Послать по-украински
Украинские и российские политологи сейчас гадают, зачем Администрация президента Украины Петра Порошенко использовала ротацию посла РФ Михаила Зурабова, чтобы раздуть международный скандал?
Не послать ли нам посла?
Как уже сообщалось, 28 июля 2016 года президент РФ Владимир Путин принял решение отозвать Михаила Зурабова с должности Чрезвычайного и Полномочного посла России на Украине. По решению МИД РФ, согласованному с кремлевской администрацией, заменить Зурабова должен был Михаил Бабич, занимающий пост полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе.
Дипломатические процедуры требуют, чтобы Россия как страна, направляющая посла, сначала запросила предварительное согласие (агреман) у президента Украины. Обычно, если принимающая страна не желает видеть послом ту или иную фигуру, то МИД максимально кулуарно отказывает в агремане либо затягивает процесс до такой степени, что отправляющая сторона сама догадывается о таком нежелании. Но официальная политика нынешней власти Украины – это максимальная конфронтация с Россией под предлогом «российской агрессии» в Донбассе. При этом сам Петр Порошенко и его окружение еще выглядят достаточно адекватными фигурами на фоне остальных украинских политиков с их ежедневными «пятиминутками ненависти» в отношении РФ. Хотя бы потому, что на телекамеры сам Порошенко постоянно кричит о «российской угрозе», а вот на деле периодически не прочь договариваться. Особенно, если речь идет о коммерческой выгоде его самого и бизнесменов из его окружения.
И в данном случае Порошенко дал отмашку на максимальное обострение, потому как 3 августа 2016 года в нарушение дипломатической практики замглавы МИД Украины Елена Зеркаль в эфире «Пятого канала» (принадлежит самому Порошенко) прямым текстом заявила насчет кандидатуры Михаила Бабича: «Этот вопрос снят с повестки дня. По крайней мере, так, как он был поставлен - снят с повестки дня». На политическом языке такой ответ означает прилюдный и больной «щелчок по носу». А отказ принимать посла в дипломатической практике рассматривается как жесткое обострение отношений. К слову, администрация Порошенко еще 17 марта 2014 года из-за ситуации с Крымом отозвала Чрезвычайного и Полномочного посла Украины в РФ Владимира Ельченко. Поэтому с тех пор и по сей день фигура №1 в посольстве Украины в РФ – это временный поверенный в делах Руслан Нимчинский.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков попытался смягчить ситуацию. «Некорректной является постановка вопроса о том, что Бабичу отказано в агремане. Идут различные дипломатические процедуры предварительного согласования, которые выполняются в режиме тишины. Российская сторона предлагала и по-прежнему предлагает известный вариант», - гласит его официальное заявление. Но в данном случае речь идет уже о желании сохранить лицо после «щелчка по носу».
Зурабов Черномырдина не слаще
Ряд российских СМИ не преминул «на прощание» хорошенько пнуть посла Зурабова, заявив, что он не идет ни в какое сравнение со своим предшественником Виктором Черномырдиным. Утверждение достаточно спорное. Действительно, украинские и российские СМИ любили цитировать Черномырдина. Разве что его яркие фразы (например, «Не успел приехать, на тебе, припечатал, тоже разумник. У нас тут своих много. Не успеваем отмахиваться» - о приезде нового посла США Джона Хербста) чаще всего были поводом посмеяться не над юмором, а над самим автором.
Действительно, Черномырдин гораздо ярче Зурабова присутствовал в информационной среде Украины. Если же оценивать по таким критериям, как отношение украинцев к России и влияние РФ, то и у первого, и у второго результаты были провальными. Вряд ли кто сформулирует оценки лучше политтехнолога Олега Матвейчева, посвятившего работе Черномырдина в Киеве несколько абзацев в своей книге «Суверенитет духа»: «Сравните двух послов на Украине времен «оранжевой революции»: американского Хербста и российского Черномырдина. Один вел себя как полноправный хозяин в американской колонии, оказывал давление на Верховную Раду, на администрацию Президента, постоянно проводил совещания с оппозицией, координировал деятельность сотен НГО и НКО, хотя экономическая зависимость Украины от США в 100 с лишним раз меньше, чем от России», - подчеркивает автор стиль американской внешней политики.
