Проблемы угольной отрасли: логистика, планирование и рынки сбыта
Россия поставила перед собой амбициозную цель - занять 25% мирового рынка угля к 2050 году, о чем заявил директор департамента угольной промышленности Министерства энергетики РФ Петр Бобылев в начале июля 2022 года. Однако достижение этой цели сопряжено со значительными препятствиями и требует поиска новых подходов.
Проблемы угольной отрасли
Главная проблема заключается в пятом пакете санкций, введенных Европейским союзом, который полностью запретил импорт всех видов угля из России с августа 2022 года. Этот запрет серьезно повлиял на позиции отечественного угля на экспортных рынках, особенно в отношении востребованного антрацита, годовой спрос на который в европейской промышленности составляет 3,7 млн. тонн по данным за 2021 год.
Другой актуальной проблемой является снижение объемов добычи угля в России. По данным Росстата, в январе 2023 года российские шахтеры выдали на гора 34,9 млн. тонн угля, что на 1,8% меньше по сравнению с январем 2022 года. Между тем, по сравнению с декабрем 2021 года снижение было еще более значительным - 19,3%. Эти цифры свидетельствуют о том, что угольной промышленности необходимо срочно решать вопросы, связанные с добычей и производством.
Проблем добавляет и РЖД
С введением против России западных санкций поставки многих экспортных грузов переориентировались с запада на восток. В результате Байкало-Амурская магистраль оказалась не готова к такому потоку перевозок: она и раньше была перегружена.
ОАО «РЖД» пришлось менять правила перевозок, чтобы отрегулировать их объемы. Эти изменения сильно ударили по всем угледобывающим регионам страны – Кузбассу, Хакасии, Забайкальскому краю, Бурятии, Саха (Якутии) и другим.
Президент Центра экономики инфраструктуры, экономист Владимир Косой подтвердил, что в ближайшие несколько лет проблемы с экспортом угля, в том числе из Кузбасса, никто не сможет решить. По словам эксперта, Транссибирская магистраль сейчас слишком загружена, поэтому РЖД и не выполняет все условия договора по вывозу твердого топлива в восточном направлении.
При этом экономист отмечает, что сейчас Российским железным дорогам важно вновь выстроить логистику для вывоза сырья из российских регионов. Однако специалистам на разработку этой системы может понадобиться не один год.
«Ситуация в отрасли сложная. Наши угольщики нашли новые рынки, выстроили новые логистические цепочки. Но по-прежнему главной проблемой остается вывоз угля. Для всей нашей страны и для Кузбасса приоритетными являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2022 году по поручению президента в восточном направлении мы должны были вывезти на экспорт за год 58 млн.тонн угля, но вывезут РЖД в лучшем случае 48,5 илн. тонн.
В 2023 году по поручению президента в восточном направлении из Кузбасса должно быть вывезено 63 млн. тонн угля. А РЖД нам предлагает вывезти 52,5 млн. - это на 10,5 млн. тонн меньше, чем указано в поручении президента. Наши угольщики в состоянии производить и продавать намного больше», – заявил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
Основные потребители российского угля
Проблему отрасли усугубило эмбарго на поставки угля в страны Евросоюза, вступившее в действие с 10 августа этого года. Угольные компании потеряли европейский рынок и сейчас вынуждены перенаправлять экспортные потоки на рынки Азии.
Индия до 2030 года будет оставаться ключевым потребителем российского угля. Но к 2050 году ее доля снизится, считают эксперты. При этом доля рынка стран Юго-Восточной Азии увеличится с текущих 20 – 25% до более 60%.
«В целом в базовом сценарии суммарный экспорт угля из России не будет испытывать сильных потрясений. Если в 2022 году он составил около 221 млн. тонн, то к 2030 году в наиболее вероятном сценарии он снизится менее чем на 1%, до 219 млн. тонн, а к 2050 году составит 218 млн. тонн», – отметил партнер консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшего подразделения McKinsey) Дмитрий Васюков.
