Премьер 2.0 или новый «застой»?
Грядущие перестановки в правительстве стали главной политической темой после выборов. Впервые Владимир Путин заранее не объявил, кто возглавит кабмин в случае его победы, и снова заговорили о смене премьера. Кроме судьбы Дмитрия Медведева интересно и будущее экономического блока, от которого зависит выход страны из кризиса.
Премьерская интрига
Дмитрию Медведеву можно не ходить в гадалкам, желая узнать свое будущее – за него это делает чуть ли не вся страна. Ведь после своей инаугурации в мае вновь избранный президент Владимир Путин обещает обновить правительство. Он сообщил, что «предметно» начал думать о кандидатуре нового премьер-министра сразу после оглашения результатов выборов. И в этом смысле итог может быть более непредсказуемым, чем финал президентской кампании – все же сюрпризы остаются визитной карточкой Путина.
Помимо нынешнего главы кабмина называются имена весьма активного в последнее время экс-министра финансов, главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, первого вице-премьера Игоря Шувалова, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, президента Сбербанка Германа Грефа и даже мэра Москвы Сергея Собянина. Но главным претендентом на пост премьера многие все же считают Дмитрия Медведева. И главный вопрос: по какому пути решит пойти президент.
«С одной стороны, власть понимает, что тот мандат, который она получила – это мандат на обновление, об этом Путин уже дважды заявлял, - напомнил «Веку» директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. - С другой стороны, этот сверхвысокий результат может быть истолкован как мандат на сохранение статус-кво. Наверное, все-таки возобладает первый вариант, поэтому на персональном уровне перестановки в правительстве будут достаточно значительными, оно обновится процентов на 50-70. Но у Медведева высокие шансы сохранить свой пост, потому что особо доверенных лиц у Владимира Путина осталось не так много. И с этой точки зрения действующий премьер – почти оптимальная кандидатура. Соответственно, высокие шансы сохранить свой пост и у вице-премьера Аркадия Дворковича, потому что он представитель команды Медведева. Ну а слухи насчет Кудрина, как мне кажется, распространяются окружением самого Кудрина. У него есть однозначные премьерские амбиции, но тогда возникает вопрос – а Медведева куда? В этом случае нужно запускать масштабную череду перестановок, начиная с того, что, например, убирать Миллера из «Газпрома» и так далее. Не уверен, что на это пойдут», - заключает Салин.
«Впервые в новейшей истории кандидат в президенты Владимир Путин шел на выборы, не объявив заранее, кто будет возглавлять правительство дальше в случае его победы, - заявил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - Возможно, выбор еще не сделан, и все начнется с чистого листа. То есть без Дмитрия Медведева. Тогда усилится закулисная борьба кланов, центров силы и групп влияния за своего кандидата этот пост. Имя Медведева в ходе кампании не называли или потому, что он им не будет, или, опасаясь, что он, как премьер при будущем президенте мог бы негативно повлиять на исход выборов. Не проголосовал бы народ за президента Путина и премьер-министра Медведева так же, как за просто президента Путина. В этой связке Дмитрий Анатольевич – явный балласт, тянущий рейтинг победителя избирательной гонки вниз. В этом случае выходит, что президент реально понимает степень деструктивности нынешнего премьера в народном сознании, и, после выборов она никуда не исчезла. Но теперь отношение избирателей уже не имеет значения на итог голосования, и можно назначить главой кабинета кого угодно».
А политический обозреватель «Росбалта» Сергей Шелин добавляет: еще недавно универсальная беспомощность главы правительства создавала для Путина атмосферу комфорта, но сегодня желательно, чтобы люди его круга показывали народу другие качества. «Надежды, что Медведев их обретет, нет ни малейшей, - приводит портал Online812 мнение аналитика. - Он стал явным политическим обременением, которое при сильном желании можно, конечно, нести и дальше, но логичнее было бы сбросить с плеч. Однако логика высочайших решений не может быть такой прямолинейной. Кем заменить Медведева? Другой подставной персоной? Но премьеры калибра Михаила Фрадкова выглядели чем-то нормальным совсем в другие времена. Реакция снизу, да и не только снизу, на кого-нибудь странного и слабого сейчас совершенно непредсказуема, и вместо разрядки может еще и усилить напряжение. А возведение в премьеры человека, воспринимаемого, как сильная фигура, слишком похоже на назначение наследника. Так, по крайней мере, это поймут и даже, пожалуй, истолкуют как важнейшее стратегическое решение Путина за последние десять лет. Тоже рискованно и не увеличивает комфорт».