«В то же время Черномырдин больше выступал в роли шута. Когда Украина смеялась над Черномырдиным, она смеялась над Россией. Добавьте сюда некомпетентность и, по сути, политику предательства национальных интересов со стороны нашего посольства. Я сам был свидетелем того, как в День России 12 июня 2004 года подведомственное Черномырдину Одесское Российское консульство не допустило на торжественный прием лидера русской общины Одессы В. Каурова, авторитетного защитника русского языка, Православия. И все это только потому, что у националистических украинских властей Кауров вызывал аллергию, а наше консульство не хотело их раздражать...» - Матвейчев подкрепляет свои оценки с помощью личных примеров из жизни.
Точно такие же оценки справедливы и в отношении фигуры Михаила Зурабова. Как Черномырдин во время «оранжевого Майдана» 2004 года, так и Зурабов во время переворота 2013-2014 годов продемонстрировали полную неготовность. А, значит, и полную беспомощность перед лицом происходящих событий, когда США, опираясь на подготовленные отряды боевиков, проплаченные СМИ, политиков и экспертов, осуществили «цветной переворот» как перед этим в Югославии, Грузии, Киргизии, Египте, Тунисе, Алжире и многих других странах.
А Васька слушает да ест
Вместе с тем, в связи с очевидным обострением отношений между Украиной и Россией (а дипломатический скандал развивается на фоне жесткого обострения боевых действий в Донбассе) остается несколько вопросов.
Почему администрация Порошенко не потребовала отозвать российского посла Михаила Зурабова сразу после референдума в Крыму? Отказ в агремане для новой фигуры – это скандал одного уровня, а требование покинуть территорию страны от действующего посла – скандал гораздо более масштабный. Опять-таки, принудительная высылка посла – это громкий симптом того, что страна готовится объявить войну. А согласно официальной пропаганде, Украина – жертва «российской агрессии». К тому же Зурабову удалось наладить хорошие личные отношения с Петром Порошенко (поскольку кроме денег и власти никаких других интересов у украинского президента нет, то, скорее всего, на почве денежной выгоды).
Как дальше будет развиваться ситуация с назначением нового посла Российской Федерации? Для более точного понимания ситуации нужно учесть характерную черту Порошенко & Co – украинский президент и его люди часто поступают по принципу «чем хуже для Украины, тем лучше для нас», стараясь использовать к своей выгоде любые ситуации, будь то скандалы, бои в Донбассе, коррупционные обвинения и т.д.
Поэтому, если Россия и Украина не придут к согласию относительно кандидатуры посла РФ, люди Порошенко с удовольствием используют такой повод в целях собственной выгоды.
Экономические и политические отношения между Украиной и Россией продолжают существовать. И в любом случае требуется модератор таких отношений. И здесь можно смело прогнозировать, что Порошенко и его окружение попытаются замкнуть весь массив российско-украинских отношений на себя. Чтобы российский или украинский бизнесмен, политик или деятель культуры, столкнувшись с проблемами, несли свои просьбы именно в Администрацию украинского президента на улице Банковая в Киеве. А там уже Порошенко & Co будут решать, кому «решать вопросы», а кому нет.
Наконец, резко идут на повышение акции таких влиятельных переговорщиков, как Виктор Медведчук (представитель Украины в Минской контактной группе), которые не занимают высоких официальных должностей, но имеют такое преимущество, как личные отношения с Владимиром Путиным.
То есть, можно прогнозировать, что если официальные дипломатические каналы окажутся временно заблокированными, на первый план в отношениях России с Украиной выдвигаются фигуры, которые будут решать политические и бизнес-вопросы с помощью собственных связей, высокой должности или международного авторитета.
