Получилось ли в России создать свою киновселенную
Плоха та студия, которая не мечтает о своей киновселенной. На сегодняшний день серии связанных между собой фильмов имеют студии Marvel, Sony, Warner Bros. — и этот список, очевидно, будет пополняться и дальше. Попытки искусственно создать свои киновселенные предпринимались и в России, однако получилось — само собой.
Зарубежный опыт
Первой киновселенной можно назвать фильмы Квентина Тарантино, которые тесно переплетены между собой персонажами, вымышленными торговыми марками и телевизионными шоу, а также ироничными отсылками. Но киновселенные в современном понимании этого слова начались только в 2008 году.
Кинематографическая вселенная Marvel в представлении не нуждается: «Железный человек», «Капитан Америка», «Тор», «Мстители» — эти картины известны по всему миру. Начиная с 2008 года, под руководством Кевина Файги вышло 23 полнометражных фильма и самые известные в мире создатели кинокомиксов не собираются на этом останавливаться — график премьер расписан на несколько лет вперед. К этим фильмам можно относиться как угодно, но их рекорды по сборам и мощная идеологическая экспансия по всему миру — очевидны для каждого.
Что-то подобное пыталась сделать и конкурирующая студия DC, которая входит в Warner Bros., однако не учла время, которое в Marvel потратили на раскрытие персонажей, проработку глобального сюжета и взращивание своей фан-базы. За кинематографическую вселенную DC отвечал известный режиссер Зак Снайдер, но сошел с дистанции после провала «Бэтмен против Супермена» то ли из-за трагедии в семье, то ли из-за недовольства студией его видением. Тем не менее франшизу удалось сохранить и сейчас она пытается открыть второе дыхание.
Чужое и свое
На свою киновселенную то ли в шутку, то ли всерьез решились и в Россию. Заслуженный Эд Вуд отечественного кинематографа Сарик Андреасян планировал создать на пустом месте российских «Мстителей», сняв в 2017 году «Защитников». Стоит ли напоминать с каким треском этот фильм провалился, оставив после себя только вал негативных отзывов как от критиков, так и от рядовых зрителей.
Но вот в 2019 году выходит военный художественный фильм «Ржев», снятый по повести советского писателя Вячеслава Кондратьева. Он тут же привлекает к себе внимание, поскольку сражения подо Ржевом долгое время не находили отражения в массовой культуре. Еще и кино оказалось снято не на деньги «Фонда кино», а на частные средства, что уже положительно сказалось на качестве фильма, — деньги на съемку выделил петербургский предприниматель Евгений Пригожин, предок которого — Евгений Ильич — принимал участие в боях подо Ржевом и был лично знаком с автором оригинальной повести Кондратьевым.
Русский характер против обстоятельств
В следующем, 2020 году, выходит дилогия «Шугалей», которая рассказывает историю российского социолога, незаконно оказавшегося в ливийской тюрьме. Оба фильма были основаны на реальных событиях и показывали пример мужества и стойкости человека, попавшего в чудовищные условия. И хотя никаких официальных заявлений не было, ходили слухи, что «Шугалей» и «Шугалей 2» были сняты при участии петербургского бизнесмена.
Не стал исключением и остросюжетный боевик «Турист», который рассказывает о российских инструкторах в ЦАР, которым удалось сорвать наступление боевиков и чадских наемников на центральноафриканскую столицу Банги в конце прошлого года. И снова — слухи об участии предпринимателя из Петербурга.
Так ли это или нет — можно только предполагать. Но все четыре фильма существенно отличаются от остальной российской кинопродукции и, можно сказать, связаны друг с другом. Они все показывают русский характер, который сильнее любых обстоятельств, будь то кровопролитные бои подо Ржевом, ливийский плен и пытки или оборона базы в далекой африканской стране. Российский кинематограф давно погряз в слащавых московских историях и чернушных провинциальных драмах. Вместо честного рассказа про своих, наши режиссеры и сценаристы пытаются копировать чужих героев, и, разумеется, раз за разом терпят неудачу. Поэтому не удивительно, что очертания первой удачной киновселенной в российском кинематографе, появились сами собой. Остается только надеяться, что эта патриотическая киновселенная будет только развиваться.
