Петр Латышев: «Новый проект поможет экономике России сделать качественный рывок»
Мегапроект «Урал Промышленный – Урал Полярный», о сути которого «Век» уже рассказывал, в настоящее время привлекает большое внимание специалистов и инвесторов.
Подробностями, связанными с реализацией этого проекта, сегодня делится полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр ЛАТЫШЕВ.
«Век»: Таких масштабных проектов, как «Урал промышленный – Урал Полярный», в современной российской истории еще не было. Тем не менее, широкой публике о нем мало что известно, и обывателями в основном он рассматривается как локальный проект Уральского федерального округа. Что реализация проекта принесет региону, и что от этого получит вся страна?
- Экономика Уральского федерального округа базируется на промышленности. В ее структуре доля топливной отрасли составляет 52%, металлургии – 24%, машиностроения и металлообработки – 9%. От самочувствия этих «трех китов» во многом зависит общее состояние не только уральской, но всей российской экономики.
Эти отрасли производят 92% российского газа, 67% нефти, 45% продукции черной и 42% цветной металлургии, 34% продукции отечественного машиностроения, включая продукцию оборонного значения.
Анализ развития этих производств показывает, что положение в топливном комплексе и металлургии относительно благополучное. Так, нефтегазовый комплекс по итогам 2006 года уже на 5% превысил дореформенный уровень добычи углеводородов.
Аналогичная ситуация наблюдается по большинству видов продукции черной и цветной металлургии, где объемы производства уже выше, чем в советский период, а по отдельным из них уровень 1991 года превышен в 2–3 раза. Многим предприятиям ТЭК и металлургии удалось привлечь значительные инвестиционные ресурсы, обеспечить устойчивый рост и за этот счет приступить к реализации крупномасштабных проектов модернизации, а уже на обновленной технологической базе освоить выпуск конкурентоспособной продукции, завоевать новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные.
В то же время физические объемы производства в сфере машиностроения далеки от уровня советского периода. Напомню, что до 1990 года индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупных машиностроительных предприятий. Но на протяжении более чем 15-ти лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭК и металлургией.
Конечно, у нас есть эффективно работающие, развивающиеся предприятия, но это лишь исключения, подтверждающие правило.
Причины потери конкурентоспособности местных предприятий машиностроения общие: невозможность модернизации производства вследствие расходов на дорогое сырье, значительных накладных расходов, дорогой электроэнергии.
Такое положение дел наступило в результате истощения местной сырьевой базы, питавшей промышленность на протяжении трех столетий, вынудившего производителей металлов (который является основным сырьем для машиностроения) и часть электроэнергетиков переориентироваться на зарубежные поставки по мировым ценам. Сказались и рост транспортных затрат, также попадающих в цену конечной продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, не позволяющей сделать доступным местное сырье; неразвитость энергетической инфраструктуры, ведущей к продолжению роста цен на электроэнергию и угрозе энергодефицита.
Остановлюсь на каждой из указанных проблем.
В настоящее время более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, приходится везти с месторождений, удаленных на 2 - 3 тысячи километров. Из-за рубежа ежегодно поставляется более 20 млн. тонн угля, 10 млн. тонн железной руды, от 70 до 100% потребностей в марганце, хроме и медном концентрате.
Это ставит промышленность в уязвимое положение от позиции зарубежных государств, в зависимость от резких колебаний мировых цен. Достаточно сказать, что мировые цены на железную руду выросли с 1999 года втрое. Только в текущем году они выросли на 10%. При этом прогнозируемый международными аналитиками в период с 2007 по 2011 годы рост мирового стального производства более чем на 20% дает основания ожидать сохранения роста цен на железорудное сырье.
Аналогичная картина и по большинству других стратегически важных для уральской и российской промышленности видов полезных ископаемых. Завоз огромного количества сырья создает излишнюю нагрузку на транспортную систему страны.
