% населения, при этом число бедных «по самоощущению» еще больше), некоторые министры зарабатывают более миллиона рублей ежедневно.
Так, лидером “хит-парада” стал министр по делам Северного Кавказа, бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Согласно декларации его доход вырос с прошлого года в 12 раз и составил 582,146 млн. рублей, т.е. в день Кузнецов зарабатывал в среднем около 1,6 млн. руб.. В 2015 году его заработок был значительно ниже — 47,9 млн рублей. Для сравнения, президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев заработали за год менее чем по 9 млн рублей, причем доходы первых лиц даже немного снизились по сравнению с 2015 годом.
Комментируя резкий рост доходов Кузнецова, политолог Александр Чернявский заявил: «Бывший губернатор никогда не был бедным человеком, его декларации во время работы в Красноярском крае всегда впечатляли цифрами. У Кузнецова достаточно много активов. Скорее всего, возросла стоимость ценных бумаг, банковских вкладов. Государственные служащие должны отдавать их в доверительное управление. Видимо, он сделал это удачно. Безусловно, в ситуации, когда реальные доходы большинства населения России падают и люди буквально «затягивают пояса», такие сверхдоходы федерального чиновника вызывают массу вопросов и вряд ли прибавляют популярности нашей власти».
Немного уступил министру по делам Северного Кавказа лидер прошлого года, министр по работе с «Открытым правительством» Михаил Абызов. Его доходы также подросли - с 455 млн. рублей в 2015 до 520,9 млн. рублей в прошедшем году. Как отмечает “Собеседник”, доходы министра Абызова пошли резко в гору после его назначения главой «Открытого правительства» в 2012 году. Уже в 2013 году он заработал почти 283 млн. рублей против 60 млн в 2012-м и, как видно по сегодняшним цифрам, доходы министра с тех пор не сбавляли обороты, невзирая на санкции и экономический кризис.
На третьем месте рейтинга вице-премьер — полпред президента России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Его доход вырос вдвое, и достиг 356,9 млн рублей.
Возможно, это и неплохо, что наши министры обладают столь выдающимися талантами, что они так успешны и профессиональны в вопросах роста личного благосостояния. Вопрос в другом, сопоставимы ли эти успехи с достижениями на поприще государевой службы? Если нет, то нет ли тут конфликта интересов?
Корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям с просьбой прокомментировать данные деклараций чиновников.
Николай Рыжков
Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)
18.04.2017 17:15
Ненормально, когда министры имеют сверхдоходы. Но они же живут не на другой планете, а в одном с нами государстве. Значит, наше государство проводит такую политику, которая позволяет министрам получать сотни миллионов рублей в год. Естественно, людей это возмущает. Тем более, когда глава правительства заявляет: «Денег нет, но вы держитесь!» То есть для простых людей денег нет, зато у него, что называется, под боком, в его подчинении министры со столь колоссальными доходами! И что им до забот граждан, когда у них самих все прекрасно?!
Взять, к примеру, Абызова. Совершенно неизвестно, чем занимается его «открытое правительство», зато из СМИ известно, что у него в Новосибирске есть бизнес, более того, его энергетическая компания собирается поднять тарифы на ЖКХ на 15%! Люди возмущаются, митингуют, ну и что? Абызову же нужно содержать имение в Италии (есть у него, оказывается, и такое, как рассказал Навальный). А где взять деньги? Правильно, с людей, подняв тарифы! И это наш федеральный министр!
А еще у нас замечательная закономерность – жены зарабатывают больше мужей. Ну какого богатого чиновника ни возьми, доход его жены выше. Так, может быть, этих правительственных чиновников поменять на их жен, раз они получаются умнее, предприимчивее?! Хотя всем в принципе понятна эта закономерность.
Я не против богатых. Но если деньги в приоритете, надо идти в бизнес, а не на госслужбу. На госслужбе надо блюсти интересы государства, народа, а не своего бизнеса.
Степан Киричук
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР
18.04.2017 17:14
Начну с того, что я никогда не считаю деньги в чужом кармане, зависть мне несвойственна. Кроме того, считаю некорректным увязывать доходы этих министров с результатами их работы. Они основу для своих сегодняшних доходов заложили еще давно и, главное, не будучи на госслужбе – они занимались бизнесом, откуда и пришли на госслужбу. Скорее всего, они имеют ценные бумаги, акции и т.д., которые, вероятнее всего, и приносят основные доходы. Насколько я понимаю, они ничего не скрывают, все честно декларируют, потому проблемы здесь никакой не вижу.