Коней на переправе…
Очевидно, закулисная битва кланов за пост премьера будет продолжаться прямо до дня инаугурации. Случайно ли среди других вероятных претендентов на должность главы правительства большинство в той или иной степени представляют (или представляли) представителей финансовой или экономической системы страны (экс-министр финансов, бывшие главы МЭР, ныне глава ЦБ и главного госбанка страны)? Очевидно, что в условиях продолжающегося кризиса и повсеместного «банкопада» финансово-экономический блок правительства выходит на авансцену (наряду с силовым), и не менее интересно, как будут развиваться события в Минфине и Минэкономразвития. По крайней мере, экономисты надеются хоть на какие-то перемены в этой сфере.
«Я исхожу из того, что предвыборное выступление Путина в парламенте (на котором показали мультики с ракетами) и есть его президентская программа, - заявил «Веку» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. - Согласно этой программе, ставка во внешней политике делается на силу. Раз так, экономика подчиняется целям обеспечения этой силы. Следовательно, приоритетом становится госзаказ в ВПК, социальная политика вторична. Раз так, бюджет не является существенным стимулом экономического роста. Напомню, что главным драйвером роста начала нулевых было восстановление и расширение социальных обязательств государства. Нефтяные деньги пошли в конечный спрос, он дал импульс к росту. Сейчас, даже если нефть будет расти и даст приток финансов, этого не произойдет.
Раз экономический рост у нас не в приоритете, а в приоритете сила, никакие реформы, кроме тех, что гарантируют сбалансированность бюджета, не нужны. Поэтому нас ждет постепенное повышение пенсионного возраста, которое назрело в силу роста продолжительности жизни. И, возможно, увеличение налогов, возможен рост НДФЛ и налогов на недвижимость. В любом случае, будет ужесточение фискального контроля. Всю любовь, демонстрируемая властями к теме цифровой экономики нужно понимать именно в этом ключе: будет введен контроль над транзакциями, в том числе частных лиц. С перечисленными задачами прекрасно справится тот состав правительства, который есть сейчас, поэтому ключевые фигуры останутся на своих местах: Медведев, Шойгу, Шувалов, Силуанов. Структура экспорта не изменится, производительность труда не вырастет, наша доля в глобальной экономике продолжит снижаться. Однако в ряде секторов мы можем сохранить лидирующие позиции. По экспорту вооружений, например, и, может быть, по Космосу, если курирование этой отрасли отдадут вменяемым людям, а не тем, кто сейчас этим занимается. Так же мы будем сильны в сельском хозяйстве. Путин = стабильность. Это очевидно. А стабильность - это когда будет то, что было».
По мнению экономиста, это не то, что нужно сегодня стране. «А нужно, на мой взгляд, завязывать с милитаризацией экономики, потому что она не конвертируется в экономический рост, - продолжает Голубовский. - Я думаю, что наращивание социальных расходов было бы правильнее для стимулирования роста. Я думаю, что и Набиуллина останется на своем месте. «Резать» банки у нее хорошо получается, а это то, что нужно крупнейшим госбанкам. Думаю, у нее полная поддержка либеральной «башни». Не вижу причин менять ей должность».
Что касается министра экономического развития Максима Орешкина, по мнению Дмитрия Голубовского, это «фигура второго эшелона». «Его могут и убрать, ибо он много и не к месту болтает, - говорит эксперт. - Но от этого в политике ничего не изменится. В-общем, я жду минимальных движений. И я, конечно, расстроен этой реальностью, но принимаю ее такой, как она есть. Главным риском этого срока Путина является обострение клановой войны. Здесь не до экономических реформ, к сожалению. Я думаю, мы увидим интересные схватки уже к концу этого года. Но предсказывать, кто кого будет есть, я пока не берусь. Если до кучи еще накатит рецессия в США, система может затрещать. Но, думаю, выдержит».
«Спад экономики еще не полностью пошел на подъем»
Как напоминает Дмитрий Солонников, еще в 2016 году Владимир Путин объявил, что нашей экономике нужен рост, опережающий среднемировой, то есть больше 3,5%. В прошлом году правительство и Минэкономразвития планировали около 2% - получили 1.1%. В нынешнем году планируют 1.8%.