Транспортная сеть уже не соответствует грузообороту. В качестве примера можно привести ситуацию с транспортным коридором, связывающим северные территории Тюменской области с промышленно-развитыми регионами, когда отставание развития транспортной сети ведет к сдерживанию экономического развития. Существенные ограничения на параметры развития территории накладывает и состояние энергетической инфраструктуры. Именно угроза энергодефицита является сдерживающим фактором.
Вместе с тем, почти все необходимые уральской экономике ресурсы, которые позволят создать ситуацию, благоприятную для проведения модернизации высокотехнологических производств, находятся на севере региона. Причем, в объемах, способных удовлетворить потребности не только Урала, но и всей российской экономики. Перечень обнаруженных здесь ископаемых практически совпадает с перечнем импортируемого промышленностью сырья.
Проведенный совместно с региональными и федеральными органами власти с участием академии наук России анализ показал, что устранение существующих диспропорций развития может быть достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий, получившего название - проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».
Проект предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов новой опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Замечу, что идеи, которые сегодня рассматриваются как единый проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», были востребованы задолго до того, как он обрел сегодняшнюю форму. Отмечу также, что попытки решения локальных задач освоения Полярного и Приполярного Урала предпринимались неоднократно, однако перейти к их практической реализации удалось лишь в последнее время.
Базовый импульс реальной работе 16 мая 2005 г. дал президент Владимир Путин на прошедшем в Челябинске совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа. Здесь и было принято решение о разработке крупного межрегионального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».
Особо хочу отметить и подчеркнуть, что роль разрабатываемых в рамках проекта ресурсов заключается не в закреплении за Россией статуса сырьевого придатка, а катализатора, который запустит механизм эффективного хозяйствования.
«Век»: Одним из приоритетных направлений реализации проекта является развитие железнодорожной сети региона. Связующее значение железных дорог для промышленности Урала понятно, а как это скажется на развитии железнодорожного сообщения между Уралом и другими регионами страны?
- Впервые мысль о строительстве транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор с целью освоения богатых природных ресурсов территории поднималась на уровне государства министром финансов России Сергеем Витте еще на рубеже 20 века, вторая жизнь была дана ей «Советом по изучению производительных сил» Академии наук СССР в 1941 году. Объективные обстоятельства не позволили тогда начать масштабную реализацию этих планов.
В настоящее время разработано обоснование инвестиций нового транспортного коридора, ядром которого стала железнодорожная магистраль по восточному склону Уральского горного хребта от конечной станции Полуночное на севере Свердловской области до станции – Обская на Ямале, которая в совокупности со строящимися линиями Обская-Бованенково, Обская-Салехард-Надым и автомобильной дорогой Салехард-Агириш-Урай-Тюмень создадут принципиально новую транспортную схему, позволяющую эффективно развивать богатые ресурсами северные территории Российской Федерации.
«Век»: Сегодня много говорят о развитии государственно-частного партнерства. Тем не менее, разработка проекта ведется на государственные деньги. Да и потом основными инвесторами будут такие крупные компании как «Газпром», которые, в общем-то, тоже считаются государственными. Какую долю инвестиций все-таки планируется привлечь за счет коммерческих, независимых от государства (по структуре собственности) компаний?
- Для начала я отмечу, что сегодня пройден подготовительный этап. Его итогом стало подписание 21 января 2008 г. соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации, а 30 января 2008 года инвестиционного соглашения «О разработке проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Это решение стало подтверждением значимости проекта для развития России, его высокой бюджетной эффективности.
Из требуемого общего объема капитальных вложений для реализации проекта 543,8 млрд. руб., из Инвестиционного фонда Российской Федерации будет вложено 105 млрд. руб., еще 79,1 млрд. руб. инвестируют субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, а 359,7 млрд. руб. составят средства частных инвесторов.
На 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля инвестиций. Они будут освоены максимально эффективно. Налоговые поступления в федеральный бюджет за период реализации проекта (2008-2018 годы) составят 380 млрд.руб. Срок возврата бюджетных средств составит 6 лет.
Особенностью проекта стало то, что в нем сочетаются интересы государства и бизнеса в лице крупных компаний. Эта заинтересованность имеет простое объяснение. Помимо того, что проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» отвечает общим для всех интересам, для каждой из участвующих сторон в нем есть свои преимущества и перспективы.