«Рынок угля Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в ближайшие десятилетия поменяется не менее серьезно, чем за прошлые 20 лет. Экспорт угля Китаем за это время сократился больше чем в 10 раз с пиковых значений почти в 100 млн. тонн.
А Индонезия, которая появилась на угольной карте мира только в середине 1990-х, увеличила добычу почти в семь раз и вышла на первое место в мире по экспорту угля», – заявил замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.
По его словам, рост потребления угля в АТР также неизбежен, как и рост местных экономик. «Наша угольная промышленность была и будет конкурентоспособной на мировом рынке: качество угля и низкая себестоимость добычи уже позволили кратно увеличить объем экспорта с начала столетия», – отметил Григорьев.
Главный потерпевший – Кузбасс
Наибольшие потери несет Кузнецкий угольный бассейн, на долю которого в 2021 году пришлось 55% всего добытого в России угля. Кроме того, из всех центров угледобычи Кузбасс наиболее удален от экспортных портов Дальнего Востока.
«Чем проблема с отгрузкой грозит Кузбассу? Мы в прошлом году добыли 223 млн. тонн угля, а в 2021 году - 243 млн. тонн. У нас в прошлом году было снижение. Если такая ситуация продолжится, то мы не сможем достигнуть добычи даже 2022 года. А это, конечно, влияет на занятость и налоги в бюджет.
Вы представляете, уголь уже продан, контракты заключены. Потребители его уже купили, а мы его вывезти не можем. Это определяющее имеет значение, ведь это чревато срывом этих контрактов, поэтому делать это категорически нельзя», - подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов, который считает, что вывезти планируемое количество угля возможно при условии, что строительство Восточного полигона будет идти с опережением.
Глава региона Сергей Цивилев тоже настаивает на скорейшем расширении Восточного полигона и, в частности, предлагает забрать у ОАО «РЖД» полномочия по его строительству, оставив за железнодорожниками только функции эксплуатации и ремонта.
«Восточный полигон всегда был востребован, и мы постоянно об этом говорили и постоянно доказывали, а теперь он стал еще более дефицитным. Поэтому увеличение вывоза угля в восточном направлении - важнейший вопрос. Мы отстаивали и будем отстаивать интересы Кузбасса на всех уровнях», - подчеркнул Цивилев.
Профессор МГУ, регионовед Наталья Зубаревич считает, что, возможно, из-за снижения объема экспорта в Кемеровской области могут снизиться зарплаты. Будут ли угольщики принимать более радикальные меры, как, например, сокращение штата работников, пока неизвестно.
«Промышленное производство в какой-то мере сократится. Не знаю, будет ли уменьшаться занятость, но заработки у кого-то могут сократиться. Трудности с вывозом будут продолжаться, а это приведет к темпам снижения добычи угля. А как уже бизнес будет себя вести неизвестно. Увольнять сотрудников будет довольно сложно, потому что у нас Трудовой кодекс жесткий. Возможно, будут какие-то элементы неполной занятости, а это означает всегда сокращение заработной платы», — отметила Зубаревич.
По словам Цивилева, в угольной отрасли Кузбасса занято более 90 тыс. человек. А с учетом того, что на топливе завязана работа многих смежных отраслей, кризис в угледобыче может затронуть гораздо больше людей.
Несмотря на сложную ситуацию регион не собирается сворачивать ключевые проекты. Ранее Цивилев сообщил, что в развитие угледобычи Кузбасса с 2022 года будет инвестировано около 115 млрд. рублей, что соответствует объемам прошлого года.
В ближайшие три года будет введено 10 новых объектов, на которых будет создано более 3 тыс. новых рабочих мест. Цивилев напомнил, что угольная отрасль России неоднократно подвергалась колоссальному давлению, а шахтерские предприятия не раз оказывались под угрозой закрытия.
