Поддержка автопрома: трата денег на убыток
Нынешний год ознаменовался для отечественного автомобилестроения целым рядом негативных факторов. Резкое падение объемов продаж автомобилей, вызванное кризисными явлениями, привело к периодическим остановкам производства и сокращению на автозаводах числа работающих.
На днях о массовом увольнении заявило ОАО «Ижавто». В апреле автозавод, подконтрольный самарской группе «СОК», в связи с тяжелой финансовой ситуацией намерен распустить фактически весь персонал - 5 тысяч сотрудников из общего штата численностью 5,5 тысяч человек. Такое решение руководство предприятия объясняет девальвацией рубля, в связи с которой закупать машинокомплекты для сборки корейской Kia стало нерентабельно. Kia, в свою очередь, не идет на уступки российскому автозаводу, отказываясь снизить стоимость машинокомплектов.
Напомним, что группа «СОК» рассчитывала преодолеть тяжелую ситуацию на «Ижавто» путем продажи этого предприятия «АвтоВАЗу», но сделка не состоялась, а завод тем временем терпит убытки в размере $7 млн. в месяц. Заморозка производства и роспуск штата «Ижавто» - мера вынужденная, так как решить проблемы самостоятельно автосборщик не может. В истории автозавода это не первый случай такой критической ситуации: в 2006 году с «Ижавто» было уволено около 7 тыс. человек.
Тем не менее, остановка производства может привести «Ижавто» к банкротству, поскольку, по некоторым данным, долговая нагрузка автозавода близка к 12 млрд. рублей. Также у предприятия имеется облигационный заем на 2 млрд. рублей. Группа «СОК» рассчитывала решить эти проблемы после совершения сделки с «АвтоВАЗом», но сделка не состоялась, и теперь «СОКу» предстоит договариваться с банками.
Сигналы бедствия подают и остальные российские автопроизводители. Так, ОАО «Соллерс», занимающееся сборкой корейского SsangYong и итальянского Fiat, также договаривается с партнерами о снижении цен на комплектующие. А на ТагАЗе, который собирает Hyundai, уже останавливали конвейер, и возможно, что на этих заводах вскоре также пройдет сокращение работников. Значительно страдают и рабочие «АвтоВАЗа», которым урезали заработную плату и сократили рабочую неделю.
Кризисную ситуацию в российском автопроме эксперты объясняют многими факторами, в том числе и тем, что по стоимости отечественные автомобили приближаются к иномаркам нижнего ценового сегмента, однако их качество вызывает много нареканий. Вот и стараются россияне приобретать иномарки. Отечественные автопредприятия от этого испытывают финансовые трудности.
А ведь автопром – социально значимая отрасль. На российских заводах трудятся 447 500 человек, плюс миллион сотрудников заняты в смежных отраслях, таких как металлургия, электроника, сервис, продажи и т.д. Но наша «Лада», как горько шутят работники «АвтоВАЗа», не только по дороге ехать не хочет, но даже и по конвейеру. Так что необходимо не только сохранить производство в условиях кризиса, но и модернизировать его.
Правительство же пока выделяет отечественным автопроизводителям деньги из госбюджета на реализацию антикризисных мер. Так, «АвтоВАЗ» получит из госбюджета 25 млрд. рублей на погашение кредиторских задолженностей. «КамАЗу» обещана помощь в виде госгарантий на сумму 4,6 млрд. рублей, «ГАЗу» на реструктуризацию кредитной задолженности - более 4 млрд.рублей. Кроме того, «АвтоВАЗу» и «ЗИЛу» будут предоставлены налоговые льготы.
Разработана и программа льготных кредитов, по которым каждый россиянин сможет приобрести собранный в России автомобиль стоимостью до 350 тысяч рублей, но опять покупать россияне будут иномарки, а не отечественные машины. Русские автомобили будет покупать государство, для того, чтобы чиновники пересели на родные машины. На эти цели в 2009 году планируется выделить 42,5 млрд. рублей.
На такой шаг правительства научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин смотрит скептически, считая, что заявленные меры по поддержке российского автопрома малоэффективны.
«Автопром поддерживать нужно, но необходимо, чтобы и его продукция производилась на нормальном технологическом уровне. У нас есть протекционизм, но нет принуждения к прогрессу. В 90-е годы «ВАЗ» получал большую поддержку от государства, но технологической перестройки производства не произошло», - заявил Делягин.
По словам эксперта, выделение денег без требований к технологическому обновлению не поможет решению проблем отрасли.