В результате реализации проекта будут достигнуты следующие основные цели общегосударственного значения: освоение геостратегически значимой территории и радикальное улучшение сырьевой базы промышленности.
Будет решена проблема сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам, ряду других ископаемых. Их запасов в регионе нового хозяйственного освоения при текущем уровне потребления российской экономикой должно хватить на срок более 100 лет.
Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги обеспечат транспортную доступность новой минерально-сырьевой базы и сформируют новые эффективные схемы перемещения грузов. Строительство электростанций и линий электропередач будет способствовать решению проблемы энергодефицита и децентрализации электроснабжения, снижению себестоимости электроэнергии.
И главное, что даст реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» - повышение конкурентоспособности промышленности, ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации. Разработка полезных ископаемых и освоение региона обеспечат загрузку предприятий не только Урала, но и Российской Федерации в целом, высвободят за счет снижения цен на сырье ресурсы для модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.
Таким образом, активизация освоения природного потенциала Полярного и Приполярного Урала может стать ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики УрФО и России в целом.
Преимущества для бизнеса – это снижение себестоимости конечной продукции, повышение надежности поставок сырья, загрузка мощностей и в конечном итоге – повышение эффективности работы.
«Век»: Могут ли быть привлечены к реализации проекта иностранные компании? На каких условиях?
- Только в качестве инвесторов на отдельные проекты. Западные инвестиционные компании в настоящее время очень внимательно отслеживают зону действия проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Есть уверенность, что иностранные инвесторы придут в проект. Есть и конкретный пример: ТНК-ВР подтвердила свою готовность участия в реализации мегапроекта.
«Век»: Насколько, на Ваш взгляд, проект по созданию Западно-Сибирской горнорудной провинции, который будет осуществляться в рамках реализации мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», станет эффективным и что он может принести региону?
- В настоящее время очень остро встает вопрос о механизмах управления проектом, учитывающих интересы государства и бизнеса, сохраняющих мотивацию для всех его участников, стимулирующих последовательное развитие территорий.
Необходимость поиска инновационных подходов в организации работ несколько осложняется отсутствием современного опыта реализации проектов такого уровня, как «Урал Промышленный - Урал Полярный».
Учитывая, что мегапроект объединяет отличающиеся и по объему задач, и по времени несколько локальных проектов на единой инфраструктурной основе, рассчитанной на длительную эксплуатацию, а площадь осваиваемой в его рамках территории превышает 390 тыс. кв. км, мы пришли к выводу о необходимости новой организации экономического и социального пространства.
Такими структурами экономической пространственной организации для территории реализации мегапроекта могут стать горнопромышленные районы.
Концепция горнопромышленных районов позволяет не только комплексно осваивать недра в рамках государственно-частного партнерства, но и эффективно использовать инвестиции путем создания единой (общей) промышленной и социальной инфраструктуры. Это позволит, объединив усилия всех заинтересованных участников в границах такого района, развивать производственную и социальную инфраструктуру. В конечном итоге речь идет о значительном повышении экономической эффективности инвестиций.
В настоящее время совместно с субъектами Российской Федерации и научными организациями ведется разработка схемы размещения горнопромышленных районов. В течение текущего года мы планируем завершить эту работу.
В заключение хотел бы сказать следующее.
Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2007 года, рассмотревшем вопрос «О стратегии развития России до 2020 года», Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что в стране «начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве». При этом, глава государства заявил, что «важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, – а также создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры». «Убежден, - подчеркнул Президент России, - только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны».
Не секрет, что сегодня мы сталкиваемся со значительным разнообразием в подходах к пониманию регионального стратегического планирования. Ведется активная дискуссия о том, каким оно должно быть. Ответ на этот вопрос еще только предстоит дать науке и практике.
Между тем Президент Российской Федерации 8 февраля четко сформулировал: «В ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации – равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий».