«Если избранного президента устраивает такое отношение к его поручениям, то можно премьера и весь экономический блок оставить на своих местах, - говорит политолог. - Собственно можно оставить, прежде всего, премьера, дальше уже неважно. Если кроме слов действительно собираются что-то менять в экономике, то должны быть и кадровые перемены, но никто реально не знает, намечаются ли они. Если да, то есть два пути. Первый в либеральную сторону, то есть под лозунгом «Больше рынка, больше демократии!». Это надежда на помощь из-за рубежа, где процветает светоч мировой экономической мысли, где определяются все правила жизни, где решается, кому цвести, а кому тлеть. Это направление в экспертном сообществе, прежде всего, ассоциируется с командой Алексея Кудрина, который никогда и не скрывал своих будущих премьерских амбиций. Ни на какую другую роль Алексей Леонидович, без сомнений, и не согласится. Если ему доверят формировать состав нового кабинета, то и кадры на все потенциально вакантные должности у него найдутся. Нет смысла их сейчас обсуждать».
Но что делать новому либеральному кабинету в условиях ужесточающего мирового противостояния, как вписываться в мировую игру, откуда Россию все дальше и дальше выкидывают и принимать обратно с вновь избранным президентом не собираются, задается вопросом эксперт. Невозможно делать реверансы для ожидания инвестиций в российскую экономику, когда этих инвестиций не будет по определению. Ну, хоть ты летай…
«Другое дело, построение экономики с опорой на собственные экономические возможности, отказ от финансирования американских трежерис, построение собственного технологического и финансового контура и так далее. Казалось бы, у этого направления есть возможность для реализации. И даже исполнители на технологические функции вполне могут найтись. Но нет явного лидера данной идеологии федерального масштаба. Собственно, между этими позициями и стоит выбор: или ничего не менять, или организовывать разворот в либеральном или государственном направлении. Кадры есть откуда черпать. Это и молодые губернаторы-технократы, и высшее управленческое звено госкорпораций, а также предприятий ВПК, и представители научных кругов из РАНХиГС и ВШЭ», - подчеркивает Солонников.
«Разумеется, перемены назрели и не только в экономическом блоке правительства, - заявил «Веку» вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. - Еще до всех санкций было ясно, что в Белом доме не справляются, и экономика России растет в два раза меньше общемировой. Конечно, этому есть объективные причины - те же санкции, падение цен на энергоносители, но все-таки и ошибок было допущено много. Многие реформы не идут, указы президента не исполняются или исполняются из рук вон плохо (например, не получается увеличить конкурентоспособность России на международных рынках, повысить уровень жизни граждан, увеличить темпы роста строительства жилья и других отраслей производства и т.д.). Кто бы мог заменить Медведева на посту премьера, если Владимир Путин пойдет все-таки на такой кардинальный шаг? Часто мелькают фамилии главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной и президента Сбербанка Германа Грефа. Они оба не попали в последний расширенный санкционный список американцев, что как бы намекает - штатовцы готовы иметь с ними дело. С другой стороны, Путин не очень охотно расстается с проверенными людьми, а Дмитрий Медведев работает на президента уже много лет. Так что, вполне возможно, мы так и не дождемся перемен в правительстве, либо они будут носить «точечный» и «косметический» характер».
«Каждый раз после выборов общественность ждет перестановок в правительстве, - напомнил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Но ожидания почти всегда оказываются масштабнее, чем реальность. Почти не меняется политика, прежде всего экономическая. И как следствие, незачем проводить масштабную ротацию. Поэтому главным вопросом все же следует признать такой: будет ли меняться экономическая политика? Одним из основных маркеров в этом отношении могут служить объемы размещения резервов в американских и европейских госбумагах. На сегодняшний день мы исправно выплачиваем «дань», размещая резервы по низкой ставке и одновременно занимая деньги по более высокой. Кроме того, привлекаемые средства направляются в основном на краткосрочные нужды, а не на долгосрочное развитие. Что уже в свою очередь приводит и к недоинвестированию в инфраструктуру и невозможности реализовывать многие серьезные программы развития и ко многим другим негативным последствиям. Так что, каков бы ни был по составу новый экономический блок, реальные изменения он должен начинать с комплексной реформы государственных и общественных финансов. Это включает и налоговую реформу, и банковскую и давно назревшее введение материальной ответственности чиновников за растраты и коррупцию, и многие другие регулирующие мероприятия».
