Предприниматели в среднем платят ревизорам 28 тыс. рублей за проверку
В РАНХиГС оценили затраты малого бизнеса в связи с контрольно-надзорными мероприятиями. 15% респондентов признали, что в 2016 году платили чиновникам «неформальные вознаграждения» при проверках — в среднем 28 тыс. рублей. Эта цифра может быть занижена, говорят в Transparency International.
Специалисты Центра технологий государственного управления совместно с экспертами Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС провели социологическое исследование, в ходе которого поинтересовались у предпринимателей, как часто им приходится выплачивать незаконное вознаграждение проверяющим. Для участия в опросе было отобрано 1 тыс. бизнесменов, проживающих в 28 субъектах федерации. 95% из них являются индивидуальными предпринимателями либо владельцами малых компаний.
Участники опроса подтвердили, что объявленный правительством запрет на плановые ревизии малого бизнеса действует на практике. Если в 2011 году предприниматели заявляли, что на их компаниях проверяющие побывали в среднем 3,3 раза за год, то сейчас – только 2,5 раза. Как правило, инспекторов интересует соблюдение противопожарных норм, фискального законодательства и требований санитарного характера.
Тем не менее реже платить проверяющим за лояльность бизнесмены не стали. 15% признались, что откупались от инспекторов, при этом средний размер взятки за одну ревизию достиг 28 тыс. рублей. Между оборотом бизнеса и размером взятки есть прямая зависимость, говорит куратор опроса, директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Если ИП откупаются в среднем за 14 тыс. рублей, а микропредприятия – за 27 тыс. рублей, то крупные компании вынуждены платить порядка 140 тыс. рублей.
Замруководителя «Transparency International Россия» Илья Шуманов полагает, что результаты исследования существенно занижены, как и суммы взяток. Во время аналогичных исследований организации в оплате лояльности проверяющих признавались 51% бизнесменов – такой результат был зафиксирован четыре года назад в Калининградской области. Что касается размера вознаграждения, то для представителей силовых структур оно явно выше, нежели 27 тыс. рублей, убежден Шуманов.
В то же время, в ходе исследования РАНХиГС, предприниматели заявили, что сопровождение проверок влечет и другие ощутимые траты, которые не являются взятками. 24% предпринимателей и компаний теряют рабочее время, 5% - и вовсе приостанавливают деятельность на время ревизии, а 12% платят порядка 123 тыс. в год юристам, которые разбираются с претензиями инспекторов.
Участники опроса подтвердили, что объявленный правительством запрет на плановые ревизии малого бизнеса действует на практике. Если в 2011 году предприниматели заявляли, что на их компаниях проверяющие побывали в среднем 3,3 раза за год, то сейчас – только 2,5 раза. Как правило, инспекторов интересует соблюдение противопожарных норм, фискального законодательства и требований санитарного характера.
Тем не менее реже платить проверяющим за лояльность бизнесмены не стали. 15% признались, что откупались от инспекторов, при этом средний размер взятки за одну ревизию достиг 28 тыс. рублей. Между оборотом бизнеса и размером взятки есть прямая зависимость, говорит куратор опроса, директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Если ИП откупаются в среднем за 14 тыс. рублей, а микропредприятия – за 27 тыс. рублей, то крупные компании вынуждены платить порядка 140 тыс. рублей.
Замруководителя «Transparency International Россия» Илья Шуманов полагает, что результаты исследования существенно занижены, как и суммы взяток. Во время аналогичных исследований организации в оплате лояльности проверяющих признавались 51% бизнесменов – такой результат был зафиксирован четыре года назад в Калининградской области. Что касается размера вознаграждения, то для представителей силовых структур оно явно выше, нежели 27 тыс. рублей, убежден Шуманов.
В то же время, в ходе исследования РАНХиГС, предприниматели заявили, что сопровождение проверок влечет и другие ощутимые траты, которые не являются взятками. 24% предпринимателей и компаний теряют рабочее время, 5% - и вовсе приостанавливают деятельность на время ревизии, а 12% платят порядка 123 тыс. в год юристам, которые разбираются с претензиями инспекторов.