Ушла из жизни Майя Плисецкая
Как стало известно накануне, прощание с великой балериной Майей Плисецкой пройдет в Мюнхене, где она скоропостижно скончалась. В траурной церемонии примут участие только самые близкие родственники и друзья покойной. В соответствии с последней волей усопшей ее кремируют, а прах будет развеян над Россией.
Первыми о смерти Плисецкой узнали в Большом театре, куда позвонил супруг балерины Родион Щедрин и сообщил, что она умерла 2 мая от внезапного тяжелого сердечного приступа. Лучшие немецкие врачи отчаянно боролись за жизнь Плисецкой, но ничего не смогли сделать. В Большом театре, кстати, балерина была всего две недели назад - готовилась вместе со всеми к грандиозному вечеру в честь ее 90-летия в ноябре. И вечер обязательно состоится 20 ноября, но это будет уже вечер ее памяти. А очередной спектакль «Дама с камелиями» в Большом театре начался с минуты молчания.
Супруг балерины Родион Щедрин находится в глубоком эмоциональном потрясении. Однажды в интервью он, отвечая на вопрос о трех желаниях золотой рыбке, трижды и ответил, что хотел бы всегда быть со своей женой. Но смерть их все-таки разлучила…
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Не так давно она признавалась, что балет не был страстью ее жизни, поскольку Плисецкая хотела стать актрисой, как мать - актриса немого кино Рахиль Мессерер. Но судьба распорядилась иначе. После того как отец Плисецкой, видный советский хозяйственник, первый руководитель международного концерна «Арктикуголь», а затем и генеральный консул СССР на Шпицбергене был по доносу арестован в ночь на 1 мая 1938 года и позднее расстрелян, а мать отправлена в Казахстан, в лагерь для жен изменников родины.
В одном из давних интервью Майя Плисецкая рассказывала, что арест отца повлиял на ее характер - у нее появилось чувство протеста. Среди многих воспоминаний и размышлений Плисецкой есть пламенный призыв до последнего мига бороться, как бы не было трудно. Её победы, как говорила она, только на том и держались, сильный характер - это и есть судьба. Эта мысль, которую Плисецкой, между прочим, «подарила» легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо нашей великой балерины.
13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию. Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, сильно изменив для Майи изначальный вариант.
С 1934 года Плисецкая училась в Московском хореографическом училище. И еще маленькой девочкой она умела показать свой характер. Так, на спор с сокурсниками могла на цыпочках в обычной обуви пройти от Пушечной улицы, где располагалось училище, прямо до своего дома сразу за Большим театром.
В 1941 году вскоре после начала Великой Отечественной войны Плисецкая дебютировала в сопровождении оркестра Большого театра. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. А в победном 1945-м она первая исполнила партию феи Осени в «Золушке» С. С. Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, после чего стало очевидным, кто в Большом является примой-балериной. Так она одержала и свою первую личную победу.
У Майи были исключительные данные - большой шаг, высокий прыжок, идеальное вращение, выразительность и пластика рук. Ее артистизм и музыкальность не остались незамеченными. На первых порах небольшую занятость в сольных партиях компенсировала участием в концертах с маленькими, но сольными номерами. И не бывает худа без добра. Ведь именно тогда и появился на московских сценах ее «Умирающий лебедь». А номер этот, поставленный под музыку К. Сен-Санса, она будет танцевать всю свою жизнь. При этом Плисецкая не раз все видоизменяла, перевоплощалась, выходя на сцену, но неизменными оставались только лебединые движения ее рук-крыльев.
Позже у Плисецкой было немало ведущих партий. Это и роль Маши в «Щелкунчике», потом - Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавные роли в балетах «Раймонда», «Дон Кихот», «Каменный цветок», «Спящяя красавица», «Спартак». Все и не перечислишь. Но на все времена самой незабываемой для публики стала Одетта из «Лебединого озера» в исполнении Майи Плисецкой. Именно эта роль сделала ее мировой легендой. «Лебединое озеро», по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз.
