Анна Журба — 24.10.2023 15:00

Перебои с топливом: пик пройден или возможно продолжение?

Недавнее оперативное совещание с вице-премьерами председатель правительства РФ Михаил Мишустин начал с одной из самых горячих тем последних месяцев — ситуации на топливном рынке. Он напомнил, что две недели назад кабмин ввел ограничения на экспортные поставки нефтепродуктов.

Цель — прекратить вывоз за рубеж топлива, необходимого для внутренних потребителей.

Причины возникновения дефицита топлива

В конце лета российские регионы начали сообщать о пропаже на заправках бензина и дизельного топлива. Проблемы с поставками наблюдались в Крыму, Краснодарском крае, Калмыкии, Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Рязанской и Новосибирской областях.
Для водителей это выглядит так: на АЗС пропадает бензин, а на те заправки, где он есть, выстраиваются длинные очереди (а на некоторых водителям говорят, что колонка с нужным им топливом сломана).
Основной причиной дефицита топлива называют задержки поставок по железной дороге – особенно это актуально в Крыму. Сети РЖД были перегружены из-за переориентации с западного направления на восточное, а также из-за высокого туристического сезона. В итоге составы с топливом могут находиться в пути вдвое дольше, чем в прошлом году, из-за чего ритейлерам не хватает запасов. Вторая причина - ремонты на НПЗ, которые обычно проводят в летний период каждый год, когда многие заводы останавливаются.
Усугубляет ситуацию и давняя проблема: в стране не развивается система продуктопроводов, из-за чего топливный бизнес жестко завязан на автомобильный и железнодорожный транспорт. А имеющиеся трубопроводы ориентированы не на внутренний рынок, а на экспорт.
Во время участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) глава Минэнерго Николай Шульгинов выдвинул еще одну, впрочем, не новую версию. Теперь главными виновниками кризиса стали недобросовестные участники рынка, которые пытаются создать искусственный дефицит. По словам Шульгинова, отдельные владельцы АЗС намеренно закрывали их, тем самым подогревая спрос. Зачем они это делали, министр не уточнил.
Коммерческий директор сети заправок «Нефтьмагистраль» (работают в столичном регионе) Сергей Соловьев в конце августа предупреждал, что страна столкнулась с повсеместной нехваткой топлива, и сама собой проблема не разрешится.
По его мнению, сначала бензин исчезнет с независимых АЗС, а потом придет черед и крупных компаний. Соловьев объяснял, что его сеть вынуждена поднимать цены, чтобы снизить убытки, но они все равно заметно выше, чем на заправках ВИНК. К середине сентября разница цен на бензин Аи-95 на заправке этой сети и «Газпром нефти» в одном районе Москвы достигла девяти рублей за литр.
Власти некоторых регионов уже обращались в ФАС с просьбой проконтролировать цены. А эксперты предупреждают, что подорожание дизеля отразится на ценах на сельскохозяйственную продукцию.

Незаконные заправки

Владельцы независимых АЗС буквально кричали о приближающемся коллапсе. Так, глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил, что по всей стране стремительно растет количество нелегальных заправок, где никто не проверяет качество топлива и недолив. Особенно он выделял Кабардино-Балкарию и Дагестан, где ситуация просто катастрофическая. Спустя две недели после выхода материала с его комментарием на АЗС в Махачкале произошел взрыв, в результате которого погибли 35 человек, 119 пострадали.
По словам президента Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркушы, в регионах возникают стихийные АЗС, а каждая десятая заправка работает без разрешения.
Коммерческий директор «Завода присадок и реагентов» Александр Янченков, в свою очередь, заявил, что нефтебаза с банком хранения менее 1 тыс. тонн считается нефтескладом, который никто не проверяет, а там бензин разводят и продают на мелкие заправки или даже на АЗС крупных сетей, работающие по франшизе. Автовладельцы там получают некачественное, но дешевое топливо, а хозяева нелегальных АЗС — огромную прибыль. По оценке Шапарина, она доходила до пяти рублей с литра.