В этой связи нельзя не отметить потенциал Уральского федерального округа. Он может и должен быть реализован как в процессе формирования новой природно-ресурсной базы страны, так и при создании инновационно -производственного плацдарма для ускоренного освоения восточных регионов России.
«Век»: Таких масштабных проектов, как «Урал промышленный – Урал Полярный», в современной российской истории еще не было. Тем не менее, широкой публике о нем мало что известно, и обывателями в основном он рассматривается как локальный проект Уральского федерального округа. Что реализация проекта принесет региону, и что от этого получит вся страна?
- Экономика Уральского федерального округа базируется на промышленности. В ее структуре доля топливной отрасли составляет 52%, металлургии – 24%, машиностроения и металлообработки – 9%. От самочувствия этих «трех китов» во многом зависит общее состояние не только уральской, но всей российской экономики.
Эти отрасли производят 92% российского газа, 67% нефти, 45% продукции черной и 42% цветной металлургии, 34% продукции отечественного машиностроения, включая продукцию оборонного значения.
Анализ развития этих производств показывает, что положение в топливном комплексе и металлургии относительно благополучное. Так, нефтегазовый комплекс по итогам 2006 года уже на 5% превысил дореформенный уровень добычи углеводородов.
Аналогичная ситуация наблюдается по большинству видов продукции черной и цветной металлургии, где объемы производства уже выше, чем в советский период, а по отдельным из них уровень 1991 года превышен в 2–3 раза. Многим предприятиям ТЭК и металлургии удалось привлечь значительные инвестиционные ресурсы, обеспечить устойчивый рост и за этот счет приступить к реализации крупномасштабных проектов модернизации, а уже на обновленной технологической базе освоить выпуск конкурентоспособной продукции, завоевать новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные.
В то же время физические объемы производства в сфере машиностроения далеки от уровня советского периода. Напомню, что до 1990 года индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупных машиностроительных предприятий. Но на протяжении более чем 15-ти лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭК и металлургией.
Конечно, у нас есть эффективно работающие, развивающиеся предприятия, но это лишь исключения, подтверждающие правило.
Причины потери конкурентоспособности местных предприятий машиностроения общие: невозможность модернизации производства вследствие расходов на дорогое сырье, значительных накладных расходов, дорогой электроэнергии.
Такое положение дел наступило в результате истощения местной сырьевой базы, питавшей промышленность на протяжении трех столетий, вынудившего производителей металлов (который является основным сырьем для машиностроения) и часть электроэнергетиков переориентироваться на зарубежные поставки по мировым ценам. Сказались и рост транспортных затрат, также попадающих в цену конечной продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, не позволяющей сделать доступным местное сырье; неразвитость энергетической инфраструктуры, ведущей к продолжению роста цен на электроэнергию и угрозе энергодефицита.
Остановлюсь на каждой из указанных проблем.
В настоящее время более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, приходится везти с месторождений, удаленных на 2 - 3 тысячи километров. Из-за рубежа ежегодно поставляется более 20 млн. тонн угля, 10 млн. тонн железной руды, от 70 до 100% потребностей в марганце, хроме и медном концентрате.
Это ставит промышленность в уязвимое положение от позиции зарубежных государств, в зависимость от резких колебаний мировых цен. Достаточно сказать, что мировые цены на железную руду выросли с 1999 года втрое. Только в текущем году они выросли на 10%. При этом прогнозируемый международными аналитиками в период с 2007 по 2011 годы рост мирового стального производства более чем на 20% дает основания ожидать сохранения роста цен на железорудное сырье.
Аналогичная картина и по большинству других стратегически важных для уральской и российской промышленности видов полезных ископаемых. Завоз огромного количества сырья создает излишнюю нагрузку на транспортную систему страны.
Транспортная сеть уже не соответствует грузообороту. В качестве примера можно привести ситуацию с транспортным коридором, связывающим северные территории Тюменской области с промышленно-развитыми регионами, когда отставание развития транспортной сети ведет к сдерживанию экономического развития. Существенные ограничения на параметры развития территории накладывает и состояние энергетической инфраструктуры. Именно угроза энергодефицита является сдерживающим фактором.