Эксперты угольной отрасли и правительство по-разному смотрят на рынок угля
Нынешняя санкционная война и перемены на глобальном рынке заставляют отрасль полностью пересмотреть все энергетические планы нашей страны. Вместо ожидавшегося правительством РФ прироста на 44% вывоз угля может сократиться на 67%. Такой негативный сценарий представили независимые эксперты бывшего российского подразделения консалтинговой компании McKinsey.
Экспорт российского угля достиг рекордных значений в 2021–2022 годах. И в прогнозах на ближайшие десятилетия объем поставок российского угля на внешние рынки будет снижаться. Об этом говорится в отчете компании «Яков и партнеры» (бывшего подразделения McKinsey), который цитирует ТАСС. В зависимости от сценария падение может составить от 3% до 67%.
При этом прогнозы независимых экспертов полностью противоречат официально утвержденной правительством РФ Энергетической стратегии до 2035 года. В правительственной стратегии указано, что рост экспорта угля к 2035 году составит 17% по отношению к уровню 2024 года в рамках так называемого «нижнего сценария». А в рамках «верхнего сценария» к 2035 году экспорт российского угля должен подскочить на 44%.
Многие эксперты отмечают слишком быстрое отклонение от реальности каждой новой версии официальной Энергетической стратегии, которые российские власти утверждают с 1992 года. При этом значимость тех цифр и ориентиров, которые чиновники вписывают в очередную энергостратегию, постоянно снижается.
Последний вариант правительственной Энергетической стратегии (до 2035 года), который был утвержден правительством РФ в июне 2020 года, прожил менее двух лет. Уже в апреле 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил, что энергостратегию нужно обновить. Ведь тогда стало ясно, что украинский конфликт затягивается, а отказ европейцев от российских энергоносителей будет иметь долгосрочный характер.
Горизонт планирования Энергетической стратегии РФ нужно продлить до 2050 года, обновленный документ должен быть утвержден до 15 сентября, заявил Путин в апреле прошлого года.
Однако эти поручения президента РФ пока не выполнены. Новая Энергостратегия не была принята ни 15 сентября 2022 года, ни 15 сентября 2023-го.
Тем не менее, несмотря на все проблемы, они не являются непреодолимыми. Россия намерена развивать угольную промышленность и постепенно устранять препятствия. Этот процесс требует времени и тщательного планирования каждого решения в соответствии с геополитической ситуацией в мире.
Главная проблема заключается в пятом пакете санкций, введенных Европейским союзом, который полностью запретил импорт всех видов угля из России с августа 2022 года. Этот запрет серьезно повлиял на позиции отечественного угля на экспортных рынках, особенно в отношении востребованного антрацита, годовой спрос на который в европейской промышленности составляет 3,7 млн. тонн по данным за 2021 год.
Другой актуальной проблемой является снижение объемов добычи угля в России. По данным Росстата, в январе 2023 года российские шахтеры выдали на гора 34,9 млн. тонн угля, что на 1,8% меньше по сравнению с январем 2022 года. Между тем, по сравнению с декабрем 2021 года снижение было еще более значительным - 19,3%. Эти цифры свидетельствуют о том, что угольной промышленности необходимо срочно решать вопросы, связанные с добычей и производством.
Проблем добавляет и РЖД
С введением против России западных санкций поставки многих экспортных грузов переориентировались с запада на восток. В результате Байкало-Амурская магистраль оказалась не готова к такому потоку перевозок: она и раньше была перегружена.
ОАО «РЖД» пришлось менять правила перевозок, чтобы отрегулировать их объемы. Эти изменения сильно ударили по всем угледобывающим регионам страны – Кузбассу, Хакасии, Забайкальскому краю, Бурятии, Саха (Якутии) и другим.
Президент Центра экономики инфраструктуры, экономист Владимир Косой подтвердил, что в ближайшие несколько лет проблемы с экспортом угля, в том числе из Кузбасса, никто не сможет решить. По словам эксперта, Транссибирская магистраль сейчас слишком загружена, поэтому РЖД и не выполняет все условия договора по вывозу твердого топлива в восточном направлении.
