Передел морских активов
В конце февраля 2012 года государственное российское ОАО Объединенная судостроительная корпорация приобрела 80 %-ный пакет акций ОАО «Выборгский судостроительный завод». По мнению информированных источников портала «Русская мафия» лидер страны Владимир Путин начал глобальный передел ключевых морских активов.
Что происходит? Скрытая национализация или некоторого рода рейдерство? Ответить на этот вопрос крайне сложно. По факту, вроде бы, идет национализация. Но в интересах не России, как государства, а в интересах отдельных коммерческих структур (в частности, газо- и нефтедобывающих). А, с другой стороны, по методам действия – чистое рейдерство.
Итак, почему рейдерство? Да все очень — до боли — похоже и отработано (вспоминайте историю с Балтийским судостроительным заводом конца 2011 года). Существует работающее и сохранившее и персонал, и оборудование предприятие. Этому предприятию сначала делают крупные заказы, под которые предприятие берет в банке кредит (что совершенно нормально). После этого контракт с предприятием не разрывается, а начинает «затормаживаться». В итоге, у предприятия – нет работы и нет денег, зато есть взятый и потраченный на проектирование, закупку комплектующих и т.п. банковский кредит.
Предприятие вынужденно отправляет основную часть работников в неоплачиваемый отпуск. И в это же время происходит активизация возможного покупателя (в нашем случае — ОАО «ОСК») и кредитора (в нашем случае – Газпромбанка).
В Выборге все это происходит летом 2011 года. Наконец, финал – Московский арбитражный суд принимает к рассмотрению иск о взыскании с ОАО «Выборгский судостроительный завод» суммы долга и штрафов и пени за невозврат кредита в размере 3.712 миллиарда рублей в пользу Газпромбанка (14 февраля сего года). 15—16 февраля на предприятие приезжают «спасатели-покупатели» (в нашем случае представители ОАО «ОСК») и предлагают продать предприятие за приличную сумму, при этом часть суммы все-таки придется потратить на покрытие долга, а часть – достанется акционерам. При этом часть основных акционеров сохранит некоторые позиции на заводе. И завод получит новые заказы. На очень приличную сумму. Оставшуюся часть долга перед Газпромбанком тоже покроют покупатели.
Около недели идет торговля: А сколько же все-таки достанется основным акционерам, продающим завод? При этом владельцам завода мягко напоминают про судьбу нелегкую попавшего в такое же положение Сергея Пугачева (прежнего владельца Балтийского судостроительного завода). Через неделю акционеры ломаются. И подписывается сделка по продаже основного пакета акций за соответствующую сумму. В нашем случае она была подписана 23 февраля 2012 года.
А почему же акцентирован вопрос, что по сути происходящее является национализацией в пользу определенных коммерческих структур, а отнюдь не в пользу Российского государства? Да потому, что ОАО «ОСК» будет все же гасить задолженность Выборгского завода перед Газпромбанком. При этом задолженность будет погашаться в полном объеме, да еще и с набегающими процентами, да еще и со штрафами и пени за несвоевременное исполнение кредитного договора. И погашать будет из своей прибыли. А я ведь недаром акцентировал вопрос на том, что ОАО «ОСК» — это госкорпорация. И прибыли ее должны бы идти в бюджет Российской Федерации, а отнюдь не в доходы коммерческих структур.
Россия забирает арктический шельф
А что же это за контракт будет исполнять Выборгский завод? Ведь его основная специализация все же – морские платформы (буровые, и прочие. Кстати, платформа известного на всю страну проекта «Морской старт» также делалась в Выборге).
Два дизель-электрических ледокола проекта 219М00. Двухпалубные. С вертолетной площадкой. Позволяющие уверенно прокладывать путь во льдах до полутора метров толщиной. Длина 116 метров, ширина 25.6 метра. Водоизмещение 10 тысяч тонн. Это что, ледокол для Балтики? Вернее, для Финского залива? Ну, предположим, очень холодная зима. И в течение месяца-двух лед достигает полутора метров (хотя, вот лично я такого не припомню). Ну, пусть тогда один ледокол с повышенной мощностью. За глаза и за уши хватит. Но зачем два?
Ну-ка, а что там коллеги строят?
Балтийский завод тоже строит мощные ледоколы (из заказа в 7 штук осталось невыполненными – пять. Кстати, два из них ОСК и перекинула на Выборг). Это тоже для Финского залива?
ОАО «Адмиралтейские верфи». Два арктических танкера проекта Р70046 дедвейтом 70 тысяч тонн для ОАО «Совкомфлот». Строительство ведется в настоящее время.
1 декабря 2008 года заключен государственный контракт на строительство нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции между ОАО «Адмиралтейские верфи» и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Заказ выполнен. И «Академик Федоров» уже работает в Арктике. Хотя бы на «Адмиралтейских верфях» не привязывают арктические танкеры и научно-исследовательское судно к Балтике.
Список можно продолжать.
Вывод один – Россия создает мощный арктический флот.
Здесь требуется весьма приличное, но очень необходимое отступление.