Меры, предпринятые правительством

Меры по урегулированию ситуации были предприняты в двух направлениях: не дать вывозить топливо, и не дать задрать на него цены. Еще 21 сентября было решено временно запретить экспорт бензина и дизеля. По словам вице-премьера Александра Новака, это уже сыграло в плюс — помогло насытить внутренний рынок, что, в свою очередь, притормозило рост цен.
«Стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизилась на 16% и 21% соответственно. В мелком опте и на нефтебазах, по данным Минэнерго, цены на дизель снизились в среднем на 6,3 тыс. рублей за тонну по стране, это примерно на 8%. Снижение зафиксировано в 81 субъекте Российской Федерации. Осуществляется особый контроль в части стоимости топлива для сельхозтоваропроизводителей», — заявил Новак.
На АЗС и конечных потребителях это сказалось не сразу: на заправках продолжали продавать топливо, закупленное на пике цен. Недавнее предписание ФАС здесь помогло несильно, легальные частные заправки уже давно торгуют себе в убыток. Снижения цен на топливо можно ожидать в ноябре, когда дойдут до АЗС нынешние закупки.

Что будет с ценами на топливо

Оптовые цены на топливо всех марок, включая ДТ, бьют рекорды с мая. Это произошло на фоне заявления Минфина урезать выплаты по демпферу (так называемый «протокол Козака»), который годами позволял нефтяникам за счет компенсации из бюджета сдерживать розничные цены на бензин и моторное топливо.
«Демпфер создает дополнительные выгоды: это инструмент стимулирования, тем и ценен. Тем не менее, полагаю, что цены в ближайшее время продолжат свой рост», — отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Между тем, по итогам нынешнего года выплаты по демпферу уже сократились. Если с января по май 2022 года нефтяники получили 1 трлн. рублей, то за аналогичный период 2023 года — 464 млрд. рублей. То есть выплаты сократились более чем в два раза.
Стоит отметить, что еще в апреле этого года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что маржа нефтепереработчиков требует донастройки — уж слишком недешево удержание ими стабильных цен на топливо для внутреннего рынка обходится государству.
«Маржа нефтепереработчиков сегодня — 8 тыс. рублей на тонну. Раньше была меньше 2 тыс. рублей. Если посмотреть, откуда берется такая маржа, — за счет демпфера. По сути, мы эту маржу нефтепереработчиков из бюджета платим», — заявил Силуанов и предложил опустить планку с единицы до 0,5, тем самым сэкономив казне 30 млрд. рублей ежемесячно.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов считает, что, учитывая ситуацию в России, государство все-таки будет сдерживать цены на бензин.
«То есть нефтяным компаниям никто не даст отпустить розницу и серьезно повышать цены на топливо. Думаю, что цены будут держаться, поскольку это очень важный социальный фактор. Но одновременно это будет приводить к тому, что нефтеперерабатывающее сбытовое звено будет деградировать. Это вопрос не одного года, но будет вкладываться всё меньше и меньше средств в модернизацию нефтепереработки, в ее поддержание», — отметил эксперт.
Напомним, в 2018 году на фоне резкого роста стоимости бензина на АЗС правительство заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен на топливо, пообещав в обмен снизить нормы поставок бензина и дизеля на внутренний рынок и увеличить компенсации из бюджета.
Нынешний кризис на рынке эксперты называют самым серьезным со времен введения демпфера, который с июля 2019 года является ключевым инструментом регулирования топливного рынка.
Кризис могло вызвать одновременное действие многих факторов, каждый из которых в отдельности не представлял угрозы. Однако какими бы сложными и комплексными не были бы причины кризиса, его решение явно станет одной из приоритетных задач на ближайший период.
Полная версия публикации
ИноСМИ 16.10.2023 17:11
Как Трамп и Байден уничтожили положительное отношение к модели свободной торговли
ИноСМИ 18.10.2023 17:08
Китайская экономика остается неустойчивой после непростого летнего сезона
ИноСМИ 20.10.2023 19:26
Драгоценности из семейной коллекции Ротшильдов проданы за $62 млн