При этом экономист отмечает, что сейчас Российским железным дорогам важно вновь выстроить логистику для вывоза сырья из российских регионов. Однако специалистам на разработку этой системы может понадобиться не один год.
«Ситуация в отрасли сложная. Наши угольщики нашли новые рынки, выстроили новые логистические цепочки. Но по-прежнему главной проблемой остается вывоз угля. Для всей нашей страны и для Кузбасса приоритетными являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2022 году по поручению президента в восточном направлении мы должны были вывезти на экспорт за год 58 млн.тонн угля, но вывезут РЖД в лучшем случае 48,5 илн. тонн.
В 2023 году по поручению президента в восточном направлении из Кузбасса должно быть вывезено 63 млн. тонн угля. А РЖД нам предлагает вывезти 52,5 млн. - это на 10,5 млн. тонн меньше, чем указано в поручении президента. Наши угольщики в состоянии производить и продавать намного больше», – заявил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
Основные потребители российского угля
Проблему отрасли усугубило эмбарго на поставки угля в страны Евросоюза, вступившее в действие с 10 августа этого года. Угольные компании потеряли европейский рынок и сейчас вынуждены перенаправлять экспортные потоки на рынки Азии.
Индия до 2030 года будет оставаться ключевым потребителем российского угля. Но к 2050 году ее доля снизится, считают эксперты. При этом доля рынка стран Юго-Восточной Азии увеличится с текущих 20 – 25% до более 60%.
«В целом в базовом сценарии суммарный экспорт угля из России не будет испытывать сильных потрясений. Если в 2022 году он составил около 221 млн. тонн, то к 2030 году в наиболее вероятном сценарии он снизится менее чем на 1%, до 219 млн. тонн, а к 2050 году составит 218 млн. тонн», – отметил партнер консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшего подразделения McKinsey) Дмитрий Васюков.
«Рынок угля Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в ближайшие десятилетия поменяется не менее серьезно, чем за прошлые 20 лет. Экспорт угля Китаем за это время сократился больше чем в 10 раз с пиковых значений почти в 100 млн. тонн.
А Индонезия, которая появилась на угольной карте мира только в середине 1990-х, увеличила добычу почти в семь раз и вышла на первое место в мире по экспорту угля», – заявил замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев.
По его словам, рост потребления угля в АТР также неизбежен, как и рост местных экономик. «Наша угольная промышленность была и будет конкурентоспособной на мировом рынке: качество угля и низкая себестоимость добычи уже позволили кратно увеличить объем экспорта с начала столетия», – отметил Григорьев.
Главный потерпевший – Кузбасс
Наибольшие потери несет Кузнецкий угольный бассейн, на долю которого в 2021 году пришлось 55% всего добытого в России угля. Кроме того, из всех центров угледобычи Кузбасс наиболее удален от экспортных портов Дальнего Востока.
«Чем проблема с отгрузкой грозит Кузбассу? Мы в прошлом году добыли 223 млн. тонн угля, а в 2021 году - 243 млн. тонн. У нас в прошлом году было снижение. Если такая ситуация продолжится, то мы не сможем достигнуть добычи даже 2022 года. А это, конечно, влияет на занятость и налоги в бюджет.
Вы представляете, уголь уже продан, контракты заключены. Потребители его уже купили, а мы его вывезти не можем. Это определяющее имеет значение, ведь это чревато срывом этих контрактов, поэтому делать это категорически нельзя», - подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов, который считает, что вывезти планируемое количество угля возможно при условии, что строительство Восточного полигона будет идти с опережением.
Глава региона Сергей Цивилев тоже настаивает на скорейшем расширении Восточного полигона и, в частности, предлагает забрать у ОАО «РЖД» полномочия по его строительству, оставив за железнодорожниками только функции эксплуатации и ремонта.
«Восточный полигон всегда был востребован, и мы постоянно об этом говорили и постоянно доказывали, а теперь он стал еще более дефицитным. Поэтому увеличение вывоза угля в восточном направлении - важнейший вопрос. Мы отстаивали и будем отстаивать интересы Кузбасса на всех уровнях», - подчеркнул Цивилев.