Как уже сообщалось, 28 июля 2016 года президент РФ Владимир Путин принял решение отозвать Михаила Зурабова с должности Чрезвычайного и Полномочного посла России на Украине. По решению МИД РФ, согласованному с кремлевской администрацией, заменить Зурабова должен был Михаил Бабич, занимающий пост полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе.
Дипломатические процедуры требуют, чтобы Россия как страна, направляющая посла, сначала запросила предварительное согласие (агреман) у президента Украины. Обычно, если принимающая страна не желает видеть послом ту или иную фигуру, то МИД максимально кулуарно отказывает в агремане либо затягивает процесс до такой степени, что отправляющая сторона сама догадывается о таком нежелании. Но официальная политика нынешней власти Украины – это максимальная конфронтация с Россией под предлогом «российской агрессии» в Донбассе. При этом сам Петр Порошенко и его окружение еще выглядят достаточно адекватными фигурами на фоне остальных украинских политиков с их ежедневными «пятиминутками ненависти» в отношении РФ. Хотя бы потому, что на телекамеры сам Порошенко постоянно кричит о «российской угрозе», а вот на деле периодически не прочь договариваться. Особенно, если речь идет о коммерческой выгоде его самого и бизнесменов из его окружения.
И в данном случае Порошенко дал отмашку на максимальное обострение, потому как 3 августа 2016 года в нарушение дипломатической практики замглавы МИД Украины Елена Зеркаль в эфире «Пятого канала» (принадлежит самому Порошенко) прямым текстом заявила насчет кандидатуры Михаила Бабича: «Этот вопрос снят с повестки дня. По крайней мере, так, как он был поставлен - снят с повестки дня». На политическом языке такой ответ означает прилюдный и больной «щелчок по носу». А отказ принимать посла в дипломатической практике рассматривается как жесткое обострение отношений. К слову, администрация Порошенко еще 17 марта 2014 года из-за ситуации с Крымом отозвала Чрезвычайного и Полномочного посла Украины в РФ Владимира Ельченко. Поэтому с тех пор и по сей день фигура №1 в посольстве Украины в РФ – это временный поверенный в делах Руслан Нимчинский.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков попытался смягчить ситуацию. «Некорректной является постановка вопроса о том, что Бабичу отказано в агремане. Идут различные дипломатические процедуры предварительного согласования, которые выполняются в режиме тишины. Российская сторона предлагала и по-прежнему предлагает известный вариант», - гласит его официальное заявление. Но в данном случае речь идет уже о желании сохранить лицо после «щелчка по носу».
Зурабов Черномырдина не слаще
Ряд российских СМИ не преминул «на прощание» хорошенько пнуть посла Зурабова, заявив, что он не идет ни в какое сравнение со своим предшественником Виктором Черномырдиным. Утверждение достаточно спорное. Действительно, украинские и российские СМИ любили цитировать Черномырдина. Разве что его яркие фразы (например, «Не успел приехать, на тебе, припечатал, тоже разумник. У нас тут своих много. Не успеваем отмахиваться» - о приезде нового посла США Джона Хербста) чаще всего были поводом посмеяться не над юмором, а над самим автором.
Действительно, Черномырдин гораздо ярче Зурабова присутствовал в информационной среде Украины. Если же оценивать по таким критериям, как отношение украинцев к России и влияние РФ, то и у первого, и у второго результаты были провальными. Вряд ли кто сформулирует оценки лучше политтехнолога Олега Матвейчева, посвятившего работе Черномырдина в Киеве несколько абзацев в своей книге «Суверенитет духа»: «Сравните двух послов на Украине времен «оранжевой революции»: американского Хербста и российского Черномырдина. Один вел себя как полноправный хозяин в американской колонии, оказывал давление на Верховную Раду, на администрацию Президента, постоянно проводил совещания с оппозицией, координировал деятельность сотен НГО и НКО, хотя экономическая зависимость Украины от США в 100 с лишним раз меньше, чем от России», - подчеркивает автор стиль американской внешней политики.