Плисецкая признавалась, что своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке, многократно ездила туда с одной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз ей повезло. Внезапно черный лебедь расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он удивительно долго. Плисецкая просто восхищалась - какая устойчивость...
Майя Плисецкая позже работала и балетмейстером, поставив в Большом театре балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых она еще и исполняла главные партии. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова.
Не все сегодня помнят, что Плисецкая немало снималась в кино, к примеру, в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский» и многих других. Одной из самых запоминающихся ее ролей стала роль княгини Бетси Тверской в «Анне Карениной», как вспоминает Василий Лановой, который играл в этом фильме Вронского.
Майя Михайловна широко известна и в Европе, она вела мастер-классы, сотрудничала с выдающимися мировыми хореографами, «Марсельским балетом» Ролана Пети, «Балетом XX века» Мориса Бежара.
В Испании она работала несколько лет, любила эту страну, часто сюда приезжала и имела, между прочим, испанское гражданство, наряду, конечно, с российским, немецким и литовским. В эти траурные дни испанские СМИ пишут о смерти Плисецкой на первых полосах, называя ее не иначе как «русско-испанской балериной», при этом добавляя, что умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета. Незабываемой для зрителей всего мира стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» - удивительные движения необыкновенно гибких рук и тела балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу, как пишут испанские газеты.
В честь творчества Майи Плисецкой был организован международный балетный конкурс «Майя». С 1995 года она - почетный президент труппы «Имперский Русский Балет».
Еще в 1956 году великая балерина получила высокое звание народной артистки РСФСР, в 1959-м - народной артистки СССР, в 1985 году – звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая была награждена орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством». Она стала Лауреатом Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009), кавалером ордена Командора Искусств и литературы (1984), ордена Почетного легиона (1986, 2012), награждена золотой медалью изящных искусств Испании (1991), а также стала лауреатом Международной Императорской премии Японии (2006).
Плисецкая – королева танца, которой рукоплескал весь мир. Хрупкая красавица с несгибаемым характером и железной силой воли. Великую балерину знают все. Даже те, кто ни разу в жизни не был на балете. Потому что она - не только балерина, она - символ красоты, изящества, успеха, таланта и мужества. Однажды на приеме в честь вручения ей Ордена Почетного легиона кто-то пошутил: "Майя Михайловна, говорят, что этот орден вручают только борцам Сопротивления". Плисецкая, не задумываясь, парировала: "А я только и делаю, что всю жизнь борюсь".
Среди наград и титулов Плисецкой есть звания доктора Сорбонны и почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Говорят, что ее боготворили сенатор, брат президента США Ричард Никсон, знаменитый модельер Пьер Карден, шивший для нее великолепные костюмы для сцены и блистательные вечерние наряды и не бравший за это никаких денег, поэт Андрей Дементьев, который посвящал ей великолепные и очень личные стихи. А для нее на протяжении десятилетий существовал лишь один мужчина – муж Родион Щедрин.
Более полувека они прожили в счастливом браке. Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского. Однажды Брик попросила Плисецкую напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка», а потом дала прослушать запись Родиону. Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.
Он не дарил ей дорогих бриллиантов, по словам самой Плисецкой, а дарил свои новые постановки, посвящая их ей. И это для нее было самым щедрым подарком, потому что она жила сценой, Большим театром и была поистине царицей советского балета, которому рукоплескал весь мир. Вместе с ней умерла целая эпоха мирового балетного искусства.