В 2001 году Россия подает в комиссию по морскому праву ООН заявку о признании своей территорией участков Северного Ледовитого океана, находящихся в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс. Однако данная заявка была отклонена из-за «недостаточности сведений». Россия при обосновании заявки утверждала, что хребты Ломоносова и Менделеев, тянущиеся в сторону Гренландии, являются продолжением ее континентального шельфа. Резко против высказались тогда представители Канады и Дании.
В 2007 году российская экспедиция под руководством Артура Чилингарова устанавливает российский флаг на дне Северного Ледовитого океана на Северном полюсе.
В феврале 2010 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ сообщило о выделении 1,5 миллиарда рублей на исследования, которые должны определить внешнюю границу шельфа.
30 июня 2011 года на межрегиональной конференции «Единой России» Владимир Путин сообщил о намерениях руководства страны «активно отстаивать российские геополитические интересы в Арктике» и определил приоритеты этого курса. В частности, в 2010—2020 годах должно быть построено 3 атомных и около десяти дизельных ледоколов. Предусматривается также создание современной пограничной и метеорологической инфраструктуры.
Один из наиболее важных проектов был представлен на июньской Третьей Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России». Это строительство в Ямале мощного транспортного порта (начальная стоимость проекта 900 миллиардов рублей).
Министр обороны России заявил в июле месяце 2011 года о планах России развернуть в Арктике две бригады вооруженных сил России (хотя еще в марте 2011 года планировалось развернуть всего одну – на Кольском полуострове).
Чем обусловлен такой интерес к Арктике?
Прежде всего, интересами добывающих компаний: согласно данным геологического подразделения ВМС США (есть и такое), в данном регионе сосредоточено около 20% мировых запасов нефти и газа.
Именно поэтому Россия сейчас делает все возможное, чтобы закрепиться в Арктике. И судя по тому, что данные планы нигде в полном объеме не озвучиваются, но работа идет, и деньги выделяются на нее немалые – это серьезный и действительно реализуемый Россией проект. Кто за ним стоит? Да все те же представители добывающих компаний и лично Владимир Путин.
Правда, необходимо отметить, что в данной ситуации интересы добывающих компаний и Путина, с одной стороны, и государства Российского, с другой, - совпадают.
Братья Ковальчуки и Илья Трабер теряют влияние
А кого, собственно отодвигают от «государственной» работы?
В случае с Балтийским заводом отодвинули Сергея Пугачева, который старательно раскручивал свой имидж «друга Путина». В случае с Выборгским заводом — отодвигают действительного друга Путина — Юрия Ковальчука, соучредителя знаменитого дачного кооператива «Озеро» — и, одновременно, совладельца банка «Россия».
Дело в том, что после неудавшейся попытки норвежской судостроительной компании Kvaerner через промежуточного владельца – группу «Ако Барс» — выкупить пакет акций Выборгского судостроительного завода, эти ценные бумаги достались группе физических лиц, которые либо связаны с АКБ «Россия», либо связаны с теневым губернатором балтийских портов (кроме Санкт-Петербурга, и частично – Усть-Луги) Ильей Ильичем Трабером.
Напрямую пакеты акций по 18.9% получили Василий Дмитриевич Горелов (сын Дмитрия Горелова, одного из соучредителей АКБ «Россия») и Сергей Владимирович Колесников (он учился в одной группе с Дмитрием Гореловым в Военмеде, но одновременно является и партнером Трабера). 9.6% получил Александр Николаевич Уланов – «серый кардинал» и финансист Трабера, 4.2 % — у Александра Петровича Петрова (давний деловой партнер Трабера). Еще 4.2% достались Георгию Александровичу Порядину – на тот момент мэру Выборга и человеку, неплохо ладящему что с Ковальчуком, что с Трабером. 25% достались компании «Росинвест», руководителем которой является все тот же Василий Горелов. 4.2% — у Натальи Сергеевны Беликовой. Кстати говоря, Дмитрий Горелов контактировал с Путиным и отдельно от Ковальчука – еще в 1991 году им было основано АОЗТ/ЗАО «Петромед», среди трех организаций учредителей которой числится и Комитет по внешним связям Мэрии СПб, который на ту пору возглавлял именно Путин. В общей сложности получается 85%. Значит, одна доля в 4,2% осталась у своего хозяина. Интересно, у кого? Смею предположить, что у Порядина.
Тем самым, у Путина, похоже, начался период коллапса знакомств и дружеских связей, своего рода «зачернодыривание». Он начал изымать активы у своих знакомых, партнеров и друзей (хотя последнее – весьма спорно, вряд ли у Путина есть друзья), и консолидировать активы в руках очень немногих бизнесменов. Директор ОСК Роман Троценко по всей видимости, относятся к их числу. И неизвестно, хорошо это или плохо. А вот то, что от дел начали потихоньку отодвигать команду Трабера – не очень хорошо. Несмотря на то, что (как поговаривают) еще со времен антикварной деятельности он был прямо и непосредственно связан с органами.