Красноярский аэроэкспресс: назад в будущее

Судьба строительства железнодорожной ветки до международного аэропорта «Красноярск» продолжает висеть на волоске. Минтранс РФ ранее признал его экономически нецелесообразным. Тем не менее, президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству еще раз просчитать все варианты.

На сайте президента РФ опубликовано поручение рассмотреть вопрос о целесообразности строительства железнодорожной ветки от станции Бугач до международного аэропорта «с учетом перспектив развития хаба и Емельяновского района Красноярского края». Услышать доводы «за» и «против» Путин желает до конца апреля. Из текста поручения можно сделать вывод, что проект уже не связывается с Универсиадой, которая состоится в Красноярске зимой 2019 года.

Заметим, что Красноярцы уже второй год с замиранием сердца следят за судьбой железной дороги в аэропорт. Весной прошлого года Минтранс РФ приступил к проработке проекта. Предполагалось, что движение по ветке будет запущено к началу Всемирных студенческих игр. Сейчас пассажиры курсируют между аэропортом и краевым центром (это около 40 км) на рейсовых автобусах и такси. Это неудобно, а зачастую и опасно. Между таксистами (емельяновскими и красноярскими) идет настоящая война за клиентов. Пассажиры, вызвавшие официальное такси из Красноярска, не раз наблюдали, как приехавшей машине режут колеса, а водителя избивают и выкидывают на обочину. При таком «сервисе» и самому можно попасть под горячую руку работников извоза. Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь недавно - после открытия нового пассажирского терминала и ужесточения правил парковки на площади перед ним. Тем не менее, знакомый или родственник на машине – по-прежнему самый надежный способ уехать из аэропорта в Красноярск.

Предполагалось, что появление аэроэкспресса повысит и эффективность использования строящихся к Универсиаде горнолыжных комплексов и стадионов. Развитая инфраструктура обеспечит условия для привлечения в Красноярск туристов и спортсменов. В качестве примера приводился Сочи, где к Олимпиаде проложили скоростную ветку, соединившую город с аэропортом. И сейчас она активно работает, доставляя туристов к спортивным объектам. Между тем, в Минтрансе РФ сразу отметили, что реализовать проект будет непросто. Двух миллионов пассажиров в год, которые сегодня пользуются красноярским аэропортом, не хватает для рентабельности. Просчитанный порог для нее – 3,5 млн. человек. Кроме того, сооружение дороги – это дополнительные средства, которые в уже утвержденной российским правительством смете строительства и модернизации объектов будущей зимней Универсиады не предусмотрены.

Реклама на веке

Вариантов строительства ветки было несколько. Самый сложный – проложить новую трассу с нуля от Красноярска до аэропорта. Его отмели почти сразу. Затем вспомнили, что у аэропорта уже есть выход на Транссиб в районе станции Кача. Это технологическая железная дорога, по которой возят топливо и грузы. Но она не электрифицирована, поэтому сейчас здесь могут ходить только тепловозы. К тому же она однопутная и находится в частных руках – компании ОАО «В-Сибпромтранс». Для организации регулярного движения потребовалось бы договариваться с владельцем, а потом строить вторые пути, а также всю необходимую инфраструктуру. Есть и еще один существенный «минус» - значительная протяженность. Линия делает большой крюк. То есть, и время перевозки пассажиров увеличивается. По требованиям FISU гости Универсиады должны добираться от аэропорта до спортивных объектов не более чем за 40 минут. А с качинским вариантом это было бы примерно часа полтора.

В итоге нашли промежуточный вариант - тянуть ветку длиной 34 км от станции Бугач, а это практически черта Красноярска. Стоимость – 7,3 млрд. рублей. Основное финансирование – из федерального бюджета. 12% расходов брала на себя РЖД. В таком виде проект был презентован прошлым летом, но строительство все не начиналось, хотя Универсиада становилась все ближе. Наконец, в феврале в Красноярск прилетел Путин, а вместе с ним представители Минтранса РФ, которые всех огорошили: стройки не будет, подсчеты говорят об экономической неэффективности. Гостей Универсиады будут возить специальными автобусами, которые закупят к началу соревнований аж на миллиард с лишним рублей.

Тем не менее, последнее поручение Путина говорит, что надежда на строительство еще остается, ведь ранее президент своим политическим решением уже «воскресил» другой красноярский долгоиграющий проект – метрополитен, который стоит гораздо больше, чем аэроэкспресс. Очевидно, что построить аэроэкспресс к Универсиаде уже не успеют, но «электричка в аэропорт» решит множество других гораздо более важных задач. Как пояснили «Веку» в Минтрансе Красноярского края, маршрут ветки проходит через многие населенные пункты Емельяновского района, которые находятся в зоне притяжения Красноярска – деревни Минино, Дрокино, сам райцентр Емельяново. Это десятки тысяч человек трудоспособного населения, чья мобильность значительно повысится. «Район активно развивается, есть планы по увеличению застройки. Новая электричка будет способствовать их ускоренному выполнению», - говорят в министерстве.

На то, что строительство все-таки начнется, рассчитывают и в аэропорту. Для компании это основа для перспективного роста пассажиропотока (в полтора раза – как раз почти до необходимых для окупаемости аэроэкспресса - 3 млн. человек к 2027 году) и грузопотока. «Речь уже давно не идет об аэроэкспрессе, - заявил «Веку» гендиректор аэропорта «Красноярск» Андрей Метцлер. – Сейчас мы говорим про строительство полноценной грузопассажирской железной дороги. Мы со своей стороны можем проект только приветствовать и приближать его начало всеми доступными нам способами».

Реклама на веке
Без «Новичка» виноватые В Москве за экстремизм арестованы девять членов движения "Новое величие"