Профессор МГУ, регионовед Наталья Зубаревич считает, что, возможно, из-за снижения объема экспорта в Кемеровской области могут снизиться зарплаты. Будут ли угольщики принимать более радикальные меры, как, например, сокращение штата работников, пока неизвестно.
«Промышленное производство в какой-то мере сократится. Не знаю, будет ли уменьшаться занятость, но заработки у кого-то могут сократиться. Трудности с вывозом будут продолжаться, а это приведет к темпам снижения добычи угля. А как уже бизнес будет себя вести неизвестно. Увольнять сотрудников будет довольно сложно, потому что у нас Трудовой кодекс жесткий. Возможно, будут какие-то элементы неполной занятости, а это означает всегда сокращение заработной платы», — отметила Зубаревич.
По словам Цивилева, в угольной отрасли Кузбасса занято более 90 тыс. человек. А с учетом того, что на топливе завязана работа многих смежных отраслей, кризис в угледобыче может затронуть гораздо больше людей.
Несмотря на сложную ситуацию регион не собирается сворачивать ключевые проекты. Ранее Цивилев сообщил, что в развитие угледобычи Кузбасса с 2022 года будет инвестировано около 115 млрд. рублей, что соответствует объемам прошлого года.
В ближайшие три года будет введено 10 новых объектов, на которых будет создано более 3 тыс. новых рабочих мест. Цивилев напомнил, что угольная отрасль России неоднократно подвергалась колоссальному давлению, а шахтерские предприятия не раз оказывались под угрозой закрытия.
Эксперты угольной отрасли и правительство по-разному смотрят на рынок угля
Нынешняя санкционная война и перемены на глобальном рынке заставляют отрасль полностью пересмотреть все энергетические планы нашей страны. Вместо ожидавшегося правительством РФ прироста на 44% вывоз угля может сократиться на 67%. Такой негативный сценарий представили независимые эксперты бывшего российского подразделения консалтинговой компании McKinsey.
Экспорт российского угля достиг рекордных значений в 2021–2022 годах. И в прогнозах на ближайшие десятилетия объем поставок российского угля на внешние рынки будет снижаться. Об этом говорится в отчете компании «Яков и партнеры» (бывшего подразделения McKinsey), который цитирует ТАСС. В зависимости от сценария падение может составить от 3% до 67%.
При этом прогнозы независимых экспертов полностью противоречат официально утвержденной правительством РФ Энергетической стратегии до 2035 года. В правительственной стратегии указано, что рост экспорта угля к 2035 году составит 17% по отношению к уровню 2024 года в рамках так называемого «нижнего сценария». А в рамках «верхнего сценария» к 2035 году экспорт российского угля должен подскочить на 44%.
Многие эксперты отмечают слишком быстрое отклонение от реальности каждой новой версии официальной Энергетической стратегии, которые российские власти утверждают с 1992 года. При этом значимость тех цифр и ориентиров, которые чиновники вписывают в очередную энергостратегию, постоянно снижается.
Последний вариант правительственной Энергетической стратегии (до 2035 года), который был утвержден правительством РФ в июне 2020 года, прожил менее двух лет. Уже в апреле 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил, что энергостратегию нужно обновить. Ведь тогда стало ясно, что украинский конфликт затягивается, а отказ европейцев от российских энергоносителей будет иметь долгосрочный характер.
Горизонт планирования Энергетической стратегии РФ нужно продлить до 2050 года, обновленный документ должен быть утвержден до 15 сентября, заявил Путин в апреле прошлого года.
Однако эти поручения президента РФ пока не выполнены. Новая Энергостратегия не была принята ни 15 сентября 2022 года, ни 15 сентября 2023-го.
Тем не менее, несмотря на все проблемы, они не являются непреодолимыми. Россия намерена развивать угольную промышленность и постепенно устранять препятствия. Этот процесс требует времени и тщательного планирования каждого решения в соответствии с геополитической ситуацией в мире.