Николай Арефьев
1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ
18.04.2017 17:13
У нас нет правового государства, нет государственной дисциплины. В соответствии с законом чиновники в России не имеют права владеть бизнесом, а могут заниматься исключительно научной или преподавательской деятельностью. Но подобной деятельностью такие деньги, которые указываются в декларациях этих трех правительственных чиновников, не заработаешь. Мы прекрасно знаем, сколько у нас получают деятели науки и преподаватели, даже университетские.
Поэтому речь идет о чиновниках, которые зарабатывают вопреки установленным законом нормам – либо при помощи бизнеса, либо при помощи взяток или чего-то еще. Я не исключаю, что кто-то из министров может зарабатывать деньги и вполне законным путем. Ну вот и пусть прокуратура возьмет и проверит, откуда «дровишки», откуда взялись те же 582 миллиона рублей у одного из наших министров. Такой годовой зарплаты у министра в принципе быть не может! Но, к сожалению, никто у нас не будет заниматься ни Кузнецовым, ни Абызовым, ни Трутневым.
Получается, что податели этих деклараций как будто дразнят людей: вот ты 6 тысяч в месяц получаешь, а у меня годовой доход – 500 миллионов! И никакой ответственности они не несут, потому что никто у нас не призывает их к ответу за содеянное беззаконие. А бороться с таким беззаконием можно только сажая за решетку тех, кто его совершает. Надо, чтобы прокуратура расследовала, откуда у них такие доходы, и если они получены неправомерным порядком, то людей надо сажать – вот и все.
У нас каждый год декларации публикуются, все кругом возмущаются, но все остается на своих местах! Я вспоминаю своего брата, который работал в Йемене и заработал там на «Волгу». Так вот, его каждую неделю вызывали в милицию, и ему приходилось давать объяснения, почему он ездит на «Волге» и где он ее взял. Сегодня же никто ничего не спрашивает ни с Абызова, ни с Трутнева, ни с какого-либо другого чиновника. А тогда какой смысл подавать эти декларации, когда они никем не проверяются? Это только у нас такое возможно – за рубежом попересажали бы всех давно.
Валерий Гартунг
Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"
18.04.2017 17:11
Ну во-первых, справедливости ради стоит разобраться, из чего состоят эти доходы. Бывает ведь, что в доходы включаются и средства от продажи объектов недвижимости. Поэтому иногда кажется, что доходы уж больно огромны, а фактически они основаны на выручке от продажи имущества.
Второе. Мы знаем, что многие чиновники пришли на свои должности из бизнеса. Если их бизнес не связан со сферой, которую они курируют на госслужбе, то ничего страшного в этом нет. И вот тут надо смотреть, не связаны ли доходы чиновников с тем, что они регулируют. Если характер бизнеса чиновника, либо его близких родственников в чем-то пересекается с направлением его государственной деятельности, если он распределяет субсидии и они попадают компаниям его родственников, то здесь уже налицо элементы коррупции. И за этим, безусловно, надо следить.
Ну и конечно, справедливо возникает следующий вопрос. Если доходы министров растут, то почему не растут доходы всего остального населения? Вот это очень серьезная проблема, которая свидетельствует уже о неэффективности работы, - и не конкретных министров, а правительства в целом. Каждый министр в отдельности не может отвечать за всю экономику, но все вместе они должны создавать условия для экономического роста, для развития бизнеса по всей стране, чтобы доходы росли у всех.
По большому счету, должно быть так, чтобы доходы самых бедных росли быстрее доходов самых богатых. Но у нас, к сожалению, сложилась противоположная тенденция. И чтобы исправить ситуацию, нужно вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, переносить налоговую нагрузку со сферы производства на сферу потребления. Если ты много тратишь на себя, много потребляешь, значит с этого ты должен платить больше налогов. Если доход у тебя возрастает, значит ты должен больше отдавать государству. Это нормальная практика, так обстоят дела во всем мире. А мы в двадцатке крупнейших экономик мира остаемся единственной страной, не имеющей прогрессивного подоходного налога! Это лишний раз говорит о том, что правительство у нас находится сегодня не на правильном пути, а министрам есть повод задуматься о своей эффективности.