Примечательно, что Плисецкая, по слухам, самозабвенно считала, что настоящий балет может быть только русским, ведь у него русская душа. Она жила, как сейчас принято говорить, на три дома. Один - в Москве, где и родилась. Второй – на летней даче в Литве, откуда родом мать. Третий – в Мюнхене, в маленькой съемной квартирке, где едва умещается рояль, но очень любит работать ее муж. Рассказывают, что когда однажды назойливые журналисты спросили, любит ли она немецкий балет, то в ответ услышали, что она больше любит баварское пиво и то - в умеренных количествах. Таков был «наш ответ Чемберлену». Журналисты такой юмор проглотили или просто не поняли из-за трудностей перевода и тут же побежали в свои редакции «строчить» сообщения о том, как высоко оценивает великая русская балерина баварское пиво. А о немецком балете у Плисецкой почему-то больше не спрашивали.
Супруг балерины Родион Щедрин находится в глубоком эмоциональном потрясении. Однажды в интервью он, отвечая на вопрос о трех желаниях золотой рыбке, трижды и ответил, что хотел бы всегда быть со своей женой. Но смерть их все-таки разлучила…
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Не так давно она признавалась, что балет не был страстью ее жизни, поскольку Плисецкая хотела стать актрисой, как мать - актриса немого кино Рахиль Мессерер. Но судьба распорядилась иначе. После того как отец Плисецкой, видный советский хозяйственник, первый руководитель международного концерна «Арктикуголь», а затем и генеральный консул СССР на Шпицбергене был по доносу арестован в ночь на 1 мая 1938 года и позднее расстрелян, а мать отправлена в Казахстан, в лагерь для жен изменников родины.
В одном из давних интервью Майя Плисецкая рассказывала, что арест отца повлиял на ее характер - у нее появилось чувство протеста. Среди многих воспоминаний и размышлений Плисецкой есть пламенный призыв до последнего мига бороться, как бы не было трудно. Её победы, как говорила она, только на том и держались, сильный характер - это и есть судьба. Эта мысль, которую Плисецкой, между прочим, «подарила» легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо нашей великой балерины.
13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию. Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, сильно изменив для Майи изначальный вариант.
С 1934 года Плисецкая училась в Московском хореографическом училище. И еще маленькой девочкой она умела показать свой характер. Так, на спор с сокурсниками могла на цыпочках в обычной обуви пройти от Пушечной улицы, где располагалось училище, прямо до своего дома сразу за Большим театром.
В 1941 году вскоре после начала Великой Отечественной войны Плисецкая дебютировала в сопровождении оркестра Большого театра. В 1943 году Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. А в победном 1945-м она первая исполнила партию феи Осени в «Золушке» С. С. Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, после чего стало очевидным, кто в Большом является примой-балериной. Так она одержала и свою первую личную победу.
У Майи были исключительные данные - большой шаг, высокий прыжок, идеальное вращение, выразительность и пластика рук. Ее артистизм и музыкальность не остались незамеченными. На первых порах небольшую занятость в сольных партиях компенсировала участием в концертах с маленькими, но сольными номерами. И не бывает худа без добра. Ведь именно тогда и появился на московских сценах ее «Умирающий лебедь». А номер этот, поставленный под музыку К. Сен-Санса, она будет танцевать всю свою жизнь. При этом Плисецкая не раз все видоизменяла, перевоплощалась, выходя на сцену, но неизменными оставались только лебединые движения ее рук-крыльев.
Позже у Плисецкой было немало ведущих партий. Это и роль Маши в «Щелкунчике», потом - Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавные роли в балетах «Раймонда», «Дон Кихот», «Каменный цветок», «Спящяя красавица», «Спартак». Все и не перечислишь. Но на все времена самой незабываемой для публики стала Одетта из «Лебединого озера» в исполнении Майи Плисецкой. Именно эта роль сделала ее мировой легендой. «Лебединое озеро», по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз.
Плисецкая признавалась, что своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке, многократно ездила туда с одной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз ей повезло. Внезапно черный лебедь расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он удивительно долго. Плисецкая просто восхищалась - какая устойчивость...
Майя Плисецкая позже работала и балетмейстером, поставив в Большом театре балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых она еще и исполняла главные партии. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова.