Правительство, откровенно говоря, этому всеми силами противится, но сама ситуация начинается подталкивать к реформам в финансовой и бюджетной сферах, подчеркивает эксперт. Ведь, как «безо всяких» говорил бывший глава правительства РФ, ныне покойный Виктор Черномырдин: спад экономики еще не полностью пошел на подъем.
Дмитрию Медведеву можно не ходить в гадалкам, желая узнать свое будущее – за него это делает чуть ли не вся страна. Ведь после своей инаугурации в мае вновь избранный президент Владимир Путин обещает обновить правительство. Он сообщил, что «предметно» начал думать о кандидатуре нового премьер-министра сразу после оглашения результатов выборов. И в этом смысле итог может быть более непредсказуемым, чем финал президентской кампании – все же сюрпризы остаются визитной карточкой Путина.
Помимо нынешнего главы кабмина называются имена весьма активного в последнее время экс-министра финансов, главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, первого вице-премьера Игоря Шувалова, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, президента Сбербанка Германа Грефа и даже мэра Москвы Сергея Собянина. Но главным претендентом на пост премьера многие все же считают Дмитрия Медведева. И главный вопрос: по какому пути решит пойти президент.
«С одной стороны, власть понимает, что тот мандат, который она получила – это мандат на обновление, об этом Путин уже дважды заявлял, - напомнил «Веку» директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. - С другой стороны, этот сверхвысокий результат может быть истолкован как мандат на сохранение статус-кво. Наверное, все-таки возобладает первый вариант, поэтому на персональном уровне перестановки в правительстве будут достаточно значительными, оно обновится процентов на 50-70. Но у Медведева высокие шансы сохранить свой пост, потому что особо доверенных лиц у Владимира Путина осталось не так много. И с этой точки зрения действующий премьер – почти оптимальная кандидатура. Соответственно, высокие шансы сохранить свой пост и у вице-премьера Аркадия Дворковича, потому что он представитель команды Медведева. Ну а слухи насчет Кудрина, как мне кажется, распространяются окружением самого Кудрина. У него есть однозначные премьерские амбиции, но тогда возникает вопрос – а Медведева куда? В этом случае нужно запускать масштабную череду перестановок, начиная с того, что, например, убирать Миллера из «Газпрома» и так далее. Не уверен, что на это пойдут», - заключает Салин.
«Впервые в новейшей истории кандидат в президенты Владимир Путин шел на выборы, не объявив заранее, кто будет возглавлять правительство дальше в случае его победы, - заявил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - Возможно, выбор еще не сделан, и все начнется с чистого листа. То есть без Дмитрия Медведева. Тогда усилится закулисная борьба кланов, центров силы и групп влияния за своего кандидата этот пост. Имя Медведева в ходе кампании не называли или потому, что он им не будет, или, опасаясь, что он, как премьер при будущем президенте мог бы негативно повлиять на исход выборов. Не проголосовал бы народ за президента Путина и премьер-министра Медведева так же, как за просто президента Путина. В этой связке Дмитрий Анатольевич – явный балласт, тянущий рейтинг победителя избирательной гонки вниз. В этом случае выходит, что президент реально понимает степень деструктивности нынешнего премьера в народном сознании, и, после выборов она никуда не исчезла. Но теперь отношение избирателей уже не имеет значения на итог голосования, и можно назначить главой кабинета кого угодно».
А политический обозреватель «Росбалта» Сергей Шелин добавляет: еще недавно универсальная беспомощность главы правительства создавала для Путина атмосферу комфорта, но сегодня желательно, чтобы люди его круга показывали народу другие качества. «Надежды, что Медведев их обретет, нет ни малейшей, - приводит портал Online812 мнение аналитика. - Он стал явным политическим обременением, которое при сильном желании можно, конечно, нести и дальше, но логичнее было бы сбросить с плеч. Однако логика высочайших решений не может быть такой прямолинейной. Кем заменить Медведева? Другой подставной персоной? Но премьеры калибра Михаила Фрадкова выглядели чем-то нормальным совсем в другие времена. Реакция снизу, да и не только снизу, на кого-нибудь странного и слабого сейчас совершенно непредсказуема, и вместо разрядки может еще и усилить напряжение. А возведение в премьеры человека, воспринимаемого, как сильная фигура, слишком похоже на назначение наследника. Так, по крайней мере, это поймут и даже, пожалуй, истолкуют как важнейшее стратегическое решение Путина за последние десять лет. Тоже рискованно и не увеличивает комфорт».