Так, лидером “хит-парада” стал министр по делам Северного Кавказа, бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Согласно декларации его доход вырос с прошлого года в 12 раз и составил 582,146 млн. рублей, т.е. в день Кузнецов зарабатывал в среднем около 1,6 млн. руб.. В 2015 году его заработок был значительно ниже — 47,9 млн рублей. Для сравнения, президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев заработали за год менее чем по 9 млн рублей, причем доходы первых лиц даже немного снизились по сравнению с 2015 годом.
Комментируя резкий рост доходов Кузнецова, политолог Александр Чернявский заявил: «Бывший губернатор никогда не был бедным человеком, его декларации во время работы в Красноярском крае всегда впечатляли цифрами. У Кузнецова достаточно много активов. Скорее всего, возросла стоимость ценных бумаг, банковских вкладов. Государственные служащие должны отдавать их в доверительное управление. Видимо, он сделал это удачно. Безусловно, в ситуации, когда реальные доходы большинства населения России падают и люди буквально «затягивают пояса», такие сверхдоходы федерального чиновника вызывают массу вопросов и вряд ли прибавляют популярности нашей власти».
Немного уступил министру по делам Северного Кавказа лидер прошлого года, министр по работе с «Открытым правительством» Михаил Абызов. Его доходы также подросли - с 455 млн. рублей в 2015 до 520,9 млн. рублей в прошедшем году. Как отмечает “Собеседник”, доходы министра Абызова пошли резко в гору после его назначения главой «Открытого правительства» в 2012 году. Уже в 2013 году он заработал почти 283 млн. рублей против 60 млн в 2012-м и, как видно по сегодняшним цифрам, доходы министра с тех пор не сбавляли обороты, невзирая на санкции и экономический кризис.
На третьем месте рейтинга вице-премьер — полпред президента России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Его доход вырос вдвое, и достиг 356,9 млн рублей.
Возможно, это и неплохо, что наши министры обладают столь выдающимися талантами, что они так успешны и профессиональны в вопросах роста личного благосостояния. Вопрос в другом, сопоставимы ли эти успехи с достижениями на поприще государевой службы? Если нет, то нет ли тут конфликта интересов?
Корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям с просьбой прокомментировать данные деклараций чиновников.
Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)
18.04.2017 17:15
Ненормально, когда министры имеют сверхдоходы. Но они же живут не на другой планете, а в одном с нами государстве. Значит, наше государство проводит такую политику, которая позволяет министрам получать сотни миллионов рублей в год. Естественно, людей это возмущает. Тем более, когда глава правительства заявляет: «Денег нет, но вы держитесь!» То есть для простых людей денег нет, зато у него, что называется, под боком, в его подчинении министры со столь колоссальными доходами! И что им до забот граждан, когда у них самих все прекрасно?!
Взять, к примеру, Абызова. Совершенно неизвестно, чем занимается его «открытое правительство», зато из СМИ известно, что у него в Новосибирске есть бизнес, более того, его энергетическая компания собирается поднять тарифы на ЖКХ на 15%! Люди возмущаются, митингуют, ну и что? Абызову же нужно содержать имение в Италии (есть у него, оказывается, и такое, как рассказал Навальный). А где взять деньги? Правильно, с людей, подняв тарифы! И это наш федеральный министр!
А еще у нас замечательная закономерность – жены зарабатывают больше мужей. Ну какого богатого чиновника ни возьми, доход его жены выше. Так, может быть, этих правительственных чиновников поменять на их жен, раз они получаются умнее, предприимчивее?! Хотя всем в принципе понятна эта закономерность.
Я не против богатых. Но если деньги в приоритете, надо идти в бизнес, а не на госслужбу. На госслужбе надо блюсти интересы государства, народа, а не своего бизнеса.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР
18.04.2017 17:14
Начну с того, что я никогда не считаю деньги в чужом кармане, зависть мне несвойственна. Кроме того, считаю некорректным увязывать доходы этих министров с результатами их работы. Они основу для своих сегодняшних доходов заложили еще давно и, главное, не будучи на госслужбе – они занимались бизнесом, откуда и пришли на госслужбу. Скорее всего, они имеют ценные бумаги, акции и т.д., которые, вероятнее всего, и приносят основные доходы. Насколько я понимаю, они ничего не скрывают, все честно декларируют, потому проблемы здесь никакой не вижу.