Не все сегодня помнят, что Плисецкая немало снималась в кино, к примеру, в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский» и многих других. Одной из самых запоминающихся ее ролей стала роль княгини Бетси Тверской в «Анне Карениной», как вспоминает Василий Лановой, который играл в этом фильме Вронского.
Майя Михайловна широко известна и в Европе, она вела мастер-классы, сотрудничала с выдающимися мировыми хореографами, «Марсельским балетом» Ролана Пети, «Балетом XX века» Мориса Бежара.
В Испании она работала несколько лет, любила эту страну, часто сюда приезжала и имела, между прочим, испанское гражданство, наряду, конечно, с российским, немецким и литовским. В эти траурные дни испанские СМИ пишут о смерти Плисецкой на первых полосах, называя ее не иначе как «русско-испанской балериной», при этом добавляя, что умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета. Незабываемой для зрителей всего мира стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» - удивительные движения необыкновенно гибких рук и тела балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу, как пишут испанские газеты.
В честь творчества Майи Плисецкой был организован международный балетный конкурс «Майя». С 1995 года она - почетный президент труппы «Имперский Русский Балет».
Еще в 1956 году великая балерина получила высокое звание народной артистки РСФСР, в 1959-м - народной артистки СССР, в 1985 году – звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая была награждена орденом Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством». Она стала Лауреатом Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009), кавалером ордена Командора Искусств и литературы (1984), ордена Почетного легиона (1986, 2012), награждена золотой медалью изящных искусств Испании (1991), а также стала лауреатом Международной Императорской премии Японии (2006).
Плисецкая – королева танца, которой рукоплескал весь мир. Хрупкая красавица с несгибаемым характером и железной силой воли. Великую балерину знают все. Даже те, кто ни разу в жизни не был на балете. Потому что она - не только балерина, она - символ красоты, изящества, успеха, таланта и мужества. Однажды на приеме в честь вручения ей Ордена Почетного легиона кто-то пошутил: "Майя Михайловна, говорят, что этот орден вручают только борцам Сопротивления". Плисецкая, не задумываясь, парировала: "А я только и делаю, что всю жизнь борюсь".
Среди наград и титулов Плисецкой есть звания доктора Сорбонны и почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Говорят, что ее боготворили сенатор, брат президента США Ричард Никсон, знаменитый модельер Пьер Карден, шивший для нее великолепные костюмы для сцены и блистательные вечерние наряды и не бравший за это никаких денег, поэт Андрей Дементьев, который посвящал ей великолепные и очень личные стихи. А для нее на протяжении десятилетий существовал лишь один мужчина – муж Родион Щедрин.
Более полувека они прожили в счастливом браке. Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского. Однажды Брик попросила Плисецкую напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка», а потом дала прослушать запись Родиону. Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.
Он не дарил ей дорогих бриллиантов, по словам самой Плисецкой, а дарил свои новые постановки, посвящая их ей. И это для нее было самым щедрым подарком, потому что она жила сценой, Большим театром и была поистине царицей советского балета, которому рукоплескал весь мир. Вместе с ней умерла целая эпоха мирового балетного искусства.
Примечательно, что Плисецкая, по слухам, самозабвенно считала, что настоящий балет может быть только русским, ведь у него русская душа. Она жила, как сейчас принято говорить, на три дома. Один - в Москве, где и родилась. Второй – на летней даче в Литве, откуда родом мать. Третий – в Мюнхене, в маленькой съемной квартирке, где едва умещается рояль, но очень любит работать ее муж. Рассказывают, что когда однажды назойливые журналисты спросили, любит ли она немецкий балет, то в ответ услышали, что она больше любит баварское пиво и то - в умеренных количествах. Таков был «наш ответ Чемберлену». Журналисты такой юмор проглотили или просто не поняли из-за трудностей перевода и тут же побежали в свои редакции «строчить» сообщения о том, как высоко оценивает великая русская балерина баварское пиво. А о немецком балете у Плисецкой почему-то больше не спрашивали.