«Эти деньги дают на латание дыр, и, как только средства закончатся, все проблемы вернутся обратно. Как говорил основатель американского автопрома Генри Форд: если у вас есть 1 миллион убытка и 1 миллион долларов и вы покрываете этими деньгами свой убыток, то это не значит, что вы вышли в ноль. На самом деле вы потеряли уже 2 миллиона, потому что потратить деньги при той же системе, которая принесла вам убыток, – значит, получить еще большие потери», - убежден Делягин.
Напомним, что группа «СОК» рассчитывала преодолеть тяжелую ситуацию на «Ижавто» путем продажи этого предприятия «АвтоВАЗу», но сделка не состоялась, а завод тем временем терпит убытки в размере $7 млн. в месяц. Заморозка производства и роспуск штата «Ижавто» - мера вынужденная, так как решить проблемы самостоятельно автосборщик не может. В истории автозавода это не первый случай такой критической ситуации: в 2006 году с «Ижавто» было уволено около 7 тыс. человек.
Тем не менее, остановка производства может привести «Ижавто» к банкротству, поскольку, по некоторым данным, долговая нагрузка автозавода близка к 12 млрд. рублей. Также у предприятия имеется облигационный заем на 2 млрд. рублей. Группа «СОК» рассчитывала решить эти проблемы после совершения сделки с «АвтоВАЗом», но сделка не состоялась, и теперь «СОКу» предстоит договариваться с банками.
Сигналы бедствия подают и остальные российские автопроизводители. Так, ОАО «Соллерс», занимающееся сборкой корейского SsangYong и итальянского Fiat, также договаривается с партнерами о снижении цен на комплектующие. А на ТагАЗе, который собирает Hyundai, уже останавливали конвейер, и возможно, что на этих заводах вскоре также пройдет сокращение работников. Значительно страдают и рабочие «АвтоВАЗа», которым урезали заработную плату и сократили рабочую неделю.
Кризисную ситуацию в российском автопроме эксперты объясняют многими факторами, в том числе и тем, что по стоимости отечественные автомобили приближаются к иномаркам нижнего ценового сегмента, однако их качество вызывает много нареканий. Вот и стараются россияне приобретать иномарки. Отечественные автопредприятия от этого испытывают финансовые трудности.
А ведь автопром – социально значимая отрасль. На российских заводах трудятся 447 500 человек, плюс миллион сотрудников заняты в смежных отраслях, таких как металлургия, электроника, сервис, продажи и т.д. Но наша «Лада», как горько шутят работники «АвтоВАЗа», не только по дороге ехать не хочет, но даже и по конвейеру. Так что необходимо не только сохранить производство в условиях кризиса, но и модернизировать его.
Правительство же пока выделяет отечественным автопроизводителям деньги из госбюджета на реализацию антикризисных мер. Так, «АвтоВАЗ» получит из госбюджета 25 млрд. рублей на погашение кредиторских задолженностей. «КамАЗу» обещана помощь в виде госгарантий на сумму 4,6 млрд. рублей, «ГАЗу» на реструктуризацию кредитной задолженности - более 4 млрд.рублей. Кроме того, «АвтоВАЗу» и «ЗИЛу» будут предоставлены налоговые льготы.
Разработана и программа льготных кредитов, по которым каждый россиянин сможет приобрести собранный в России автомобиль стоимостью до 350 тысяч рублей, но опять покупать россияне будут иномарки, а не отечественные машины. Русские автомобили будет покупать государство, для того, чтобы чиновники пересели на родные машины. На эти цели в 2009 году планируется выделить 42,5 млрд. рублей.
На такой шаг правительства научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин смотрит скептически, считая, что заявленные меры по поддержке российского автопрома малоэффективны.
«Автопром поддерживать нужно, но необходимо, чтобы и его продукция производилась на нормальном технологическом уровне. У нас есть протекционизм, но нет принуждения к прогрессу. В 90-е годы «ВАЗ» получал большую поддержку от государства, но технологической перестройки производства не произошло», - заявил Делягин.
По словам эксперта, выделение денег без требований к технологическому обновлению не поможет решению проблем отрасли.
«Эти деньги дают на латание дыр, и, как только средства закончатся, все проблемы вернутся обратно. Как говорил основатель американского автопрома Генри Форд: если у вас есть 1 миллион убытка и 1 миллион долларов и вы покрываете этими деньгами свой убыток, то это не значит, что вы вышли в ноль. На самом деле вы потеряли уже 2 миллиона, потому что потратить деньги при той же системе, которая принесла вам убыток, – значит, получить еще большие потери», - убежден Делягин.