Вместе с тем, почти все необходимые уральской экономике ресурсы, которые позволят создать ситуацию, благоприятную для проведения модернизации высокотехнологических производств, находятся на севере региона. Причем, в объемах, способных удовлетворить потребности не только Урала, но и всей российской экономики. Перечень обнаруженных здесь ископаемых практически совпадает с перечнем импортируемого промышленностью сырья.
Проведенный совместно с региональными и федеральными органами власти с участием академии наук России анализ показал, что устранение существующих диспропорций развития может быть достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий, получившего название - проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».
Проект предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов новой опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Замечу, что идеи, которые сегодня рассматриваются как единый проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», были востребованы задолго до того, как он обрел сегодняшнюю форму. Отмечу также, что попытки решения локальных задач освоения Полярного и Приполярного Урала предпринимались неоднократно, однако перейти к их практической реализации удалось лишь в последнее время.
Базовый импульс реальной работе 16 мая 2005 г. дал президент Владимир Путин на прошедшем в Челябинске совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа. Здесь и было принято решение о разработке крупного межрегионального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».
Особо хочу отметить и подчеркнуть, что роль разрабатываемых в рамках проекта ресурсов заключается не в закреплении за Россией статуса сырьевого придатка, а катализатора, который запустит механизм эффективного хозяйствования.
«Век»: Одним из приоритетных направлений реализации проекта является развитие железнодорожной сети региона. Связующее значение железных дорог для промышленности Урала понятно, а как это скажется на развитии железнодорожного сообщения между Уралом и другими регионами страны?
- Впервые мысль о строительстве транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор с целью освоения богатых природных ресурсов территории поднималась на уровне государства министром финансов России Сергеем Витте еще на рубеже 20 века, вторая жизнь была дана ей «Советом по изучению производительных сил» Академии наук СССР в 1941 году. Объективные обстоятельства не позволили тогда начать масштабную реализацию этих планов.
В настоящее время разработано обоснование инвестиций нового транспортного коридора, ядром которого стала железнодорожная магистраль по восточному склону Уральского горного хребта от конечной станции Полуночное на севере Свердловской области до станции – Обская на Ямале, которая в совокупности со строящимися линиями Обская-Бованенково, Обская-Салехард-Надым и автомобильной дорогой Салехард-Агириш-Урай-Тюмень создадут принципиально новую транспортную схему, позволяющую эффективно развивать богатые ресурсами северные территории Российской Федерации.
«Век»: Сегодня много говорят о развитии государственно-частного партнерства. Тем не менее, разработка проекта ведется на государственные деньги. Да и потом основными инвесторами будут такие крупные компании как «Газпром», которые, в общем-то, тоже считаются государственными. Какую долю инвестиций все-таки планируется привлечь за счет коммерческих, независимых от государства (по структуре собственности) компаний?
- Для начала я отмечу, что сегодня пройден подготовительный этап. Его итогом стало подписание 21 января 2008 г. соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации, а 30 января 2008 года инвестиционного соглашения «О разработке проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Это решение стало подтверждением значимости проекта для развития России, его высокой бюджетной эффективности.
Из требуемого общего объема капитальных вложений для реализации проекта 543,8 млрд. руб., из Инвестиционного фонда Российской Федерации будет вложено 105 млрд. руб., еще 79,1 млрд. руб. инвестируют субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, а 359,7 млрд. руб. составят средства частных инвесторов.
На 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля инвестиций. Они будут освоены максимально эффективно. Налоговые поступления в федеральный бюджет за период реализации проекта (2008-2018 годы) составят 380 млрд.руб. Срок возврата бюджетных средств составит 6 лет.
Особенностью проекта стало то, что в нем сочетаются интересы государства и бизнеса в лице крупных компаний. Эта заинтересованность имеет простое объяснение. Помимо того, что проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» отвечает общим для всех интересам, для каждой из участвующих сторон в нем есть свои преимущества и перспективы.
В результате реализации проекта будут достигнуты следующие основные цели общегосударственного значения: освоение геостратегически значимой территории и радикальное улучшение сырьевой базы промышленности.