1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ
18.04.2017 17:13
У нас нет правового государства, нет государственной дисциплины. В соответствии с законом чиновники в России не имеют права владеть бизнесом, а могут заниматься исключительно научной или преподавательской деятельностью. Но подобной деятельностью такие деньги, которые указываются в декларациях этих трех правительственных чиновников, не заработаешь. Мы прекрасно знаем, сколько у нас получают деятели науки и преподаватели, даже университетские.
Поэтому речь идет о чиновниках, которые зарабатывают вопреки установленным законом нормам – либо при помощи бизнеса, либо при помощи взяток или чего-то еще. Я не исключаю, что кто-то из министров может зарабатывать деньги и вполне законным путем. Ну вот и пусть прокуратура возьмет и проверит, откуда «дровишки», откуда взялись те же 582 миллиона рублей у одного из наших министров. Такой годовой зарплаты у министра в принципе быть не может! Но, к сожалению, никто у нас не будет заниматься ни Кузнецовым, ни Абызовым, ни Трутневым.
Получается, что податели этих деклараций как будто дразнят людей: вот ты 6 тысяч в месяц получаешь, а у меня годовой доход – 500 миллионов! И никакой ответственности они не несут, потому что никто у нас не призывает их к ответу за содеянное беззаконие. А бороться с таким беззаконием можно только сажая за решетку тех, кто его совершает. Надо, чтобы прокуратура расследовала, откуда у них такие доходы, и если они получены неправомерным порядком, то людей надо сажать – вот и все.
У нас каждый год декларации публикуются, все кругом возмущаются, но все остается на своих местах! Я вспоминаю своего брата, который работал в Йемене и заработал там на «Волгу». Так вот, его каждую неделю вызывали в милицию, и ему приходилось давать объяснения, почему он ездит на «Волге» и где он ее взял. Сегодня же никто ничего не спрашивает ни с Абызова, ни с Трутнева, ни с какого-либо другого чиновника. А тогда какой смысл подавать эти декларации, когда они никем не проверяются? Это только у нас такое возможно – за рубежом попересажали бы всех давно.
Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"
18.04.2017 17:11
Ну во-первых, справедливости ради стоит разобраться, из чего состоят эти доходы. Бывает ведь, что в доходы включаются и средства от продажи объектов недвижимости. Поэтому иногда кажется, что доходы уж больно огромны, а фактически они основаны на выручке от продажи имущества.
Второе. Мы знаем, что многие чиновники пришли на свои должности из бизнеса. Если их бизнес не связан со сферой, которую они курируют на госслужбе, то ничего страшного в этом нет. И вот тут надо смотреть, не связаны ли доходы чиновников с тем, что они регулируют. Если характер бизнеса чиновника, либо его близких родственников в чем-то пересекается с направлением его государственной деятельности, если он распределяет субсидии и они попадают компаниям его родственников, то здесь уже налицо элементы коррупции. И за этим, безусловно, надо следить.
Ну и конечно, справедливо возникает следующий вопрос. Если доходы министров растут, то почему не растут доходы всего остального населения? Вот это очень серьезная проблема, которая свидетельствует уже о неэффективности работы, - и не конкретных министров, а правительства в целом. Каждый министр в отдельности не может отвечать за всю экономику, но все вместе они должны создавать условия для экономического роста, для развития бизнеса по всей стране, чтобы доходы росли у всех.
По большому счету, должно быть так, чтобы доходы самых бедных росли быстрее доходов самых богатых. Но у нас, к сожалению, сложилась противоположная тенденция. И чтобы исправить ситуацию, нужно вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, переносить налоговую нагрузку со сферы производства на сферу потребления. Если ты много тратишь на себя, много потребляешь, значит с этого ты должен платить больше налогов. Если доход у тебя возрастает, значит ты должен больше отдавать государству. Это нормальная практика, так обстоят дела во всем мире. А мы в двадцатке крупнейших экономик мира остаемся единственной страной, не имеющей прогрессивного подоходного налога! Это лишний раз говорит о том, что правительство у нас находится сегодня не на правильном пути, а министрам есть повод задуматься о своей эффективности.