«В то же время Черномырдин больше выступал в роли шута. Когда Украина смеялась над Черномырдиным, она смеялась над Россией. Добавьте сюда некомпетентность и, по сути, политику предательства национальных интересов со стороны нашего посольства. Я сам был свидетелем того, как в День России 12 июня 2004 года подведомственное Черномырдину Одесское Российское консульство не допустило на торжественный прием лидера русской общины Одессы В. Каурова, авторитетного защитника русского языка, Православия. И все это только потому, что у националистических украинских властей Кауров вызывал аллергию, а наше консульство не хотело их раздражать...» - Матвейчев подкрепляет свои оценки с помощью личных примеров из жизни.
Точно такие же оценки справедливы и в отношении фигуры Михаила Зурабова. Как Черномырдин во время «оранжевого Майдана» 2004 года, так и Зурабов во время переворота 2013-2014 годов продемонстрировали полную неготовность. А, значит, и полную беспомощность перед лицом происходящих событий, когда США, опираясь на подготовленные отряды боевиков, проплаченные СМИ, политиков и экспертов, осуществили «цветной переворот» как перед этим в Югославии, Грузии, Киргизии, Египте, Тунисе, Алжире и многих других странах.
А Васька слушает да ест
Вместе с тем, в связи с очевидным обострением отношений между Украиной и Россией (а дипломатический скандал развивается на фоне жесткого обострения боевых действий в Донбассе) остается несколько вопросов.
Почему администрация Порошенко не потребовала отозвать российского посла Михаила Зурабова сразу после референдума в Крыму? Отказ в агремане для новой фигуры – это скандал одного уровня, а требование покинуть территорию страны от действующего посла – скандал гораздо более масштабный. Опять-таки, принудительная высылка посла – это громкий симптом того, что страна готовится объявить войну. А согласно официальной пропаганде, Украина – жертва «российской агрессии». К тому же Зурабову удалось наладить хорошие личные отношения с Петром Порошенко (поскольку кроме денег и власти никаких других интересов у украинского президента нет, то, скорее всего, на почве денежной выгоды).
Как дальше будет развиваться ситуация с назначением нового посла Российской Федерации? Для более точного понимания ситуации нужно учесть характерную черту Порошенко & Co – украинский президент и его люди часто поступают по принципу «чем хуже для Украины, тем лучше для нас», стараясь использовать к своей выгоде любые ситуации, будь то скандалы, бои в Донбассе, коррупционные обвинения и т.д.
Поэтому, если Россия и Украина не придут к согласию относительно кандидатуры посла РФ, люди Порошенко с удовольствием используют такой повод в целях собственной выгоды.
Экономические и политические отношения между Украиной и Россией продолжают существовать. И в любом случае требуется модератор таких отношений. И здесь можно смело прогнозировать, что Порошенко и его окружение попытаются замкнуть весь массив российско-украинских отношений на себя. Чтобы российский или украинский бизнесмен, политик или деятель культуры, столкнувшись с проблемами, несли свои просьбы именно в Администрацию украинского президента на улице Банковая в Киеве. А там уже Порошенко & Co будут решать, кому «решать вопросы», а кому нет.
Наконец, резко идут на повышение акции таких влиятельных переговорщиков, как Виктор Медведчук (представитель Украины в Минской контактной группе), которые не занимают высоких официальных должностей, но имеют такое преимущество, как личные отношения с Владимиром Путиным.
То есть, можно прогнозировать, что если официальные дипломатические каналы окажутся временно заблокированными, на первый план в отношениях России с Украиной выдвигаются фигуры, которые будут решать политические и бизнес-вопросы с помощью собственных связей, высокой должности или международного авторитета.