Будет решена проблема сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам, ряду других ископаемых. Их запасов в регионе нового хозяйственного освоения при текущем уровне потребления российской экономикой должно хватить на срок более 100 лет.
Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги обеспечат транспортную доступность новой минерально-сырьевой базы и сформируют новые эффективные схемы перемещения грузов. Строительство электростанций и линий электропередач будет способствовать решению проблемы энергодефицита и децентрализации электроснабжения, снижению себестоимости электроэнергии.
И главное, что даст реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» - повышение конкурентоспособности промышленности, ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации. Разработка полезных ископаемых и освоение региона обеспечат загрузку предприятий не только Урала, но и Российской Федерации в целом, высвободят за счет снижения цен на сырье ресурсы для модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.
Таким образом, активизация освоения природного потенциала Полярного и Приполярного Урала может стать ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики УрФО и России в целом.
Преимущества для бизнеса – это снижение себестоимости конечной продукции, повышение надежности поставок сырья, загрузка мощностей и в конечном итоге – повышение эффективности работы.
«Век»: Могут ли быть привлечены к реализации проекта иностранные компании? На каких условиях?
- Только в качестве инвесторов на отдельные проекты. Западные инвестиционные компании в настоящее время очень внимательно отслеживают зону действия проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Есть уверенность, что иностранные инвесторы придут в проект. Есть и конкретный пример: ТНК-ВР подтвердила свою готовность участия в реализации мегапроекта.
«Век»: Насколько, на Ваш взгляд, проект по созданию Западно-Сибирской горнорудной провинции, который будет осуществляться в рамках реализации мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», станет эффективным и что он может принести региону?
- В настоящее время очень остро встает вопрос о механизмах управления проектом, учитывающих интересы государства и бизнеса, сохраняющих мотивацию для всех его участников, стимулирующих последовательное развитие территорий.
Необходимость поиска инновационных подходов в организации работ несколько осложняется отсутствием современного опыта реализации проектов такого уровня, как «Урал Промышленный - Урал Полярный».
Учитывая, что мегапроект объединяет отличающиеся и по объему задач, и по времени несколько локальных проектов на единой инфраструктурной основе, рассчитанной на длительную эксплуатацию, а площадь осваиваемой в его рамках территории превышает 390 тыс. кв. км, мы пришли к выводу о необходимости новой организации экономического и социального пространства.
Такими структурами экономической пространственной организации для территории реализации мегапроекта могут стать горнопромышленные районы.
Концепция горнопромышленных районов позволяет не только комплексно осваивать недра в рамках государственно-частного партнерства, но и эффективно использовать инвестиции путем создания единой (общей) промышленной и социальной инфраструктуры. Это позволит, объединив усилия всех заинтересованных участников в границах такого района, развивать производственную и социальную инфраструктуру. В конечном итоге речь идет о значительном повышении экономической эффективности инвестиций.
В настоящее время совместно с субъектами Российской Федерации и научными организациями ведется разработка схемы размещения горнопромышленных районов. В течение текущего года мы планируем завершить эту работу.
В заключение хотел бы сказать следующее.
Выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2007 года, рассмотревшем вопрос «О стратегии развития России до 2020 года», Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что в стране «начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве». При этом, глава государства заявил, что «важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке, – а также создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры». «Убежден, - подчеркнул Президент России, - только сбалансированная территориальная политика позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны».
Не секрет, что сегодня мы сталкиваемся со значительным разнообразием в подходах к пониманию регионального стратегического планирования. Ведется активная дискуссия о том, каким оно должно быть. Ответ на этот вопрос еще только предстоит дать науке и практике.
Между тем Президент Российской Федерации 8 февраля четко сформулировал: «В ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации – равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий».
В этой связи нельзя не отметить потенциал Уральского федерального округа. Он может и должен быть реализован как в процессе формирования новой природно-ресурсной базы страны, так и при создании инновационно -производственного плацдарма для ускоренного освоения восточных регионов России.