Первой киновселенной можно назвать фильмы Квентина Тарантино, которые тесно переплетены между собой персонажами, вымышленными торговыми марками и телевизионными шоу, а также ироничными отсылками. Но киновселенные в современном понимании этого слова начались только в 2008 году.
Кинематографическая вселенная Marvel в представлении не нуждается: «Железный человек», «Капитан Америка», «Тор», «Мстители» — эти картины известны по всему миру. Начиная с 2008 года, под руководством Кевина Файги вышло 23 полнометражных фильма и самые известные в мире создатели кинокомиксов не собираются на этом останавливаться — график премьер расписан на несколько лет вперед. К этим фильмам можно относиться как угодно, но их рекорды по сборам и мощная идеологическая экспансия по всему миру — очевидны для каждого.
Что-то подобное пыталась сделать и конкурирующая студия DC, которая входит в Warner Bros., однако не учла время, которое в Marvel потратили на раскрытие персонажей, проработку глобального сюжета и взращивание своей фан-базы. За кинематографическую вселенную DC отвечал известный режиссер Зак Снайдер, но сошел с дистанции после провала «Бэтмен против Супермена» то ли из-за трагедии в семье, то ли из-за недовольства студией его видением. Тем не менее франшизу удалось сохранить и сейчас она пытается открыть второе дыхание.
Чужое и свое
На свою киновселенную то ли в шутку, то ли всерьез решились и в Россию. Заслуженный Эд Вуд отечественного кинематографа Сарик Андреасян планировал создать на пустом месте российских «Мстителей», сняв в 2017 году «Защитников». Стоит ли напоминать с каким треском этот фильм провалился, оставив после себя только вал негативных отзывов как от критиков, так и от рядовых зрителей.
Но вот в 2019 году выходит военный художественный фильм «Ржев», снятый по повести советского писателя Вячеслава Кондратьева. Он тут же привлекает к себе внимание, поскольку сражения подо Ржевом долгое время не находили отражения в массовой культуре. Еще и кино оказалось снято не на деньги «Фонда кино», а на частные средства, что уже положительно сказалось на качестве фильма, — деньги на съемку выделил петербургский предприниматель Евгений Пригожин, предок которого — Евгений Ильич — принимал участие в боях подо Ржевом и был лично знаком с автором оригинальной повести Кондратьевым.
Русский характер против обстоятельств
В следующем, 2020 году, выходит дилогия «Шугалей», которая рассказывает историю российского социолога, незаконно оказавшегося в ливийской тюрьме. Оба фильма были основаны на реальных событиях и показывали пример мужества и стойкости человека, попавшего в чудовищные условия. И хотя никаких официальных заявлений не было, ходили слухи, что «Шугалей» и «Шугалей 2» были сняты при участии петербургского бизнесмена.
Не стал исключением и остросюжетный боевик «Турист», который рассказывает о российских инструкторах в ЦАР, которым удалось сорвать наступление боевиков и чадских наемников на центральноафриканскую столицу Банги в конце прошлого года. И снова — слухи об участии предпринимателя из Петербурга.
Так ли это или нет — можно только предполагать. Но все четыре фильма существенно отличаются от остальной российской кинопродукции и, можно сказать, связаны друг с другом. Они все показывают русский характер, который сильнее любых обстоятельств, будь то кровопролитные бои подо Ржевом, ливийский плен и пытки или оборона базы в далекой африканской стране. Российский кинематограф давно погряз в слащавых московских историях и чернушных провинциальных драмах. Вместо честного рассказа про своих, наши режиссеры и сценаристы пытаются копировать чужих героев, и, разумеется, раз за разом терпят неудачу. Поэтому не удивительно, что очертания первой удачной киновселенной в российском кинематографе, появились сами собой. Остается только надеяться, что эта патриотическая киновселенная будет только развиваться.