Подрядчики массово срывают сроки исполнения госконтрактов
Нарушение подрядчиками сроков исполнения госконтрактов и неисполнение обязательств стали в 2016 году основными причинами расторжения договоров на проектирование и строительство капитальных объектов — на них приходится 28% и 22% случаев.
В экономическом ведомстве подсчитали, что в прошлом году ввиду срыва подрядными структурами оговоренных сроков возведения и проектирования объектов капитального строительства были прекращены договора на сумму 21,1 млрд рублей. Из-за невыполнения подрядными организациями взятых обязательств были разорваны контракты общей стоимостью 17,7 млрд рублей. При этом в статистику, направленную для изучения на правительственном уровне, попали только масштабные контракты со сметной стоимостью объектов 500 млн рублей и более.
Всего были проанализированы причины расторжения 50 договоров общей стоимостью 81,6 млрд рублей. В 14% случаев договора были разорваны после того, как подрядные организации уличили в нарушении технологии строительства. Еще в 8% случаев подрядные организации обанкротились. Реализация 10% контрактов была прекращена, поскольку необходимые для них строительные ресурсы резко подорожали, и подрядные организации запросили увеличение финансирования. Кроме того, в процессе деятельности заказчиков исчезла необходимость в исполнении 10% контрактов.
Также в экономическом ведомстве заявили о необходимости совершенствования методики вычисления сметы контрактов. В процессе реализации начальная стоимость успешно выполненных работ была удешевлена на 0,1-29,4%. Устаревшие формулы приводят к получению необоснованно высокой предельной стоимости работ. Во многом это обусловлено разницей в котировках стройматериалов в субъектах федерации. К примеру, стоимость идентичных оконных блоков в Подмосковье и Москве составляет 2,1 тыс. рублей и 3,1 тыс. рублей за 1 кв.м., а цена кубометра песка отличается почти втрое – 192 рубля и 508 рублей соответственно.
О целесообразности пересмотра системы ценообразования по госконтрактам говорят также в Минстрое. Там настаивают на введении с будущего года ресурсного принципа. Он позволит отталкиваться от текущей стоимости стройматериалов. Пока же практикуется принцип индексации, когда единожды вычисленная цена того или иного материала увеличивается на уровень инфляции. Как следствие, возникает большая погрешность, поскольку не все материалы дорожают синхронно с инфляционным показателем.
Всего были проанализированы причины расторжения 50 договоров общей стоимостью 81,6 млрд рублей. В 14% случаев договора были разорваны после того, как подрядные организации уличили в нарушении технологии строительства. Еще в 8% случаев подрядные организации обанкротились. Реализация 10% контрактов была прекращена, поскольку необходимые для них строительные ресурсы резко подорожали, и подрядные организации запросили увеличение финансирования. Кроме того, в процессе деятельности заказчиков исчезла необходимость в исполнении 10% контрактов.
Также в экономическом ведомстве заявили о необходимости совершенствования методики вычисления сметы контрактов. В процессе реализации начальная стоимость успешно выполненных работ была удешевлена на 0,1-29,4%. Устаревшие формулы приводят к получению необоснованно высокой предельной стоимости работ. Во многом это обусловлено разницей в котировках стройматериалов в субъектах федерации. К примеру, стоимость идентичных оконных блоков в Подмосковье и Москве составляет 2,1 тыс. рублей и 3,1 тыс. рублей за 1 кв.м., а цена кубометра песка отличается почти втрое – 192 рубля и 508 рублей соответственно.
О целесообразности пересмотра системы ценообразования по госконтрактам говорят также в Минстрое. Там настаивают на введении с будущего года ресурсного принципа. Он позволит отталкиваться от текущей стоимости стройматериалов. Пока же практикуется принцип индексации, когда единожды вычисленная цена того или иного материала увеличивается на уровень инфляции. Как следствие, возникает большая погрешность, поскольку не все материалы дорожают синхронно с инфляционным показателем.