Коней на переправе…
Очевидно, закулисная битва кланов за пост премьера будет продолжаться прямо до дня инаугурации. Случайно ли среди других вероятных претендентов на должность главы правительства большинство в той или иной степени представляют (или представляли) представителей финансовой или экономической системы страны (экс-министр финансов, бывшие главы МЭР, ныне глава ЦБ и главного госбанка страны)? Очевидно, что в условиях продолжающегося кризиса и повсеместного «банкопада» финансово-экономический блок правительства выходит на авансцену (наряду с силовым), и не менее интересно, как будут развиваться события в Минфине и Минэкономразвития. По крайней мере, экономисты надеются хоть на какие-то перемены в этой сфере.
«Я исхожу из того, что предвыборное выступление Путина в парламенте (на котором показали мультики с ракетами) и есть его президентская программа, - заявил «Веку» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. - Согласно этой программе, ставка во внешней политике делается на силу. Раз так, экономика подчиняется целям обеспечения этой силы. Следовательно, приоритетом становится госзаказ в ВПК, социальная политика вторична. Раз так, бюджет не является существенным стимулом экономического роста. Напомню, что главным драйвером роста начала нулевых было восстановление и расширение социальных обязательств государства. Нефтяные деньги пошли в конечный спрос, он дал импульс к росту. Сейчас, даже если нефть будет расти и даст приток финансов, этого не произойдет.
Раз экономический рост у нас не в приоритете, а в приоритете сила, никакие реформы, кроме тех, что гарантируют сбалансированность бюджета, не нужны. Поэтому нас ждет постепенное повышение пенсионного возраста, которое назрело в силу роста продолжительности жизни. И, возможно, увеличение налогов, возможен рост НДФЛ и налогов на недвижимость. В любом случае, будет ужесточение фискального контроля. Всю любовь, демонстрируемая властями к теме цифровой экономики нужно понимать именно в этом ключе: будет введен контроль над транзакциями, в том числе частных лиц. С перечисленными задачами прекрасно справится тот состав правительства, который есть сейчас, поэтому ключевые фигуры останутся на своих местах: Медведев, Шойгу, Шувалов, Силуанов. Структура экспорта не изменится, производительность труда не вырастет, наша доля в глобальной экономике продолжит снижаться. Однако в ряде секторов мы можем сохранить лидирующие позиции. По экспорту вооружений, например, и, может быть, по Космосу, если курирование этой отрасли отдадут вменяемым людям, а не тем, кто сейчас этим занимается. Так же мы будем сильны в сельском хозяйстве. Путин = стабильность. Это очевидно. А стабильность - это когда будет то, что было».
По мнению экономиста, это не то, что нужно сегодня стране. «А нужно, на мой взгляд, завязывать с милитаризацией экономики, потому что она не конвертируется в экономический рост, - продолжает Голубовский. - Я думаю, что наращивание социальных расходов было бы правильнее для стимулирования роста. Я думаю, что и Набиуллина останется на своем месте. «Резать» банки у нее хорошо получается, а это то, что нужно крупнейшим госбанкам. Думаю, у нее полная поддержка либеральной «башни». Не вижу причин менять ей должность».
Что касается министра экономического развития Максима Орешкина, по мнению Дмитрия Голубовского, это «фигура второго эшелона». «Его могут и убрать, ибо он много и не к месту болтает, - говорит эксперт. - Но от этого в политике ничего не изменится. В-общем, я жду минимальных движений. И я, конечно, расстроен этой реальностью, но принимаю ее такой, как она есть. Главным риском этого срока Путина является обострение клановой войны. Здесь не до экономических реформ, к сожалению. Я думаю, мы увидим интересные схватки уже к концу этого года. Но предсказывать, кто кого будет есть, я пока не берусь. Если до кучи еще накатит рецессия в США, система может затрещать. Но, думаю, выдержит».
«Спад экономики еще не полностью пошел на подъем»
Как напоминает Дмитрий Солонников, еще в 2016 году Владимир Путин объявил, что нашей экономике нужен рост, опережающий среднемировой, то есть больше 3,5%. В прошлом году правительство и Минэкономразвития планировали около 2% - получили 1.1%. В нынешнем году планируют 1.8%.
