Василий Андреев — 29.01.2018 12:47

«Пошла потому, что запретили»: зачем Минкульт играет против самого себя

Скандал с запретом и негативной реакцией целого ряда деятелей искусства и политики на британский комедийный фильм «Смерть Сталина» уже не просто в самом разгаре, он, как бы это сказать правильно, изрядно приелся отечественной публике. Но при этом интерес к опальной картине, похоже, только растет.

И дело вовсе не в том, что фильм действительно что-то там нарушает – это уже просто такая российская народная забава: защищать то, что в защите давно не нуждается.

А помните, была еще «Матильда»?

Как бы там ни было, но история «Смерти Сталина» уж больно тесно переплетается с историей фильма Алексея Учителя «Матильда». Вот уж, действительно, парадокс: одни и те же люди защищают православие и борцов с ним, монархию и коммунизм, царя и вождя пролетариата. Признаться, очень хотелось провести между двумя этими историями побольше параллелей и уличить Минкульт в попытке подогреть интерес к «Смерти Сталина» по примеру того, как это происходило со все той же «Матильдой», но это желание было отбито самим Учителем. Режиссер считает, что при отзыве прокатного удостоверения у «Смерти Сталина» ведомство руководствовалось исключительно законом, а, значит, есть там какие-то нарушения. Вот если бы фильм закон не нарушал, то каким бы ужасным он не казался обществу, запретить его просто не смогли бы.

Мы даже готовы признать, что сам фильм, по большому счету, мерзковат: несет от него, знаете ли, попыткой станцевать на костях давно почивших людей, да еще и сделать это отнюдь не в сатирической, о чем заявляли авторы картины, манере. И все эти люди выставляются перед публикой далеко не в самом лучшем свете. Но и судить об этом не нам. Тут вполне логично возмутились потомки главных героев действа, но откуда взялось желание вторить им у целого ряда других персонажей, не очень понятно. В этом нам предстоит разобраться. Кто знает, может, под всем этим внешним покрывалом кроется нечто более интересное и замысловатое.

Блеск и непостоянство Министерства культуры

Кто бы что ни говорил, но главную роль в спектакле под названием «Запретить «Смерть Сталина» играет российское Министерство культуры, которое ранее выдало британской ленте прокатное удостоверение. То есть, чиновники из Минкульта заявку британцев рассмотрели, с содержанием фильма ознакомились и даже приняли положительное решение, удовлетворив запрос на выдачу того самого удостоверения. Значит, в то время всех все устраивало, но потом, как по мановению волшебной палочки, оказалось, что удостоверение у фильма нужно отобрать. Не углядели, дескать, что-то с фильмом все-таки не в порядке. И ведь отзыв прокатного удостоверения нужно было чем-то мотивировать – желательно, нормами действующего законодательства, а не банальной морали.

На спрос нашлось и предложение. Как оказалось, после ряда нелестных отзывов о картине и требований запретить ее показ в России, к примеру, поступивших из КПРФ, Общественный совет при Министерстве культуры взялся изучать предмет споров более подробно. Так и выяснилось, что фильм является оскорбительным, оскверняя, в частности, исторические символы. Углядели в нем и чрезмерные сцены насилия, что вообще является определением весьма расплывчатым. А писатель Юрий Поляков, возглавляющий Общественный совет при Минкультуры, и вовсе заявил, что в фильме присутствуют признаки «идеологической борьбы» против России. Более того, по его мнению, «Смерть Сталина» оскверняет гражданские и национальные чувства россиян. Остается только надеяться, что это действительно мнение, принадлежащее Полякову, а не попытка вторить всеобщей истерии по поводу очередного проходного фильма, о котором в России, не будь этого продолжительного «шума», возможно, почти никто бы и не узнал.

В Кремле, к примеру, оказались чуть более проницательными. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что власть не видит в отзыве удостоверения никакой цензуры и вообще все это считает исключительной прерогативой Министерства культуры, а потому вмешиваться в ситуацию, читай - марать руки и репутацию, совсем не хотят.

Отзывали, но не отзывали

Ну, и что, спросит вдумчивый читатель, подводя итог всем этим размышлениям. У оскорбительного для России и россиян фильма отзывают прокатное удостоверение. Фильм запрещается к показу. Всего-то и дел! Но ведь интерес к картине растет, как на дрожжах, и уже сегодня посмотреть этот «шедевр» британского кинематографа жаждет едва ли не каждый второй житель оскорбленной им же страны. Почему так?

