Почему растет импорт в Россию
Структура и темпы роста импорта товаров указывают на хорошие инвестиционные перспективы страны. Однако в абсолютных цифрах им еще далеко до предкризисного 2013 года.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за семь месяцев 2017 года импорт из стран дальнего зарубежья вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,4% и достиг отметки $107,555 млрд.
Основной драйвер роста импорта в 2017 году - машины и оборудование, доля которых превышает сейчас половину стоимости всего импорта, поступающего в страну. Самые высокие темпы роста (42,4%), по данным за первое полугодие, демонстрируют поставки средств наземного транспорта (кроме железнодорожного). В физическом измерении этот рост выглядит следующим образом: импорт легковых автомобилей снизился на 9,8%, а грузовых автомобилей, наоборот, вырос почти на 40%. Речь идет о сопоставлении с показателями прошлого года, поэтому фактором девальвации национальной валюты можно пренебречь. Это означает, что в страну стало больше ввозиться дорогих легковых автомобилей, сборка которых в России не ведется. А вот рост импорта грузовых автомобилей отражает всего лишь увеличение спроса на этот вид техники, который не могут по тем или иным причинам удовлетворить национальные производители. Повышение спроса на тяжелую технику - это индикатор роста не потребительского, а инвестиционного спроса, который, скорее всего, в ближайшей перспективе проявится в увеличении объемов строительства. О росте инвестиционного спроса говорят цифры импорта механического оборудования (рост на 34,8%), а также электрического оборудования (24,6%), изделий из металлов (в стоимостных показателях на 36%, в натуральных - на 62,3%).
Рост импорта труб (в 1,9 раза в физических показателях ) отражает реализацию стратегических договоренностей с западными поставщиками на их участие в строительстве отечественных трубопроводов в обмен на политическую поддержку этих проектов.
Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства, по данным за I полугодие, также вырос, хотя и на более скромные 12,3%. Самым интересным в этой статистике оказался рост (почти в три раза) физических объемов поставок сгущенного молока и сливок.
Еще одна интересная группа товаров, отражающая потребительский спрос, - текстильные изделия и обувь, импорт которых в I полугодии 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,6% (стоимостные показатели и 18,3% (натуральные). Судя по всему, в эту статистику не входят поставки, сделанные через платформу AliExpress, которая постепенно превращается в основного конкурента всех региональных рынков и недорогих магазинов.
По прогнозам Минэкономразвития, внешнеторговый оборот России к концу года должен практически удвоиться. Общая сумма (экспорт и импорт) составит более $500 млрд. И тем не менее, эти быстрые темпы не позволяют достигнуть отметки 2013 года, когда внешняя торговля на треть превышала нынешние показатели.
Основной драйвер роста импорта в 2017 году - машины и оборудование, доля которых превышает сейчас половину стоимости всего импорта, поступающего в страну. Самые высокие темпы роста (42,4%), по данным за первое полугодие, демонстрируют поставки средств наземного транспорта (кроме железнодорожного). В физическом измерении этот рост выглядит следующим образом: импорт легковых автомобилей снизился на 9,8%, а грузовых автомобилей, наоборот, вырос почти на 40%. Речь идет о сопоставлении с показателями прошлого года, поэтому фактором девальвации национальной валюты можно пренебречь. Это означает, что в страну стало больше ввозиться дорогих легковых автомобилей, сборка которых в России не ведется. А вот рост импорта грузовых автомобилей отражает всего лишь увеличение спроса на этот вид техники, который не могут по тем или иным причинам удовлетворить национальные производители. Повышение спроса на тяжелую технику - это индикатор роста не потребительского, а инвестиционного спроса, который, скорее всего, в ближайшей перспективе проявится в увеличении объемов строительства. О росте инвестиционного спроса говорят цифры импорта механического оборудования (рост на 34,8%), а также электрического оборудования (24,6%), изделий из металлов (в стоимостных показателях на 36%, в натуральных - на 62,3%).
Рост импорта труб (в 1,9 раза в физических показателях ) отражает реализацию стратегических договоренностей с западными поставщиками на их участие в строительстве отечественных трубопроводов в обмен на политическую поддержку этих проектов.
Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства, по данным за I полугодие, также вырос, хотя и на более скромные 12,3%. Самым интересным в этой статистике оказался рост (почти в три раза) физических объемов поставок сгущенного молока и сливок.
Еще одна интересная группа товаров, отражающая потребительский спрос, - текстильные изделия и обувь, импорт которых в I полугодии 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,6% (стоимостные показатели и 18,3% (натуральные). Судя по всему, в эту статистику не входят поставки, сделанные через платформу AliExpress, которая постепенно превращается в основного конкурента всех региональных рынков и недорогих магазинов.
По прогнозам Минэкономразвития, внешнеторговый оборот России к концу года должен практически удвоиться. Общая сумма (экспорт и импорт) составит более $500 млрд. И тем не менее, эти быстрые темпы не позволяют достигнуть отметки 2013 года, когда внешняя торговля на треть превышала нынешние показатели.