Может ли быстрая мода избавиться от неэкологичного поведения?

Избыток дешевой и недолговечной одежды, которую производят испанская Zara, шведская H&M и ирландская Primark, оборачивается огромными экологическими издержками. По оценкам Европейской Комиссии, средний европеец ежегодно выбрасывает 12 кг одежды.

При этом потребление текстиля – четвертый в рейтинге факторов, негативно влияющих на окружающую среду.

С учетом того, что к 2050 году ЕС задался целью достичь углеродной нейтральности, Брюссель представил концепцию реформирования сектора, который принято называть «быстрой модой». Термин подразумевает одежду последних модных тенденций и быстрое обновления ассортимента марки несколько раз в сезон (прим. пер.).

ЕС хочет, чтобы к 2030 году текстильная продукция, импортируемая на рынок блока, была «долговечной и пригодной для вторичной переработки, изготовленной в значительной степени из переработанных волокон, не содержала опасных веществ и производилась с соблюдением социальных прав и охраны окружающей среды». Такой подход относится к «циркулярной экономике», в рамках которой страны блока меньше потребляют и выбрасывают. ЕС рассчитывает, что новое законодательство побудит другие страны принять аналогичные меры и заставит бренды пересмотреть свою деловую практику с выгодой для каждого рынка, на котором они продают свою одежду.

Реклама на веке

«Это неизбежно подтолкнет их к более ответственному подходу», – говорит Виргиниюс Синкявичус, Комиссар ЕС по охране окружающей среды.

Однако для достижения этой цели необходимо изменить законодательство, провести информационные кампании и предложить обязать бизнес – будь то производители, импортеры или дистрибьюторы – платить за переработку отходов текстиля. При этом сторонники устойчивого развития считают, что эти предложения, хотя и шаг в правильном направлении, слишком расплывчаты и не подкреплены конкретными мерами. «Намерения пока не конвертируются в закон», – говорит Максин Бедат, бывший юрист и популяризатор идеи более этичной моды.

Под этими намерениями пока нет нужной инфраструктуры. Например, в соответствии с новыми целями по утилизации и переработке отходов, страны-участницы должны будут собирать выброшенный текстиль с 2025 года. Однако не везде есть предприятия по переработке тканей, состоящих из нескольких волокон, таких как хлопок и полиэстер. Эластан, который добавляется в одежду, чтобы та лучше тянулась, может стать загрязнителем в процессе переработки, поэтому его нужно сначала извлечь, что увеличивает затраты.

«Сейчас много внимания уделяется раскрытию информации об одежде и ее циркулярности, – добавляет Бедат, которая хотела бы, чтобы больше внимания уделялось борьбе с выбросами. – Но у нас нет необходимых технологических решений».

Развитие интернет-магазинов привело к появлению беспрецедентного объема дешевой, некачественной одежды, изготовленной из первичного полиэстера и других синтетических тканей, полученных из углеводородов. У этих вещей практически нулевая ликвидационная стоимость, и в итоге они сжигаются или веками лежат на свалках, обычно в развивающихся странах.

Мировое производство текстиля, 81% которого используется в швейной промышленности, почти удвоилось с 2000 по 2015 годы. По прогнозам Европейского агентства по охране окружающей среды, с 2022 по 2030 год потребление одежды и обуви вырастет еще на 63%, до 102 млн т.

Обилие одежды по низким ценам способствовало формированию культуры, в которой потребители все чаще рассматривают ее как одноразовую. По данным Фонда Эллен Макартур, некоммерческой организации, занимающейся борьбой с отходами и загрязнением окружающей среды, более половины всей одежды «быстрой моды» выбрасывается менее чем через год после покупки. Если средняя цена на вещь в онлайн-магазине Shein, составляет 7,6$, то потребителям выгоднее купить новую вещь, чем сдать ее в ремонт или купить секонд-хенд.

Индустрию «быстрой моды» также обвиняют в том, что она способствует созданию эксплуататорских условий труда для обеспечения низких цен. Бедат считает, что ЕС должен законодательно обязать бренды выплачивать прожиточный минимум работникам вдоль всей цепочки поставок, чтобы они и их семьи могли удовлетворять свои основные потребности.

Однако до сих пор индустрия моды была по большей части предоставлена самой себе. Из всех стран-членов ЕС лишь Франция, Швеция и Нидерланды приняли законодательство, предусматривающее финансовую ответственность производителей за создаваемые ими отходы.

Реклама на веке
Парламент ЕС проголосовал за резкое увеличение доли возобновляемых источников энергии Рынок электромобилей стал новым любимчиком китайской экономики, потеснив интернет-гигантов