Прецедент: налоговая достала Владимира Щербакова и в Голландии
Владельцы офшоров могут быть оперативно раскрыты по запросу Федеральной налоговой службы. Взыскивая налог на прибыль с компании «Автотор-Менеджемент», ФНС добилась от властей Голландии ответа, кто скрывается за номинальным директором местной компании-партнера. Им оказался основатель «Автотора» Владимир Щербаков.
Запрос в Голландию
В начале декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу ЗАО «Автотор-Менеджмент» на решение ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 о доначислении налога на прибыль за 2010–2011 годы в 596,1 млн руб. с учетом штрафов и пени. Текст решения опубликован в картотеке арбитражных дел 12 декабря. Особенностью этого дела стала работа ФНС с офшорами.
В ходе выездной проверки в начале этого года инспекция выявила уклонение компании от уплаты налогов. В частности, «Автотор-Менеджмент» по ценам на 20% выше рыночных арендовал имущество у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), занижая свою налогооблагаемую базу, полагают в ФНС. Обе компании входят в одну группу лиц, БАЗ на момент проверки значился резидентом калининградской особой экономической зоны и не платил налог на прибыль и имущество.
В материалах суда сказано, что в 2006 году ряд холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставный капитал БАЗ свое имущество: здания, сооружения, оборудование. Далее БАЗ это имущество сдавал автосборочным структурам, а также «Автотор-Менеджменту». Прибыль БАЗ в виде дивидендов направляла голландской Doan B.V.
ФНС удалось получить информацию о конечном бенефициаре этого офшора. Как следует из показаний управляющего Doan B.V. в 2010–2011 годах Люка Роберта (приводятся в материале суда), бенефициар компании — Владимир Щербаков, председатель совета директоров холдинга «Автотор».
Представитель МИФНС №8 отказался от комментариев. В «Автоторе» на запрос оперативно ответить не смогли.
Соглашения заработали
Нидерландская сторона предоставила сведения о Doan B.V. на основании соглашения между Россией и королевством от 1996 года «Об избежании двойного налогообложения». По словам управляющего партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в порядке обмена информацией по соглашению двух стран госорганы могут передавать данные о получении дивидендов, прибыли, доходов от недвижимости и самих налогоплательщиках. Но случаев, чтобы это работало на практике, он привести не смог.
В юридической практике это первый случай безусловной помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа, утверждают опрошенные юристы. «Этот прецедент будет играть решающую роль для тех, кто явно злоупотребляет и пока не боится никаких последствий», — считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. История с Щербаковым, полагает юрист, исключит возможность использования транзитных компаний в высоконалоговых юрисдикциях.
Дело «Автотора» показывает, что российские налоговые органы уделяют все больше внимания не только документам, но и свидетельским показаниям — и не только во внутрироссийских операциях, но и в международных, добавляет старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов.
По словам Захарова, в зону риска теперь попадают все, кто использует голландскую и подобные юрисдикции для агрессивного налогового планирования. Им придется либо полностью перевести свой бизнес в Россию, либо переструктурировать свою деятельность.
Громких налоговых дел, которые основывались бы на раскрытии бенефициара через транзитную юрисдикцию или офшор, не было, подтверждает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов.
Дело о льготах
Просмотр схемы в полном размере - здесь
«Автотор-Менеджмент» входит в калининградский холдинг «Автотор», который собирает автомобили Kia, BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel и Hyundai. Его основатель и основной владелец — Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» занимается контрактной сборкой Opel и Chevrolet.
После налоговой проверки в начале этого года претензии были предъявлены ЗАО «Автотор-Менеджмент», ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям доначислен налог на прибыль в 3,5 млрд руб. (см. РБК от 27 ноября).
Источник в топ-менеджменте «Автотора» говорил, что ФНС использовала неверную методику расчета арендных ставок, посчитав сборочные мощности по цене пустого склада.
В начале декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу ЗАО «Автотор-Менеджмент» на решение ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 о доначислении налога на прибыль за 2010–2011 годы в 596,1 млн руб. с учетом штрафов и пени. Текст решения опубликован в картотеке арбитражных дел 12 декабря. Особенностью этого дела стала работа ФНС с офшорами.
В ходе выездной проверки в начале этого года инспекция выявила уклонение компании от уплаты налогов. В частности, «Автотор-Менеджмент» по ценам на 20% выше рыночных арендовал имущество у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), занижая свою налогооблагаемую базу, полагают в ФНС. Обе компании входят в одну группу лиц, БАЗ на момент проверки значился резидентом калининградской особой экономической зоны и не платил налог на прибыль и имущество.
В материалах суда сказано, что в 2006 году ряд холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставный капитал БАЗ свое имущество: здания, сооружения, оборудование. Далее БАЗ это имущество сдавал автосборочным структурам, а также «Автотор-Менеджменту». Прибыль БАЗ в виде дивидендов направляла голландской Doan B.V.
ФНС удалось получить информацию о конечном бенефициаре этого офшора. Как следует из показаний управляющего Doan B.V. в 2010–2011 годах Люка Роберта (приводятся в материале суда), бенефициар компании — Владимир Щербаков, председатель совета директоров холдинга «Автотор».
Представитель МИФНС №8 отказался от комментариев. В «Автоторе» на запрос оперативно ответить не смогли.
Соглашения заработали
Нидерландская сторона предоставила сведения о Doan B.V. на основании соглашения между Россией и королевством от 1996 года «Об избежании двойного налогообложения». По словам управляющего партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в порядке обмена информацией по соглашению двух стран госорганы могут передавать данные о получении дивидендов, прибыли, доходов от недвижимости и самих налогоплательщиках. Но случаев, чтобы это работало на практике, он привести не смог.
В юридической практике это первый случай безусловной помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа, утверждают опрошенные юристы. «Этот прецедент будет играть решающую роль для тех, кто явно злоупотребляет и пока не боится никаких последствий», — считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. История с Щербаковым, полагает юрист, исключит возможность использования транзитных компаний в высоконалоговых юрисдикциях.
Дело «Автотора» показывает, что российские налоговые органы уделяют все больше внимания не только документам, но и свидетельским показаниям — и не только во внутрироссийских операциях, но и в международных, добавляет старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов.
По словам Захарова, в зону риска теперь попадают все, кто использует голландскую и подобные юрисдикции для агрессивного налогового планирования. Им придется либо полностью перевести свой бизнес в Россию, либо переструктурировать свою деятельность.
Громких налоговых дел, которые основывались бы на раскрытии бенефициара через транзитную юрисдикцию или офшор, не было, подтверждает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов.
Дело о льготах
Просмотр схемы в полном размере - здесь
«Автотор-Менеджмент» входит в калининградский холдинг «Автотор», который собирает автомобили Kia, BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel и Hyundai. Его основатель и основной владелец — Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» занимается контрактной сборкой Opel и Chevrolet.
После налоговой проверки в начале этого года претензии были предъявлены ЗАО «Автотор-Менеджмент», ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям доначислен налог на прибыль в 3,5 млрд руб. (см. РБК от 27 ноября).
Источник в топ-менеджменте «Автотора» говорил, что ФНС использовала неверную методику расчета арендных ставок, посчитав сборочные мощности по цене пустого склада.