«Если избранного президента устраивает такое отношение к его поручениям, то можно премьера и весь экономический блок оставить на своих местах, - говорит политолог. - Собственно можно оставить, прежде всего, премьера, дальше уже неважно. Если кроме слов действительно собираются что-то менять в экономике, то должны быть и кадровые перемены, но никто реально не знает, намечаются ли они. Если да, то есть два пути. Первый в либеральную сторону, то есть под лозунгом «Больше рынка, больше демократии!». Это надежда на помощь из-за рубежа, где процветает светоч мировой экономической мысли, где определяются все правила жизни, где решается, кому цвести, а кому тлеть. Это направление в экспертном сообществе, прежде всего, ассоциируется с командой Алексея Кудрина, который никогда и не скрывал своих будущих премьерских амбиций. Ни на какую другую роль Алексей Леонидович, без сомнений, и не согласится. Если ему доверят формировать состав нового кабинета, то и кадры на все потенциально вакантные должности у него найдутся. Нет смысла их сейчас обсуждать».
Но что делать новому либеральному кабинету в условиях ужесточающего мирового противостояния, как вписываться в мировую игру, откуда Россию все дальше и дальше выкидывают и принимать обратно с вновь избранным президентом не собираются, задается вопросом эксперт. Невозможно делать реверансы для ожидания инвестиций в российскую экономику, когда этих инвестиций не будет по определению. Ну, хоть ты летай…
«Другое дело, построение экономики с опорой на собственные экономические возможности, отказ от финансирования американских трежерис, построение собственного технологического и финансового контура и так далее. Казалось бы, у этого направления есть возможность для реализации. И даже исполнители на технологические функции вполне могут найтись. Но нет явного лидера данной идеологии федерального масштаба. Собственно, между этими позициями и стоит выбор: или ничего не менять, или организовывать разворот в либеральном или государственном направлении. Кадры есть откуда черпать. Это и молодые губернаторы-технократы, и высшее управленческое звено госкорпораций, а также предприятий ВПК, и представители научных кругов из РАНХиГС и ВШЭ», - подчеркивает Солонников.
«Разумеется, перемены назрели и не только в экономическом блоке правительства, - заявил «Веку» вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. - Еще до всех санкций было ясно, что в Белом доме не справляются, и экономика России растет в два раза меньше общемировой. Конечно, этому есть объективные причины - те же санкции, падение цен на энергоносители, но все-таки и ошибок было допущено много. Многие реформы не идут, указы президента не исполняются или исполняются из рук вон плохо (например, не получается увеличить конкурентоспособность России на международных рынках, повысить уровень жизни граждан, увеличить темпы роста строительства жилья и других отраслей производства и т.д.). Кто бы мог заменить Медведева на посту премьера, если Владимир Путин пойдет все-таки на такой кардинальный шаг? Часто мелькают фамилии главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной и президента Сбербанка Германа Грефа. Они оба не попали в последний расширенный санкционный список американцев, что как бы намекает - штатовцы готовы иметь с ними дело. С другой стороны, Путин не очень охотно расстается с проверенными людьми, а Дмитрий Медведев работает на президента уже много лет. Так что, вполне возможно, мы так и не дождемся перемен в правительстве, либо они будут носить «точечный» и «косметический» характер».
«Каждый раз после выборов общественность ждет перестановок в правительстве, - напомнил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Но ожидания почти всегда оказываются масштабнее, чем реальность. Почти не меняется политика, прежде всего экономическая. И как следствие, незачем проводить масштабную ротацию. Поэтому главным вопросом все же следует признать такой: будет ли меняться экономическая политика? Одним из основных маркеров в этом отношении могут служить объемы размещения резервов в американских и европейских госбумагах. На сегодняшний день мы исправно выплачиваем «дань», размещая резервы по низкой ставке и одновременно занимая деньги по более высокой. Кроме того, привлекаемые средства направляются в основном на краткосрочные нужды, а не на долгосрочное развитие. Что уже в свою очередь приводит и к недоинвестированию в инфраструктуру и невозможности реализовывать многие серьезные программы развития и ко многим другим негативным последствиям. Так что, каков бы ни был по составу новый экономический блок, реальные изменения он должен начинать с комплексной реформы государственных и общественных финансов. Это включает и налоговую реформу, и банковскую и давно назревшее введение материальной ответственности чиновников за растраты и коррупцию, и многие другие регулирующие мероприятия».
Правительство, откровенно говоря, этому всеми силами противится, но сама ситуация начинается подталкивать к реформам в финансовой и бюджетной сферах, подчеркивает эксперт. Ведь, как «безо всяких» говорил бывший глава правительства РФ, ныне покойный Виктор Черномырдин: спад экономики еще не полностью пошел на подъем.