Здесь у нас сразу несколько драйверов «успеха» опальной картины. И каждый из них заслуживает отдельного внимания. Забегая немного вперед, можем сказать, что все ниточки ведут в Министерство культуры и лично к его главе Владимиру Мединскому, которому будет ой как не просто выйти из этой ситуации победителем.

Начнем с московского кинотеатра «Пионер», который за последние несколько дней сумел стать одной из самых обсуждаемых киноплощадок в стране. Кинотеатр, как мы знаем, отказался снимать британскую комедию с показа, рискуя стать опальным для ведомства, нарваться на штраф или даже на приостановку своей деятельности. Первый показ «Смерти Сталина» в «Пионере» состоялся 25 января, и это при том, что всего за два дня до этого Минкульт постановил отозвать у фильма прокатное удостоверение. В самом кинотеатре заявили, что действуют в полном соответствии с законом, потому что на сайте министерства указано: прокатное удостоверение картины продолжает действовать.

Уже на следующий день в здании кинотеатра, как писали СМИ, появились сотрудники полиции и люди в штатском. И, несмотря на все эти события, «Пионер», похоже, только выигрывает. И дело не в простом пиаре или попытке заработать себе имя – тут вопрос значительно более глубокий.

Зачем Мамут пожертвовал «Пионером»

Примечательно, что владельцем «Пионера» является регулярный член списка Forbes, предприниматель и финансист Александр Мамут. Некоторые издания сразу же увидели в демарше столичного кинотеатра попытку Мамута вступить в личный конфликт с главой Минкульта Мединским. Первый якобы давно метит занять кресло второго, и поэтому решил таким образом подлить масла в огонь. И на самом деле выгодоприобретателем в этом скандале видится именно Мамут, который поставил под удар лишь один из пяти сотен своих кинотеатров. Надо понимать, что штраф в размере до 100 тыс. рублей, который светит «Пионеру» за неисполнение решения министерства, и даже возможная приостановка деятельности площадки при повторном нарушении на срок в 90 дней – смешная плата за баллы, которые Мамут, безусловно, наберет.

Прокатчики против Мединского

Здесь важно напомнить и о еще одном громком выпаде в адрес Мединского. Так, всего за неделю до этих событий ассоциация владельцев кинотеатров России, в которую входят представители среднего и малого бизнеса и, разумеется, крупнейшая отечественная киносеть, принадлежащая Александру Мамуту, выступила с обвинениями в адрес главы Минкульта. Мединского тогда обвинили в систематическом разрушении российской киноиндустрии. Прокатчики жаловались, что министерство вредит зрителям и бизнесу, вводя новые инструменты цензуры. Тогда речь шла о смещении премьер «Бегущего в лабиринте» и «Паддингтона 2» на две недели, что якобы было сделано в угоду российским фильмам «Скиф» и «Движение вверх».

И бизнесу тогда удалось отстоять обе ущемленные в правах картины. «Бегущий в лабиринте» вернулся в прокат уже на следующий день после того, как было опубликовано это обращение. А вот с «Паддингтоном» немного задержались, но и он был возвращен в прокатную сетку уже через три дня. Рискнем предположить, что после этого уязвимость Мединского на посту главы Минкульта стала очевидной для его ближайшего оппонента в борьбе за министерское кресло в новом составе правительства. На носу ведь новые президентские выборы. То есть, демарш «Пионера» можно рассматривать как еще один ключевой эпизод в только начинающемся противостоянии.

Последнее слово за зрителем

Самое смешное в скандале со «Смертью Сталина» видится нам в том, что фильм после всех этих запретов, пересудов, реакций со стороны политиков и деятелей культуры непременно захотят посмотреть сотни тысяч россиян. И это, конечно же, станет еще одним ударом по позициям министра культуры. В Сети уже сейчас любое обсуждение скандальной истории с британской комедией пестрит сообщениями о том, как многие пользователи ждут выхода фильма на цифровых носителях, чтобы непременно его посмотреть. Так уж у нас повелось, и расхожая фраза «запретный плод сладок» действует на россиян лучше всяких мотивационных речей, исходящих из уст стивов джобсов, илонов масков и других.

