Виталий Тагоров — 28.08.2018 11:23

Пенсионная реформа: референдум и протесты никому не помогут

О том, насколько россияне в своем большинстве недовольны предстоящими изменениями в пенсионной системе страны, сказано уже предостаточно. Единственным шансом на спасение многие считают всероссийский референдум о пенсионной реформе. И очень даже зря.

Вообще, россияне не сталкивались с «реформами» с середины прошлого десятилетия и так называемой «монетизации льгот». Между тем, эта самая монетизация, по примеру нынешней пенсионной реформы, касалась двух самых чувствительных для граждан тем: доходов пенсионеров и социальных гарантий для них. Власти объясняли необходимость монетизировать льготы экономическими факторами – государство, дескать, более не справляется с нагрузками по исполнению своих социальных обязательств, а потому вынуждено идти на шаги, направленные на разгрузку бюджетов всех уровней. Такие же аргументы сейчас приводятся и в пользу повышения пенсионного возраста.

Еще одна аналогия – митинги, волна которых прокатилась по стране сразу после принятия закона о монетизации льгот, резкое снижение рейтинга президента, и серьезная обеспокоенность происходящим со стороны федеральных и региональных чиновников. С тех самых пор власти буквально решили забыть о слове «реформа» и исключили его из своей риторики. Сегодня провал монетизации объясняют непопулярностью этой реформы. На самом же деле, после принятия закона региональные и федеральный бюджеты еще долго не могли справиться с многочисленными дырами и нехваткой средств. Заработать полноценно этот закон смог лишь спустя несколько лет.

Пенсионная реформа, считают эксперты, будет развиваться в стране в соответствии со схожим сценарием. Депутаты сейчас пытаются отыскать всяческие варианты ее смягчений и пойти на уступки населению. Но ни один из предложенных в стенах Государственной думы, Кремля или дома правительства компромиссов, похоже, не сумеет вернуть власть и народ к общему курсу.

Денег нет – диалога не будет

Однако же, вернемся к выдвинутой сначала коммунистами, а потом и другими, инициативе о проведении всероссийского референдума на эту тему. Изначально данная идея выглядит как попытка наладить диалог между широкой общественностью и представителями высших эшелонов власти. Но ответ на поставленный инициаторами вопрос очевиден и без проведения всероссийского опроса, а значит, найти выход из сложившейся ситуации референдум не поможет. Как ни крути, уверены многочисленные эксперты, наличие диалога не решит и половины краеугольных проблем реформы, ведь российская действительность в этом случае требует более тщательной проработки скандального законопроекта по целому ряду факторов.

Массовое недовольство россиян реформой вызвано целым набором причин. В первую очередь, люди чувствуют несправедливость, ведь реформаторы из правительства в угоду государственным интересам снова ставят под удар рядовых граждан, даже не пытаясь урезать и без того серьезные привилегии пенсионеров других категорий (силовиков, военных, чиновников). Кроме всего прочего, аргумент о неизбежности повышения пенсионного возраста из-за нехватки средств в бюджете выглядит для многих более чем неубедительным. Сложно объяснить обычному гражданину, почему денег на пенсии почти нет, а на проведение многомиллиардного чемпионата мира по футболу – есть. Недовольны россияне и темпами, с которыми власти пытаются продвигать реформу и предлагают ее введение – у населения не будет даже шанса привыкнуть к новой действительности, а значит, пресловутая «зона комфорта» окажется где-то далеко позади.

Подачка или реальное смягчение

И чтобы найти фактор, позволяющий нивелировать все эти негативные эффекты, властям придется искать куда более весомые компромиссы, чем те, которые были озвучены за последние несколько недель. Не поможет в этом смысле и всенародное волеизъявление в виде референдума. И вот здесь начинается самое сложное. Все попытки сохранить льготы для силовиков, военных, медиков, учителей и прочих групп пенсионеров – это шаги, направленные на сужение группы пенсионеров, по которой ударит реформа. А значит, очаг недовольства будет сконцентрирован и очерчен более ясно. И это сулит властям протест в его более концентрированном виде, контролировать который станет еще сложнее. Вероятнее всего, стоило бы пойти на обратные по своему смыслу шаги и максимально расширить целевую аудиторию реформы, повысив возраст в том числе и для сотрудников силовых ведомств. То самое чувство справедливости, которое точит практически каждого пожилого россиянина, готовящегося выходить на пенсию, требует, чтобы новые правила вводились для всех без исключения, раз уж им самим придется уступать государству.

Вероятнее всего, ничего из вышесказанного Россия не получит. А тот бешеный ритм, с которым власти принялись стряпать, продвигать в массы и принимать пенсионную реформу говорит лишь об одном: так устроена отечественная действительность, когда на непопулярные шаги приходится идти в очень ограниченном временном промежутке. В этот раз, к примеру, с анонсом столь непопулярных изменений затянули аккурат к президентским выборам, чтобы не «ронять» рейтинг главы государства. И это можно назвать вполне логичным поведением власти, которая готова проводить «интересные» населению реформы и приримать полезные для граждан решения лишь перед очередными выборами, как раз к моменту, когда партии власти, главе правительства и президенту нужно набрать как можно больше электорального веса. К месту, надо сказать, пришелся и мундиаль – ведь федеральный центр рассчитывал, что на его фоне объявление о повышении пенсионного возраста будет не настолько заметным и не вызовет большого общественного резонанса. И, надо сказать, почти получилось. Вот только, стоило Чемпионату мира завершиться, как недовольство моментально вырвалось наружу.

Не стоит забывать и о досужих разговорах о возможных попытках власти саботировать проведение референдума. Так, недавно СМИ сообщили о том, что в регионах зарегистрировано уже несколько десятков инициативных подгрупп, и многие из них не имеют к КПРФ (первому из обозначенных ЦИКом инициаторов референдума) никакого отношения. То есть, коммунисты не будут иметь контроля над процессом подготовки документов и сбора подписей, а значит, свернуть «референдум» под тем или иным предлогом можно в считанные дни.
Полная версия публикации
Политика 23.08.2018 12:58
Пан или пропал: Тунису снова предложили помощь в борьбе с терроризмом
Политика 23.08.2018 12:09
Пекин и Вашингтон обменялись повышением пошлин
Общество 27.08.2018 11:03
Открывшего стрельбу геймера из Флориды нашли мертвым