Вишенкой на торте могут стать и комментарии зрителей, успевших попасть в тот самый кинотеатр «Пионер» на показ «Смерти Сталина». Журналисты, собравшиеся в фойе кинотеатра и поджидавшие первых зрителей картины, сумели получить от них первые отзывы. Выглядели они вполне осязаемо. «Жуткий фильм. В том плане, что показано в нем больше правды. Досадно лишь, что об этом не мы показываем, а британцы», - заявила представителям прессы одна из зрительниц. По словам женщины, фильм ее изначально вообще не интересовал, на сеанс она решила пойти лишь по одной единственной причине – потому что фильм «запретили».

Проще говоря, старое русское «вопреки» снова заставляет говорить о том, что в этой истории Минкульт сыграл неудачно, сыграл против себя, поставил Мединского в неловкое положение, выпутываться из которого будет сложно. Не лишним будет напомнить и о том, что билеты на показы сатирической комедии в кинотеатре «Пионер» давно раскуплены, а ведь фильм здесь планируют сохранить в расписании вплоть до 3 февраля. То есть, еще минимум неделю зал будет заполнен, символично показывая протест простого зрителя, которому не до запретов, который хочет решать сам, что плохо, а что хорошо. Как емко подметила обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова, скандал с запретом фильма говорит лишь о том, что депутаты и чиновники попросту не верят в моральность личного выбора граждан. Ну, не могут, дескать, простые россияне самостоятельно отличить мерзкое от гениального, вот и приходится их направлять - это наше историческое «все», наше сакральное, наша боль и судьба.

Нам поможет Чайка?

Буквально загнав себя в угол в попытках выдавить «неугодные» произведения в пользу «угодным» отечественным шедеврам кинематографа, Министерство культуры поднапряглось и выдавило из себя очередной крик о помощи. В этот раз попытались привлечь внимание не кого-нибудь, а Генеральной прокуратуры и ее главы Юрия Чайки. И результат не заставил себя ждать. Как только появились перспективы прокурорского вмешательства, многие СМИ сразу же сообщили: «Пионер» отменил все оставшиеся показы «Смерти Сталина».

Ну, вот, казалось бы, и можно ставить крест на попытках Мамута выбить последнюю ножку табуретки и без того шатающейся под пятой точкой руководства министерства на ручном управлении. Но замешать нужный колер, судя по всему, не получилось и в этот раз. Ну, допустим, Генпрокуратура действительно возбудится по этому поводу. Не последует ли за этим еще большее кипение масс? Российская практика давно показала, что пинать неугодных нужно не слишком показательно, иначе найдется противовес и среди тех, кто, казалось бы, готов слепо следовать указаниям свыше.

Даже высказавшиеся в поддержку политики Минкульта неудержимые поборники морали и патриотизма выглядят на этом фоне как очередная неверно разыгранная карта. Поддержавший ведомство Мединского Никита Михалков, как мы знаем, хорошо знаком по «бесогону» с главой Общественного совета при Минкульте Поляковым. А глава кинокомпании «Каро-Премьер» Алексей Рязанцев и вовсе, похоже, пытается выбить для себя очередную порцию благосклонности и отхватить самые «вкусные» премьерные даты. Тут уж, как говорится, пока других пинают, есть время развернуться.

Киселев, Соловьев, Прилепин, Драпеко, Пожигайло – все как на подбор люди, давно ассоциирующиеся у россиян с попытками власти удержать контроль над «зарвавшимися поборниками пятой колонны». В действительности же красная нить снова ведет нас к мыслям о предстоящей борьбе за пост «главного по культуре» в стране. И хорошо, если он достанется тому же Мамуту или сохранится за Мединским. Но вдруг фавориты гонки в пылу борьбы пообломают друг другу крылья и вакантное место достанется члену Высшего совета партии «Единая Россия» Елене Ямпольской? Можно только гадать, какими невинными нам будут казаться пока еще громкие скандалы вокруг персоны Мединского. При этом последний раз за разом продолжает разыгрывать все новые партии, и в каждой, словно сам того не понимая, играет против себя.
Полная версия публикации
Общество 26.01.2018 18:44
Подъемные ворота в зимний период более практичны
Общество 26.01.2018 19:22
Железную дорогу через Крымский мост полностью электрифицируют‍
Общество 29.01.2018 05:34
Житель Кемерова погиб, выпав с шестого этажа